Обломки кораблекрушения, или Хаос созидания-7

* * * 

Всякая напасть, которая случается с героем, не может происходить сама собою, ни с того, ни с сего, «просто так». Герой каким-то образом должен спровоцировать эту напасть. Иначе читатель не так остро будет сочувствовать и переживать. Читателю должно казаться, что пострадавший всё же вызвал беду каким-то неосторожным словом, движением или поступком. Так Хоме Бруту шептал голос: «Не гляди!», а он поглядел. Сам виноват!


* * * 

Есть герои второго, третьего плана. Есть персонажи, едва обозначившиеся, мелькнувшие вдали. Точно так же в романе есть главная тема, и есть второстепенные. Тема главная звучит с первых страниц и до самого финала. Параллельно развивается и множество побочных мелодий. Важно, чтобы они не нарушали общий лад.


* * * 

Одна из таких фоновых мелодий романа — тема подделки, пародии, имитации. То есть ложного, иллюзорного. Несколько раз настоящее меняется местами с подделкой. Настоящие деньги, фальшивые, снова настоящие. Герой работает в театре. Там, где игра, иллюзия настоящей жизни. Живёт он тоже с некоторых пор в мире иллюзорном, придуманном. Но мир его невозможно отличить от подлинного.

Впрочем, если подумать, мы все живём в мире иллюзорном. Пытаешься вспомнить жизнь, которая прошла, а там ничего связного. Эпизоды, яркие сцены, отдельные вспышки, картинки. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» Запутанная и невразумительная история. Удобнее пересказать роман «Русский лес» или «Анну Каренину», чем собственную жизнь.


* * * 

Мир, созданный Толстым, для меня более реален, чем подлинная история. Выдуманных Андрея Болконского и Наташу Ростову я вижу более живо, чем реальных деятелей той поры. Положим, реформатора Михаила Сперанского или  Николая Новосильцева.


* * * 

Книга задумана и пишется о самом главном! Цели нужно ставить недостижимые. Может быть, даже и непосильные. Но не пугаться этого. Бывает ведь и так, что слабый вступает в бой и одолевает сильнейшего. Пусть говорят, что повезло, что победа была случайной. Но не повезло бы и случай бы не помог, если бы человек заранее трезво оценил свои силы. Вот за что люблю пьяных — силу в себе чуют…

Так и любой пишущий должен быть как будто слегка невеселее, слегка охмелённым, и ощущать в себе эту силу. Даже если её и нет.


* * * 

Вот идеал. Роман должен иметь динамичную завязку. Параллельно с главным сюжетом разворачивается ещё две-три увлекательные сюжетные линии. Необходимо в нужное время подвести все эти линии к кульминации. Ну и развязка не должна оставлять никаких вопросов. Никакой недосказанности и расчёта на то, что «читатель домыслит». Все петли, узлы и узелки, что были амечены в начале книги, должны распутаться в конце. В моём первом романе «Пожар в коммуналке, или Обнажённая натура» — несколько таких узлов остались неразвязанными. Не потому, что забыл про них… Просто надоело писать, и я быстренько всё закруглил и оборвал. Совершил литературное преступление.


* * * 

Ситуация в романе должна постоянно меняться. Но следует помнить постоянно, что никакое самое острое и неожиданное внешнее действие  не в состоянии  создать нужное художественное напряжение. Задача — показать внутренний мир человека. Собственно говоря, в этом и главная суть искусства. «Много есть чудес на свете, человек же всех чудесней» (Софокл, «Антигона»)


* * * 

Пишешь, думаешь, снова пишешь… Откладываешь надолго. Возвращаешься, меняешь слова и главы местами, поправляешь диалоги. Сокращаешь, прибавляешь, дописываешь. Вычёркиваешь и начинаешь заново. И только спустя долгое время начинаешь кое-что понимать. Это «кое-что» может вогнать тебя в уныние. Но не стоит отчаиваться. Твой труд не пропал впустую. Благодаря всей этой работе, ты приобрёл нужный опыт. Добыча твоя невелика, но она есть.

По крайней мере, ты наконец-то понял — как не надо писать свой роман.

Продолжение следует







Сообщение (*):



Введите символы, изображенные на картинке (*):


Комментарии 1 - 0 из 0