Об опыте работы с молодыми

В Совете молодых литераторов Союза писателей России

Совет молодых литераторов при Союзе писателей России работает уже больше полугода. Кроме составления молодёжных поэтических альбомов по регионам, проведения семинаров по поэзии, прозы и критике в Шолоховском центре СПР на Комсомольском, 13, мы всё это время контактировали с представителями Союза по регионам: руководителями Отделений и активистами, занимающимися работой с молодыми. И в первую очередь мы просили их изложить своё виденье работы с молодыми и ситуацию в регионе.

От кого-то мы получили исчерпывающие ответы, кто-то не откликнулся, а до каких-то регионов мы и сами ещё не дошли. В основном информацию нам представляли люди старшего поколения, однако в некоторых регионах нашлись писатели, молодые по возрасту, но удивившие нас своей зрелостью и серьёзностью. Их размышления (данные в форме вопросов и ответов) мы и хотели бы предложить вашему вниманию.

Эти ребята по сути уже возглавляют работу с молодыми в своих регионах. Мария Четверикова – талантливый омский поэт, руководит городским ЛИТО, в котором состоят все молодые члены Союза города Омска. Она осуществляет в СМЛ большую работу, связанную с отбором и редактированием поэзии. Елизавета Мартынова много лет возглавляет известный литературный журнал «Волга XXI век», где публикуются, в том числе, и лучшие молодые писатели со всей России. Журнал по сути – центр литературной жизни Саратова. Иван Образцов – активный критик, поэт и прозаик из Алтайского края, ведёт в журнале «Огни над Бией» отдел «Комар», в котором публикуются молодые авторы. Мы особенно рады его участию в работе семинара критики СМЛ. Не так давно мы познакомились и с Александром Дашко – поэтом из Ульяновска, чьи размышления о литературе и её организации показались нам чрезвычайно дельными, так что мы возлагаем большие надежды на будущее сотрудничество с ним.

Может, эта публикация заинтересует не только читателей сайта и членов Союза, но и привлечёт талантливых активных ребят из других регионов – будущее молодой литературы в их руках. Мы открыты для сотрудничества, пишите нам на: sml.spr@yandex.ru

Мария Валерьевна ЧЕТВЕРИКОВА  родилась в 1986 году. Печаталась в коллективных сборниках Москвы и Омска, журнал «Новосибирск», «Литературный Омск», «Мир увлечений», «Пилигрим». Автор поэтических сборников «Капель по Моцарту» (2003), «Предсказание дождя» (2007), «Небесный троллейбус» (2013). Член Союза писателей России с 2007 года. Лауреат Всероссийского конкурса юных поэтов фонда «Новый имена России» с присуждением президентской стипендии. Лауреат областной молодежной литературной премии имени Ф.М. Достоевского. Дипломант Всероссийского литературного конкурса «Хрустальный родник». Лауреат Сибирско-Уральской литературной премии. В настоящее время работает психологом в «Клинической психиатрической больнице им. Н.Н. Солодникова», руководит литературным объединением «Литературная лаборатория».

- Каков ваш взгляд на ситуацию в современной молодой поэзии и литературе?

Трудно найти в нашей стране человека, который не написал за свою жизнь хотя бы одного стихотворения. Особенно часто поэтические опыты случаются у молодых – открывающих для себя большой мир и большую жизнь – людей. Стихи дают возможность не только выразить, выплеснуть переживания, но и заново открыть и постигнуть себя, другого, бытие.

И, конечно же, написанное требует слушателя и читателя. Еще десять-двадцать лет назад начинающие авторы могли поделиться своим творчеством только в рамках молодежных литературных объединений или адресно передав свою заветную тетрадку читателю – и с замиранием сердце ожидали (иногда безрезультатно) первую настоящую публикацию в газете или литературном журнале, то сегодня ситуация кардинально иная. Для того чтобы явить миру свои стихи, в современном информационном пространстве достаточно просто опубликовать их на тематическом сайте или своей персональной странице – в социальной сети или блоге. Для тех же, кто хочет подарить друзьям и знакомым «настоящую» бумажную книгу, всегда открыты полиграфические центры и частные издательства, которые с удовольствием отпечатают любой заказ – была бы оплата. Кроме того, существует огромное количество возможностей выступить на публике – заинтересованные в проведении модных мероприятий граждане с радостью организовывают всевозможные «поэтические встречи» и «литературные вечера», попасть на которые в качестве «поэта» может любой, отправивший в срок заявку. Казалось бы – вот оно, светлое будущее, в котором каждый имеет право сказать и быть услышанным!

