Свирель для ветра

Эльдар Ахадов.

Это — самое удивительное, загадочное, потрясающее сооружение на Земле.

Кто его построил? Неизвестно.

Когда его построили? Неизвестно.

Зачем его построили? Неизвестно. Версий и догадок много, но все они не от авторов и строителей сооружения, ибо они неизвестны никому.

Как оно выглядело изначально после постройки?

У него восемь этажей и… ни одного потолка (или пола) между ними.

Его основание меньше по площади, чем его крыша. Впрочем, крыши как таковой у него вообще не было. От земли и до неба — только стены.

У него девять окон, и все они только с одной стороны! С других сторон окон нет. Причём, окно на четвёртом этаже долгое время было единственным входом в него. Из окон башни, кстати, удобнее всего наблюдать только небо. Они устремлены вверх, а не вниз!

Ниже четвёртого этажа у него не было ни окон, ни дверей, никакого входа: сплошная глухая стена.

Оно стоит одновременно и в центре многомиллионного города, и на самой его окраине.И всегда так стояло. Даже тогда, когда никакого города ещё не было, потому что реальный возраст этого сооружения неизвестен никому.

Существуют разные предположения о его назначении.

Одни говорят, что его устройство напоминает аккумулятор древних шумеров, которые пользовались электричеством для золочения ювелирных изделий.

Другие говорят, что это — колодец, вывернутый наизнанку, вместо глубин земли — в небо.

А мне сегодня подумалось, что это — СВИРЕЛЬ ДЛЯ ВЕТРА, который дует здесь 256 дней в году. Башня почти тридцатиметровой высоты с девятью окнами только с одной стороны, полая внутри — чем ни Свирель?

Называется это архитектурное сооружение Девичьей башней. Находится она в центре города Баку и одновременно — на самом его краю, потому что стоит у берега моря. Которое на самом деле не море, а очень большое озеро, бывшее когда-то частью великого древнего океана Тетис. Баку находится на полуострове, напоминающем по форме голову сокола — голову древнеегипетского бога Гор. Полуостров был создан зубами рыбы кутум, питавшейся моллюсками, прячущимися в раковинах. Из триллионов и триллиардов обломков этих раковин, спрессовавшихся за миллионы лет в камень, образовался полуостров Абшерон. И возникла Девичья Башня, о которой знали древние египтяне и шумеры.

* * *

Представьте себе полый цилиндр с очень толстыми стенками. Умозрительно поставьте его вертикально на некую поверхность. При этом верхнее отверстие в цилиндре должно быть шире нижнего. Толщина верхней стенки соответственно уже нижней. Приставьте к цилиндру сбоку, не по центру цилиндра, а у одного из его краёв, предмет, напоминающий по форме кирпич, длинной стороной вертикально, короткой — к поверхности основания. Высота «кирпича» должна быть меньшей, чем у цилиндра. Верхние дальние от цилиндра углы «кирпича» должны быть скруглены, а внутренняя (по отношению к цилиндру) поверхность кирпича должна иметь небольшой загиб по отношению к центру горизонтальной проекции цилиндра. Верхняя часть материала, из которого сделаны цилиндр и «кирпич», должна быть твёрдой, но весьма пористой, а нижняя — плотной и твёрдой. Теперь возьмите в руки всю эту конструкцию, скрепите её так, чтобы никакого шва между цилиндром и «кирпичом» не было, и установите её на краю большого бассейна. Представили? Поздравляю. Перед вами — бакинская Девичья башня у края Каспийского моря, причём — в её не нынешнем, а первозданном виде…

Прежде всего, от всей души благодарю за интереснейшие оригинальные работы доктора философии Аббаса Исламова, писателя Лейлу Сабзали и выдающегося учёного, исследователя Фаика Насибова. Мои размышления и выводы в большой степени основываются на результатах их работ. Осознанию того, что есть Девичья башня на самом деле, помимо изучения чужих работ и наблюдений и собственных аналитических выкладок помог мой горняцкий опыт, навыки в геометризации природных и построенных человеком объектов.

Уникальность так называемой Девичьей башни, находящейся в центре Баку и одновременно — в центре побережья Бакинской бухты, неоспорима. Уже изначально геометрически древняя башня, благодаря своему местоположению, невольно притягивает к себе взгляд стороннего наблюдателя. Для чего она была построена? В чём её изначальное предназначение? Чтобы осознать, насколько необычно сооружение, находящееся с незапамятных времен на территории, где неизвестно когда возник город Баку, обратимся к фактам.

Дату её создания не знает никто. Когда-то полагали, что это ХII век. Оказалось, что древнее. Полагали, что VI век до нашей эры. Оказалось, что старше. Некоторые считают, что башня — современник первых фараонов Египта. Есть основания считать её ещё древнее, считать её артефактом времён палеолита. Нижеперечисленные выводы основываются на работах и наблюдениях уважаемых авторов, о которых я только что упомянул, и касаются они размера и формы башни.

Башня, которая представляет собой цилиндр из серого известняка, была построена на скалистом береговом выступе. Высота строения — 28 метров, диаметр — 16,5 метров. Толщина стен в основании — 5 метров, вверху — 4 метра. К башне с восточной стороны примыкает каменный выступ, функция которого историками до сих пор не выяснена.

Первоначально башня не имела перекрытий между этажами и была полой внутри. Это видно из рисунка секретаря шведского посольства в Персии немецкого учёного Энгельберта Кемпфера (1683 год), показавшего сооружение в разрезе; из рисунков, опубликованных до реставрации 1960-х годов; и из рассказов старожилов, видевших башню до реставрации. Вместо перекрытий вдоль стен проходили узкие кольцевые выступы (до 80 см в ширину), разделявшие башню на 8 ярусов. В выступах были специальные желоба для отвода воды.

Если снаружи башня сужается к верху, то изнутри она к верху расширяется: диаметр помещения на первом этаже равен 6,25 м, а на последнем — 7 м. Поскольку башня изначально была сквозной до земли, то при осадках вода легко проникала в башню и стекала по стенам в желоба на ярусах вдоль стен. Далее по керамической трубе вода поступала на первый этаж и накапливалась в каменном колодце. Существовал и второй источник влаги — вода, конденсируемая из воздуха в виде росы. Башня расположена на берегу моря, где влажность всегда повышенная, а в утренние часы — конденсируется на земной поверхности в виде росы. Толстые стены и высота башни создают большую разницу температур между воздухом снаружи и внутри башни, что также усиливает конденсацию влаги. Выступы на ярусах верхних этажей шире, чем внизу. Задняя сторона башни имеет широкую поверхность для водосбора. Крыши у башни не было. Вода с наружной стены башни затекала в щели между камнями и проникала во внутреннее пространство. Если обратить внимание на ребристую часть, то камни на ребристой части не так плотно подогнаны друг к другу, как в нижней части башни, и между ними оставлены щели. К тому же, и сама ребристая часть выступа башни также увеличивала поверхность водосбора. На старых схемах можно также заметить следующую деталь: внутри башни выступы ярусов значительно шире именно на верхних ярусах, т.е. там, где за счет ребристой поверхности площадь водосбора увеличивалась, а, следовательно, и возможности для сбора влаги, было больше.

Геометрическая проекция формы башни на горизонтальную плоскость в точности соответствует изображению хорошо известного в Азербайджане символа, именуемого «бута». Этот символ знаком человечеству со времен палеолита. Значение символа — божество, воплощённое в едином образе мужского и женского начала — Неба и Земли. Идея единого божества, несущего в своей всеобъемлющей космической сущности мужское и женское начало, существовала, как сформировавшаяся концепция, на протяжении десятков тысяч лет начиная со времён раннего палеолита. Пройдя почти неизменной сквозь тысячелетия, она легла в основы практически всех ныне существующих глобальных религий. Центральным положением древней религиозной философии было то, что бог воспринимался как Бог-Богиня. Двойственный дизайн башни отчётливо выражен в её внешнем виде: земная половина нижней части башни представлена обычной плоской каменной кладкой, в то время как верхняя, ребристая, во все времена бывшая наиболее примечательной и характерной особенностью Девичьей башни, олицетворяет собой небесную половину.