Но что-то пошло не так. И в огромном пространстве всемирной сети по запросу «стихи» стало всё труднее отыскать настоящую молодую поэзию, и на литературных вечерах всё больше ощущение не литературы, а посиделок, где «кукушка хвалит петуха…», и всё реже встречаешь людей, которые пришли послушать, а не почитать. А книги, вышедшие без редактора и, конечно же, без корректора – не все молодые авторы даже понимают, зачем они нужны, если стихи можно выстроить по своему усмотрению, а орфографию правит известная компьютерная программа – создают у широкого круга читателей убежденность, что русская поэзия завершилась ещё в конце 80-х годов прошлого века, и добавить к ней некого. И, хотя, конечно же, это не так (ведь каждое время требует, чтобы его выразили, стремится быть отраженным и осмысленным в живых, пульсирующих, сегодняшних поэзии и прозе), сложно обвинить читателя, который после очередных небрежных и поверхностных, неумелых стихов современного начинающего автора скажет: «Вот молодой Пушкин – это поэт, а тут…»

И дело не в том, что литературно одаренных людей среди молодежи стало меньше, нет! Просто ушли фильтры, которыми были редколлегии журналов, газет, редакторы издательств. И стало возможным, делясь откровенно сырым материалом, просыпаться если и не знаменитым, то читаемым, а значит, отпала необходимость работать над строкой, постигать литературу как профессиональную деятельность, расти… и становиться поэтом. Ведь раз ты написал и опубликовал стихи – ты, вроде как, уже состоялся.

Но думающие, глубокие, способные молодые люди пишут не для того, чтобы на всю всемирную сеть признаться в любви или отомстить N., покрасоваться среди знакомых своей «тонкой душевной…», а потому, что не могут не писать. А значит, у них возникают вопросы – и это хорошие вопросы. Почему не дается строка? Почему сбивается ритм? Почему рифма то помогает, то низводит все старания к нулю? И главный вопрос – прочитывается ли стихотворение, что суть есть вопрос – вы услышали меня?

За ответами на эти вопросы молодые авторы приходят в литературные объединения, где всё начинается с одной простой мысли: литература – это работа. И если поэзия для пришедшего не возрастное, не мимолетное, не часть прекрасного и изменчивого пути поиска себя, а заложенная сила, требующая выхода и знания, как ею управлять, то после первых обсуждений молодой поэт постепенно проходит все те же, проверенные временем этапы становления – семинары молодых писателей, первые серьезные публикации и выступления для настоящих слушателей, работу с редактором.  

- Какой вы видите работу с молодыми писателями в идеале? Для чего вообще нужны ЛИТО?

Литературные объединения для начинающих писателей нужны: они выполняют важные функции. Первой, самой очевидной, является создание условий для литературной учебы. Теория стихосложения, виды ритмов, рифм, форм, основы литературной стилистики и отдельные приемы, будучи освоенными, безусловно, увеличивают возможности автора. Но не менее важно узнавать поэтов, чьи имена не попадутся в учебниках по литературе или на страницах популярных литературных сайтов. С одной стороны знание того, что уже сделано предшественниками, позволяет развивать литературу (через согласие или протест – неважно), не тратя время на изобретение велосипедов, а с другой – крайне ценно для осознания себя в литературном процессе. Начинающий автор, знающий, что он не на пустом месте творит, одновременно и получает импульс и силу для творчества, и прививку от ложного ощущения себя единственным поэтом.

По форме занятия традиционно делятся на тематические и встречи, посвященные обсуждению рукописи одного из участников литобъединения. Так, в случае приближающегося областного семинара молодых литераторов, чаще всего один за другим идут обсуждения, которые, разумеется, также являются формой обучения. Такая работа способствуют формированию «внутреннего редактора» у начинающих авторов: на примере одной рукописи разбираются технические вопросы, вопросы стиля и композиции. И, что не менее важно, ведется разговор о мире автора, его позиции, его голосе, а без осознания этого уровня творческой работы легко попасть в ловушку трюкачества  или удариться в гонку за эффектными строками и строфами.

Второй функцией литобъединения, безусловно, является обеспечение такого нужного для начинающих авторов литературного общения. Возможность слышать стихи, которые пишут люди твоего поколения, пишут сейчас и здесь, в твое время и в твоем городе, очень важно. Это дает и стимул для творчества (поэтический мир каждого участника литобъединения неизбежно расширяется, иногда появляются прямые или косвенные литературные ответы на стихи других, а едва вступившие на путь литературы ребята тянутся за теми, кто уже поднаторел, работает уверенно и сильно), и позволяет сформировать адекватную позитивную профессиональную самооценку (при условии экологичного отношения друг к другу в лито). А еще поэты – в большинстве своем – это тонко чувствующие люди, способные любить, наверное, весь мир. И в условиях совместной литературной учебы и работы они учатся любить чужие стихи, а значит, даже если они и оставят литературу как писатели, вдумчивыми и чуткими читателями они уже никогда не перестанут быть.

Банально, но мир действительно сильно изменился с появлением Интернета. Теперь каждый, кто имеет доступ к нему, способен опубликовать свои стихи (и даже собрать определенное количество позитивной обратной связи), и точно также каждый способен найти, прочитать стихи или посмотреть выступления практически любого поэта. В этой связи третьей функцией литобъединения является организация совместных публикаций или выступлений начинающих авторов в реальном мире. Когда поэт читает свои стихи настоящей публике, он может получить настоящую обратную связь. Ведь на страницах социальных сетей или специальных литературных сайтов с возможностью комментирования легко получить как одобрение, не имеющее реальных оснований, так и порицание. Эффект анонимности, который сильно влияет на поведение отдельных людей в сети, создает благоприятные условия для легкомысленного (а иногда и жестокого) обращения с поэтом и его произведениями. Да и получить «лайки» от друзей на своей странице в социальной сети – даже не гарантия прочтения, не то что – одобрения или неодобрения именно стихов, свободного от законов социальной психологии. И, конечно же, кругом читателей и слушателей начинающего автора становятся не только его знакомые, интересующиеся им самим, но и люди, интересующиеся собственно литературой.

- Проводится ли работа с молодыми писателями в вашем регионе? Организовываются ли семинары молодых?

В Омске традиционные семинары молодых литераторов проводятся с 30-х годов прошлого века, одним из первых организаторов которых был известный русский поэт, омич по рождению Леонид Мартынов. На семинаре прошлого года ярко выступили начинающие поэты – Анастасия Егорова, Диана Лугинина, Темури Джгереная, после чего были рекомендованы и приняли участие в работе Международного совещания молодых писателей в г. Каменске-Уральском, опубликовались в журнале «Литературный Омск».

Для молодых людей важно не только получить уроки мастерства, но и убедиться: их творчество интересно, нужно еще кому-то кроме них самих. А значит, есть смысл работать дальше, совершенствоваться, искать выход к читателю. Как написала одна из участниц семинара Анастасия Егорова: «Счастье – это когда ты нужен / Тому, кто в десятки раз тебе самому нужней».

Конечно, на этом пути очень много трудностей. И сомнений – ведь всегда под рукой миллион примеров того, как стать знаменитым, успешным (и даже коммерчески успешным) «поэтом» без всякой учёбы, без всякой работы!.. Но «каждый выбирает по себе...», а значит в поэзию – настоящую, но, может быть, почти неизвестную широкому кругу читателей – придут только настоящие поэты, несущие ответственность за своё слово, за своё дело, за своё время.

Александр ДАШКО, родился в 1994 году, лауреат Всероссийского молодёжного литературного конкурса «Мцыри» (Москва, 2011), живёт в Ульяновске.

- Проводится ли работа с молодыми писателями в вашем регионе? Существуют ли ЛИТО, организовываются ли семинары молодых? Есть ли местные конкурсы и премии? Может, у вас есть какие-то методические разработки профессиональной подготовки начинающих, которые могли бы быть полезны в масштабах страны?

В Ульяновской области существуют несколько литературных конкурсов и премий. Во-первых, это областной литературный  конкурс «Первая роса», имени выдающегося ульяновского журналиста Андрея Безденежных. Конкурс проводится на протяжении 18 лет, в четырех возрастных категориях, начиная от самых маленьких, и заканчивая вполне уже взрослыми поэтами и прозаиками в возрасте до 45 лет. Конкурс широко освещается в местных СМИ, привлекает большое количество молодых писателей и поэтов. Жюри конкурса – ульяновские писатели, члены Ульяновского регионального отделения Союза писателей России, педагоги ВУЗов.

Конкурс «Друзья по вдохновению» в 2017 году отметил свое 10-летие. Конечно, он рассчитан на более младший возраст, но является хорошей ступенькой на пути в литературу. Каждый год церемония награждения победителей конкурса проходит в селе Языково в День рождения А.С. Пушкина. (Село Языково – культовое место для Ульяновских поэтов, в нем Пушкин дважды гостил у Языковых. По легенде, даже сохранилась сосна, которую он посадил в знак дружбы с поэтом Языковым). Поэтому конкурс «Друзья по вдохновению каждый год собирает вокруг себя молодых (и даже совсем юных) поэтов и прозаиков. Кстати, по итогам конкурса выходит сборник с работами лауреатов. В 2017 году выпущен юбилейный сборник с лучшими работами за 10 лет.

Уже несколько раз в Ульяновске проводился городской открытый конкурс «Станция белая», который также объединял вокруг себя молодых поэтов. Его отличие от других состоит в том, что оценивается не только поэтическое, но и актерское мастерство выступающих, умение преподнести  свое творчество слушателю. Инициативу в организации конкурса проявила сама молодежь, а в состав жюри были привлечены видные ульяновские писатели, и актеры, педагоги сценической речи и преподаватели гуманитарных ВУЗов.

Наиболее престижной и значимой литературной премией Ульяновской области является поэтическая премия имени Н.Н. Благова, в которой есть молодежная номинация (для авторов до 35 лет). Премия вручается ежегодно за изданный сборник стихов, сумма вознаграждения составляет 20000 рублей. На данный момент в молодежной номинации трое лауреатов – Александр Приданов, Гала Узрютова и Александр Дашко. Премию вручает Губернатор Ульяновской области, и она имеет широкое освещение в СМИ нашего региона. С 2017 года, по инициативе Губернатора Ульяновской области, решено придать ей статуса Поволжской.