Давайте условимся сразу, о том, что слово «этаж» применительно к башне носит абстрактный характер, обозначающий высоту от земли, а не реальный этаж, как место расположения людей в здании. Никаких этажей изначально там не было, башня — сквозная от земли до неба, как ствол шахты. Вход в башню снизу (от земной поверхности) отсутствовал и осуществлялся через то, что сейчас именуют главным окном (визуально — на уровне четвертого этажа). При этом первый этаж (условно так именуемый — фактически это не этаж, а шахтный горизонт), использовался не для нахождения там людей, а для сбора и хранения воды. Порог главного окна на четвертом этаже стёрт. Это свидетельство того, что через него часто проходили. Скорее всего, это и был единственный вход в башню, а не место лицезрения окрестностей. Возможно, для подхода к главному окну использовались некие деревянные платформы, впоследствии обветшавшие и разрушившиеся.

Судя по более светлой кладке вокруг всех «окон» башни, изначально их вообще не существовало. Все окна (кроме входа на четвёртом уровне башни) карнизами смотрят вверх, а не вниз. Причём, круто вверх! То есть, обозревать из них окрестности под башней или пускать стрелы во врага было неудобно. Из них удобно только смотреть в небо, только вверх, но никак не вниз! Значит, какой-то особой надобности в окнах строители башни не видели. Разве что для освещения лестницы, более — ни для чего. О чём это говорит? Это прямо говорит о том, что из башни никто никуда выглядывать и смотреть не собирался.

Итак, построена башня, в которую нет входа, которая не нуждается в окнах, у которой нет ни этажей, ни крыши. Зато есть очень-очень толстые стены. Причём, вверху — с сознательно не заделанными щелями.

Очевидно, что оценивать Девичью башню, как тысячи других древних башен — бессмысленно. Она не только не оборонительное сооружение, но и вообще — не место, приспособленное для проживания людей. В этой башне люди не жили. И строилась она совершенно не для того, чтобы люди в ней обитали долгое время. Башня изначально была задумана, как место, необитаемое людьми. Да, конечно, люди могли её посещать, могли находиться в ней некоторое время, могли ухаживать за ней, чинить её, но жить в ней не могли и не собирались. Она строилась совершенно для иных целей. И вот для них-то она и была нужна, как воздух, как вода, как источник жизни в бытовом и духовном значении этого слова. Своим предназначением бакинская башня уникальна. Аналогов в мире ей попросту нет. Потому что и месту, в котором она находится, нет аналогов.

Апшеронский полуостров, на котором находится город Баку, был заселён еще в палеолите, около 100 тыс. лет назад. Первое поселение на территории современного Баку засвидетельствовано в эпоху бронзы. В нескольких местах в пригородах Баку обнаружена Апшеронская каменная колея — сеть рельсовых путей, выбитых в камне в виде параллельных канав. По своему виду канавы напоминают рельсовые пути, только рельсами — вглубь каменного грунта. Это одно из древнейших мегалитических сооружений человечества. Предположительный возраст — около 4000-5000 лет. Колея обнаружена между поселками Говсан и Тюркан, а также неподалеку от поселков Дюбенди, Гала и Сураханы. Аналогичные колеи найдены археологами в бассейне Средиземного моря: на Мальте, в Греции, Италии и Франции. Полная схожесть Апшеронской колеи с аналогичными дорогами на Мальте подтверждена мальтийскими исследователями. Имеется множество гипотез о происхождении подобной колеи, одна из которых — существование некогда единой цивилизации от Каспийского моря до Гибралтарского пролива.

Одной из самых таинственных и древних цивилизаций, известных науке, является шумерская. В шумерской мифологии Каспийское море называется Аб-су. Звуки «с» и «ш» в речи многих народов древности менялись местами очень часто. И вполне возможно, что в наименовании Абшерон — Апшерон — содержится информация о дошумерской цивилизации. Абзу (Апсу) в шумеро-аккадской мифологии — подземный мировой океан пресных вод. Хозяином Абзу является бог мудрости Энки. Абсу понимался как недоступное даже для богов место, где находятся причины и начала всего, в том числе, первоистоки человеческой культуры. В более поздней вавилонской мифологии Абсу играет важную роль в сотворении мира. Согласно сказанию, из первоначально существующих океанов пресной воды Абсу и солёной воды Тиамат родились боги Лахма и Лахама, которые, в свою очередь, породили Апшара и Кишар. От них возникли Ан (небо) и Эйя (бог земли, воды и мудрости). Эйя и Энки — имя одного и того же бога и у шумеров, и у аккадян.