Еще одна премия, которая давно вышла за пределы не только Ульяновской области, но и всей страны – международная литературная премия имени И.А. Гончарова. Она вручается ежегодно лучшим прозаикам, и также имеет молодежную номинацию «Ученик Гончарова». Размер премии составляет 300 тысяч рублей.

Но ульяновские молодые поэты живут не только конкурсами, они стремятся к общению, обменом творческим опытом. Основной ресурс, который объединяет творческие силы нашего региона – сайт «Первая роса». Как раз на базе этого сайта и проводится конкурс, о котором говорилось выше. Но на сайте также можно свободно размещать свои стихи. Отрадно видеть, что этот ресурс не статичный, на сайте происходит активное общение, взаимокритика, обмен опытом. Каждый новый опубликованный материал находит живой отклик. Поэтому можно смело сказать, что сайт уже давно трансформировался в литературный клуб «Первая роса», в котором находит свое место не только ульяновская творческая молодежь, но и молодые поэты из других регионов и даже других стран.

Еще одно интересное явление – Православный молодежный литературный клуб при кафедральном Спасо-Вознесенском соборе создан по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия. Куратором данного клуба является руководитель молодежного отдела Симбирской епархии, лауреат областного конкурса «Первая Роса» Сергей Николаев. Встречи проходят регулярно с периодичностью раз в месяц в здании православного молодежного центра при соборе. В рамках деятельности литературного клуба молодые люди имеют возможность обсудить понравившиеся книги, поговорить о современных тенденциях в литературе, проанализировать существующие проблемы и пообщаться с приглашенными писателями, поэтами, а также литературоведами города Ульяновска. Любой желающий может вынести на общий суд свое произведение и получить конкретные рекомендации. Таким образом, деятельность клуба имеет как практическую направленность (ребята учатся писать стихи, пробуют себя в прозе), так и образовательную (общение на тему, какие христианские идеи есть в том или ином произведении). Клуб создан по инициативе самой молодежи, так как среди ребят, участвующих в православном молодежном движении, есть те, кто пробует себя на поприще писателя или поэта, а так же те ребята, которые испытывают интерес к литературе, к чтению книг. Стоит отметить, что создание подобных клубов существует в ряде епархий нашей страны. Их существование обусловлено тем, что именно сегодня в эпоху постмодерна людям необходимо живое слово, необходимо сохранить «культурный код», который имеется у нашего народа и дает ему способность к самосознанию и самоидентификации на основе традиции. Говоря о традиции, имеется в виду и то, что изначально русская литература не могла существовать без донесения христианских мотивов и ценностей, поэтому сейчас очень важно вновь вспомнить об этом.

Также по инициативе молодежи на базе Дворца книги – Ульяновской областной литературной библиотеки имени В.И. Ленина ежемесячно работает Литературная студия. Ульяновские поэты и писатели, члены Ульяновского регионального отделения Союза писателей России проводят занятия с творческой молодежью. Происходит как разбор и работа над текстами молодых, так и разговор о тенденциях современной литературы, знакомство с лучшими образцами классики. Литературная студия ставит перед собой как образовательные, так и просветительские задачи.

Не менее интересен опыт работы с молодежью в городе Димитровграде (второй по величине город в Ульяновской области). Там на протяжении года работала Школа молодых литераторов и молодежный литературный клуб «Безымянное созвездие». У Школы молодых литераторов была программа, включавшая в себя семинары, мастер классы, знакомство с лучшими образцами современной и классической литературы. Проводились как коллективные, так и индивидуальные занятия с молодыми авторами. По итогам работы Школы издан сборник «Графоманов нет!», куда вошли лучшие ученики. В этом году ведется второй набор в Школу молодых литераторов.

Литературные объединения есть в каждом районе Ульяновской области, в них так или иначе участвует молодежь. Например, карсунское литературное объединение «Родники» вырастило целую плеяду интересных молодых литераторов, которые занимают призовые места на областных литературных конкурсах.

Еще один интересный проект, который направлен на продвижение творчества ульяновских поэтов – «Литературная филармония», который я курирую. Его суть в том, что поэты объединяются и выезжают с творческими вечерами в районы Ульяновской области (а в последнее время и за ее пределы). В работе проекта активно участвует молодежь. Благодаря «Литературной филармонии» открыто немало талантливых имен, и молодым людям была дана возможность донести свое творчество до слушателей.

Еще одна возможность донести свое творчество до читателя перед молодыми открывает литературный журнал «Симбирскъ», в котором есть целая рубрика «Молодые голоса». Журнал выходит ежемесячно и широко распространяется по всей области. Многие талантливые молодые ульяновские поэты были открыты для читателя благодаря журналу «Симбирскъ».

- Какой вы видите работу с молодыми писателями в идеале?

В идеале должна создаваться единая творческая среда, которая способствует созидательной критике, обмену опытом, литературной учебе. И как итог – творческому росту и раскрытию потенциала. Основная проблема, на мой взгляд, в разрозненности. Пишут многие, на разные темы, но объединиться почем-то не могут. На мой взгляд, создание Совета молодых литераторов – очень важный шаг к объединению творческих сил. 

- Назовите, на ваш взгляд, наиболее одарённых молодых писателей страны и вашего региона?

Сейчас очень много талантливых поэтов, как в столице, так и в провинции. Наиболее сильные поэты формируются именно в провинции, потому что там молодой человек находится ближе к истокам русской культуры, именно в провинции обостряются социальные конфликты, в конце-концов. Из современных молодых поэтов хочется выделить Алексея Шмелева, Александра Антипова, Павла Великжанина и других. Это те поэты, которые вышли уже на всероссийский уровень. Что касается, Ульяновской области, то у нас много талантливых и одаренных людей. Это молодые поэты и прозаики Евгений Сафронов, Евгений Бодунов, Мария Богдан, Сергей Николаев, Дарпья Вдовина, Екатерина Шумаева, Алина Осокина. Есть и юные дарования, чей поэтический голос крепнет с каждым годом. Это Ангелина Качалкина, Никита Красильников, Татьяна Любимова, Юлия Головина. Многие из них живут в районах Ульяновской области и редко встречаются со старшими товарищами по перу, но тем отраднее видеть их постоянную работу над собой, творческий рост.

- Ваш взгляд на текущий литературный процесс – проблемы, достижения и т.д.

Современный литературный процесс – явление весьма интересное. Во все времена писали многие и много, но сейчас это стало настоящим бумом. Пишут очень многие и очень много. Поэтому такая активность неизбежно имеет две стороны. 
Есть ряд основных проблем:

  1. Отсутствие у многих пишущих начитанности, литературного базиса. Многие начинают писать, не читая при этом классику, не просвещаясь в теории литературы, не расширяя кругозор, что непростительно для литератора.
  2. Из первой проблемы вытекает вторая. Многие, не видя перед собой классических образцов пытаются создать нечто новаторское. Но ведь, как отметил Сальвадор Дали в «Дневнике одного гения», прежде чем пытаться создать свой стиль, нужно научиться писать как старые мастера. Конечно, речь шла о живописи, но этот принцип сохраняется и в литературе. Подобные эксперименты и «новаторство» приводят к тому (как бы это ни было парадоксально), что многие творения молодых авторов написаны будто под копирку.
  3. Мелкотемье. Почему-то многие молодые литераторы ударяются в несчастную любовь, и эта тема, которая, безусловно, достойна пера, становится доминирующей в их творчестве. Но ведь поэзия должна касаться многих аспектов жизни.
  4. Проблемы аудитории. Увы, основная масса читателей современной поэзии – сами же современные поэты. Почему-то сейчас поэзия становится все более закрытой для широкого круга читателей.
  5. Наверное, как следствие этого – уход поэзии в интернет-пространство. Конечно, это явление тоже имеет две стороны. С одной стороны дает поэту возможность донести свое творчество до широкой аудитории, но с другой  - это полное отсутствие цензуры и какой-то нравственной планки.  

Но, безусловно, достижений тоже много. Это и то, что молодые люди все-таки стремятся к творчеству, пусть даже не всегда удачно, но ведь зачастую важен именно сам порыв. И многие из тех, кто не состоялся как поэт, возможно, станут хорошими читателями и ценителями литературы. К тому же, творчество в любом случае способствует духовному развитию личности. 
Еще одно достижение – большое внимание, которое в последнее время все-таки уделяется литературе со стороны органов государственной власти. Финансируются литературные премии, проводятся литературные фестивали, книжные ярмарки, множество мероприятий, направленных на продвижение литературы и чтения. Это, наверное, должно дать импульс творческим людям продолжать свое дело, совершенствоваться.

Несмотря на то, что многие молодые авторы пока пишут не на том уровне, на котором хотелось бы, в последнее время появляется все больше и больше талантливой молодежи, которая умеет писать, хочет писать, которой не безразлична судьба русской литературы, которая чувствует свою ответственность за русское слово. 
Конечно, все это я изложил на примере нашего региона, но думаю, что такая ситуация и по всей стране. И на мой взгляд, достижения перекрывают недостатки.

- Считаете ли вы перспективным создание Совета молодых литераторов СПР, и какие предложения/замечания/дополнения хотели бы внести?

Да, я считаю создание Совета молодых литераторов очень перспективным. Думаю, что это будет способствовать объединению творческих сил, повышению мастерства, открытию и продвижению талантливых имен.

Предложений и идей очень много, думаю, они будут озвучиваться со временем.

Например, очень хотелось бы предложить проведение телемостов между городами России. Это будет способствовать знакомству друг с другом, налаживанию контактов. Ведь не всегда существует возможность очных встреч и мероприятий.

Также хотелось бы обратить пристальное внимание на книгоиздание молодых авторов. Сейчас я хочу предложить руководству области выпустить серию книг наших молодых писателей и поэтов небольшими тиражами. Не знаю, насколько будет поддержана эта идея, но если бы получилось, то мне кажется, это был бы большой шаг в поддержке молодых талантов.

В следующем году мы планируем провести в области Всероссийский форум молодых литераторов, идея будет озвучена Губернатору Ульяновской области на ближайшей встрече.

Есть еще ряд идей, но думаю, нужно дать им время для окончательного формирования.

Елизавета Сергеевна МАРТЫНОВА родилась в Саратове в 1978 году. Окончила Саратовский госуниверситет. Кандидат филологических наук. Главный редактор журнала "Волга. XXI век". Автор книг "Письмо другу" (2001), "На окраине века" (2006). Лауреат премии Ю. П. Кузнецова (2008). Живет в Саратове.

- Проводится ли работа с молодыми писателями в вашем регионе? Существуют ли ЛИТО, организовываются ли семинары молодых?

Да, литературных объединений в Саратовской области очень много. Они есть чуть ли ни при каждой библиотеке, фактически во всех вузах города. Существует даже так называемая Ассоциация свободных поэтических объединений, в которую входит большинство поэтических клубов Саратовской области. Но, во-первых, молодых авторов (моложе 35 лет) в них мало, а во-вторых, вряд ли можно говорить о серьёзной методической работе с авторами, т. е о передаче профессионального опыта старшего писательского поколения младшему, о работе в семинаре. Скорее, это общение по интересам, выступления, поездки и т.п. Но ведь и это неплохо.

Некоторое исключение составляет литературное объединение при СП России (руководитель – замечательный поэт и публицист Алексей Бусс, член СП России), по крайней мере, в этом объединении проводятся творческие вечера профессионалов и даются определённые задания, ведутся обсуждения текстов. Но опять же, большинство участников далеко не молоды.

В 2005 году в нашем городе была создана Ассоциация саратовских писателей, в которую вошли представители из разных писательских союзов. Цели были конкретные: издание книг, коллективных сборников и хрестоматий на профессиональном уровне, проведение творческих вечеров, помощь молодым авторам, восстановление забытых имен и издание книг ушедших авторов, организация новой/новых литературных премий. Кроме последнего пункта, все остальные цели несколько лет реализовывались успешно.

В настоящее время в нашем городе есть прекрасные школьные литературные клубы. Одним таким клубом руководит в саратовской школе № 11 Валерий Александрович Шамратов, писатель, учитель русского языка и литературы. Литературный клуб для школьников (по прозе) до недавнего времени вёл Михаил Александрович Каришнев-Лубоцкий, прозаик и драматург, член Союза писателей Москвы. Вот у них действительно профессиональный подход к работе с писателями.

С 1999 года при Центральной городской библиотеке существует литературный клуб «Диалог». В самом начале его действительно можно было назвать литературным объединением, в котором проводились семинары для молодых авторов. Об этом говорит даже название коллективного сборника – «Двадцатилетние двухтысячных» (вышел в 2000 году). Сейчас всё по-другому. Приезжают люди из области, общаются (обсуждают) то, что они написали, по интернету. В этом литературном клубе я давно уже не была, но по опыту предыдущих посещений и при всём уважении к его участникам тоже могу сказать, что внешняя, «выступательная» сторона преобладает над «учебной».

- Есть ли местные конкурсы и премии?

Есть учреждённая СП России премия имени Михаила Алексеева, советского писателя родом из Саратовской области (для прозаиков). Хотя она не местная, а всероссийская, но имеет прямое отношение к нашему городу. Учреждена она в 1998 году, т. е. ещё при жизни самого Михаила Алексеева (умер в 2007 году). Как правило, одним-двумя или даже тремя лауреатами этой премии становятся члены Саратовского регионального отделения СП, что не может не вызывать законную гордость.
Кроме премии Михаила Алексеева, местное отделение СП России организует так называемый Турнир поэтов. Но, насколько я знаю, в последние годы он проводится только для литераторов, не состоящих в местном отделении СП России, т.е для «любителей».

В Год литературы министерство информации и печати (учредитель нашего журнала) организовывало конкурс «Волжская волна» для молодых прозаиков, поэтов, эссеистов Саратовской области. Выявили из нескольких десятков участников 6 способных авторов в возрасте от 17 до 35 лет. Причём четверо из них уже печатались в нашем журнале.

Продуктивны конкурсы, проводимые для школьников и студентов музеями и библиотеками. Постоянно работаю в жюри и провожу после конкурсов семинары с конкретным анализом работ, думаю, что такие мероприятия полезны и школьникам, и учителям. Иногда нахожу интересные вещи, пригодные для публикации в журнале, в «дебютной» рубрике.

- Может, у вас есть какие-то методические разработки профессиональной подготовки начинающих, которые могли бы быть полезны в масштабах страны?

Честно: таких методических разработок «в масштабах страны» у меня нет. Есть опыт работы редактором, руководителем литературного объединения, опыт участника семинара при журнале «Наш современник» на Форуме молодых писателей России. И, думаю, если понадобилась бы моя помощь в проведении семинаров, я смогла при необходимости оформить свой опыт письменно.

- Какой вы видите работу с молодыми писателями в идеале?

Семинар, обсуждение, «положительная критика». Автор учится сам у себя на том хорошем, что есть в его произведениях. И, конечно, важно, чтобы он не замыкался только в одном литературном объединении, только на мнении знакомых, не варился, что называется, в собственном соку. Чем больше критики, чем больше общения, тем больше возможности у молодого писателя развиваться, расти.

- Назовите, на ваш взгляд, наиболее одарённых молодых писателей страны и вашего региона?

Из региона – Евгений Мельников, Анастасия Ястребкова, Александра Жадан (Начинкина), Александр Зрячкин, Оксана Мухина. Это авторы начинающие, но одарённые. Журнал «Волга – ХХI век» их публиковал – и публиковать собирается.
Есть в Саратове замечательный критик — Екатерина Иванова. Она уже давно печатается в центральных литературных журналах, является лауреатом премии «Дебют».

С большим удовольствием читаю произведения молодых авторов «Нашего современника»: Андрея Антипина, Юрия Лунина, Платона Беседина, Елены Тулушевой, Андрея Тимофеева; Марии Знобищевой, Карины Сейдаметовой, Ильи Недосекова, Сергея Бударина. И ещё есть много хороших молодых писателей и поэтов, просто я называю тех, чья проза и стихи мне ближе.

- Ваш взгляд на текущий литературный процесс – проблемы, достижения и т. д.

Это тема для большой статьи. Попробую сказать коротко. Я люблю традиционную прозу и стихи, в каждом городе есть несколько замечательных писателей такого плана, но тиражи их книг маленькие, в других городах их не знают. Порой, если даже тираж книги больше 50-100 экземпляров, всё равно возникает проблема распространения.

Поэзии хорошей сейчас много (десятки имён), но даже если она и находится в открытом доступе, в интернете, необходим литературный критик/ критики, чтобы объяснить, что это действительно хорошо и необходимо читателю. Иначе всё затеряется в море информации. Основная проблема заключается том, что пишущих слишком много, просто «читателя» почти нет, сами писатели читают друг друга. Если говорить о достижениях, то это повышение общего профессионального уровня пишущих.

Считаете ли вы перспективным создание Совета молодых литераторов СПР, и какие предложения/замечания/дополнения хотели бы внести?

Любой союз/ассоциация/ совет перспективны, если, во-первых, в него входят талантливые и заинтересованные люди и, во-вторых, если перед ними стоят конкретные профессиональные цели.

Думаю, что нужно просто держать высокую планку профессионализма и планомерно добиваться того, что необходимо, и тогда всё будет хорошо.

Предложений и замечаний у меня пока нет, мне кажется, Совет молодых литераторов и так проводит огромную и интересную работу в Москве и в регионах, всегда с удовольствием читаю материалы, опубликованные на сайте «Российский писатель» и связанные с «новыми именами».

Иван ОБРАЗЦОВ, поэт, прозаик, публицист, редактор отдела «Молодая литература» официального издания Бийского отделения Союза писателей России «Огни над Бией», член Высшего совета при Алтайской краевой писательской организации, член Союза писателей России

- Что значит определение «молодой литератор»?

Сегодня распространено мнение о возрасте 35 лет, как об условной границе для категории «молодой литератор». Здесь явно наблюдается подмена понятий по недоразумению. Недоразумение такое произошло из-за того, что критерий 35 лет многократно повторяется в большинстве положений к литературным премиям и конкурсам, где есть номинации «молодая литература», «дебют» или им подобные. Безусловно, положение о литературной премии или конкурсе, являясь документом, неизбежно вело к появлению прописанных возрастных рамок и их наименований, но мы прекрасно знаем примеры несоответствия этим рамкам реальных авторских литературных дебютов. Любой, кто был членом жюри литературного конкурса, понимает, насколько трудно бывает читать и сравнивать, допустим, рукописи двух авторов примерно одинакового возраста, когда один дебютирует, а другой имеет внушительный опыт публикаций.

На мой взгляд, определение «молодой литератор» необходимо связывать с определением «молодая литература». Что такое «молодая литература»? Если сильно упростить, то это литература, которая приходит на смену предыдущей и наследует или дискутирует с её традицией. Связь с традицией здесь крайне важна и необходима, даже если это связь оппозиционная, так как в противном случае мы вряд ли можем говорить  о литературе в том смысле, в котором она собственно литературой и является. Будучи частью общекультурных процессов, литература есть не только языковое, но и национальное явление, то есть несёт в себе предшествующий опыт исторического развития национального языка, сохраняя при этом фундаментальные особенности миропонимания и мировоззрения нации.

Здесь мы подходим к главной, на мой взгляд, проблеме современного молодого литератора - отсутствию рефлексии по поводу предшествующей литературной традиции и произведений своих коллег-современников. Да, можно прочитать учебники и закончить Литинститут, но рефлексии нельзя обучиться, как нельзя обучиться искренности по учебнику. Давно известно, что великая литература появляется там, где есть великие читатели, но мало кто задумывается о том, что главное свойство писателя это умение быть этим великим читателем. Уверен, что молодая литература сегодня, впрочем, как и всегда, это то, что пронизано глубочайшей рефлексией о произведениях предшественников и современников, а не тривиальные псевдолирические и псевдопатриотические оды с набором бездушных красивостей.

Важно ещё, чтобы молодой литератор осознал не только свою одарённость, но и ответственность. Если выразить эту мысль несколько поэтично, то когда ты бросаешь в воду камень, ты должен быть готовым нести ответственность за расходящиеся по воде круги. Если от публично сказанных слов растёт желчь, раздор, высокомерие и истерия, то вся ответственность лежит на том, кто эти слова произнёс. В идеале такое чувство ответственности присуще любому одарённому писателю.

- Проводится ли работа с молодыми писателями в вашем регионе? Существуют ли ЛИТО, организовываются ли семинары молодых? Есть ли местные конкурсы и премии? Может, у вас есть какие-то методические разработки профессиональной подготовки начинающих, которые могли бы быть полезны в масштабах страны?

Работа с молодыми писателями проводится членами Союза писателей России по нескольким направлениям. Во-первых, это литературные клубы на базе библиотек. Такие клубы существуют давно и совмещают в себе просветительскую и обучающую функции. Здесь надо отметить такой важный момент, как открытость для совместной работы руководства и сотрудников библиотек края. Библиотеки предоставляют не только помещения для встреч с читателями и работы литературных клубов, но и возможности для проведения скайп-встреч с писателями и читателями других регионов России. Также, некоторое время назад был опыт работы через веб-камеры и ведения онлайн-трансляций литературных клубов. Для этого проекта была заключена договорённость с одним из крупнейших краевых интернет-сми, которые бесплатно предоставили для трансляции площадку своего сайта.

Отдельно стоит упомянуть о работе с грантами. Недавно одним из членов Союза писателей России в Алтайском крае был получен грант на организацию работы литературного агентства. Опыт подобного взаимодействия писателей и читателей видится довольно позитивным. Работа с грантами интересна тем, что возможна как для общественной организации, так и для отдельных членов Союза писателей России. Эта тема требует отдельного внимания и разбора, но, безусловно, принесёт плоды, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В крае действует более десятка ЛИТО, базирующиеся, как правило, при местных ДК, библиотеках или школах. Здесь сложность заключается в том, что общая разрозненность и разобщённость в работе ЛИТО часто является следствием отсутствия взаимодействия с ними членов Союза писателей России.

- Назовите, на ваш взгляд, наиболее одарённых молодых писателей страны и вашего региона?

Думаю, что будет некорректно выделять кого-либо из современников, так как здесь велика опасность скатиться во вкусовщину. Медийные имена современных литераторов широко известны, но говорить здесь о качестве, мне кажется, не совсем верно, так как медийность в сфере литературы связана сегодня исключительно с издательской политикой.

- Считаете ли вы перспективным создание Совета молодых литераторов СПР, и какие предложения/замечания/дополнения хотели бы внести?

Создание Совета молодых литераторов СПР это, на мой взгляд, исключительно важный шаг. Сегодня остро стоит вопрос взаимодействия, коммуникации и обмена информацией и между старшим и молодым поколениями литераторов и между молодыми литераторами регионов. Взаимодействие необходимо не только по литературным, но и по организационным вопросам. Старшему поколению важно сохранить традицию и передать опыт работы, и Совет молодых литераторов СПР становится неизбежным и необходимым органом преемственности.

Хотелось бы, чтобы Совет имел чёткую организационную и руководящую структуру, помогал в продвижении молодых писателей, а также, предоставлял материалы для региональных изданий СП России. Другими словами, важна обратная связь и процесс «взаимоопыления». В этом отношении, официальное издание Бийского отделения Союза писателей Росси «Огни над Бией» готово предоставлять в Совет произведения авторов издания и публиковать на своих страницах произведения, предоставляемые Советом.

Также, было бы хорошо, если Совет получит полномочия от руководства СПР отправлять рекомендательные письма в региональные комитеты культуры с просьбой предоставлять средства для присутствия региональных представителей Совета молодых литераторов СПР на важных мероприятиях и конференциях в других регионах России.

Также, будет очень важна помощь и совместная работа Совета по подаче заявок на получение грантов в сфере культуры. При наличии представителей в регионах и тесной коммуникации, работа с грантами имеет большие перспективы и позволяет реализовать самые разнообразные проекты под эгидой Союза писателей России.