В башне скапливалась пресная вода. В Каспии — шумела солёная. Вот они — Абсу и Тиамат древних шумеров! Энки (Эйя) — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество, олицетворение животворных пресных вод, бог мудрости, распорядитель судеб людей и их помощник. Энки устраивает землю, устанавливает порядок смены природных явлений, обучает человека возделывать землю, а так же ремёслам и искусству. Главными божествами шумерского пантеона были АН (небо — мужское начало) и КИ (земля — женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору из прочно связанных неба и земли. Если нижняя часть нашей апшеронской башни — олицетворение земли, а верхняя — неба, то сама Башня — символ Бога, то неведомое, недостижимое и непостижимое, которое и есть создатель всего сущего. Возможен такой вариант трактовки сути этого строения? Вполне.

Абсу выступает символом инстинктивного жизненного начала. Вот что сообщает о таинственном Абсу писатель Лейла Сабзали: «Первое упоминание в шумерских текстах об Абсу относится к очень давним временам, давним даже для самих шумеров. Современными шумерологами понятие «Абсу» трактуется как «водная бездна», «первопричинный океан», «подземный мировой океан животворящих вод». А ещё — как «вода, наполняющая внутренности Земли». А вот по самым ранним шумерским откровениям, писанным ещё в дописьменный шумерский период пиктографическим письмом, название Аб-су расшифровывается как «первозданный глубинный источник». Сама же пиктограмма «АБ.СУ» условно изображает схематический рисунок экскавации земных недр. То есть, нечто, напоминающее глубокую рукотворную яму, котлован или огромную шахту. Согласно более поздним по времени аккадским учебникам с переводом шумерских слов на аккадский язык, «аб-су» — это «никбу». Аккадское «никбу» имеет вполне определённое значение — «глубокая рукотворная скважина». В современном иврите есть слово «нэкэб», по всей вероятности, перешедшее в иврит из аккадского языка. И переводится оно как «большая дыра», «рукотворное отверстие», а иногда употребляется и в значении «туннель». Выходит, что Аб-су был шахтой, возможно, той самой шахтой, где и добывались полезные ископаемые для отправки их в «небесную обитель»? Но шахтой, каким-то образом связанной с водой, ведь Аб-су — «водная стихия». И ещё, по описаниям, прежде чем «сойти в Абсу», Энки пришлось убить его прежнего хозяина — «коварного и злобного Апсу». В результате чего Энки достались трофеи — божественные «Ме» и «лучи сияния». Позже эти трофеи станут его даром только что родившемуся первенцу — Мардуку. А ещё в честь рождения Мардука Энки прикажет воздвигнуть храм на побережье Аб-су. Выходит, у Абсу имелось побережье? Абсу — «водная стихия», возможно, что это было море? Или всё же — шахта, вырытая на побережье моря? Во многих «дастанах» (легендах) азербайджанского народа Каспийское море называется «Абсу-Гёй», что в переводе с азербайджанского означает «небесное» (синее) Абсу». Хотел бы продолжить мысль писательницы.

Был такой поэт — Владимир Кафаров, прекрасный переводчик азербайджанской поэзии и сам достаточно известный в Баку автор. Царство ему небесное. Аллах ряхмят элясин. Я был его учеником. Однажды он сказал, что минареты — это вывернутые наизнанку колодцы. Он сказал. Я запомнил. Исходя из такой поэтической логики башня — это шахта, только не в землю, а в небо. Шахта, в которой добывают самый необходимый на земле минерал: пресную воду! Вот в чём и сакральный, и бытовой смысл Девичьей башни! Вода! Собирать, аккумулировать в себе воду там, где нет никаких подземных источников воды, того, без чего никакая жизнь невозможна. И роль моря здесь огромна. Море создает повышенную влажность воздуха, который из-за разности температур возможно конденсировать из воздуха в расщелинах камней. Башня, в которую нет входа, которая не нуждается в окнах, у которой нет ни этажей, ни крыши, зато есть очень-очень толстые стены, причём, вверху — с сознательно не заделанными щелями — это ШАХТА для добычи воды, колодец в небо.

Что самое дорогое в сухом, горячем климате? Пресная вода. На воду в пустыне готовы молиться все, при любой религии, даже атеисты. Потому что вода — это жизнь. Что такое колодец? Колодец — это шахта для добычи воды из-под земли. Но если в земле нет воды, а в воздухе она есть благодаря морю, то колодец надо строить не в землю, а в небо! И тогда колодец будет называться башней, а отверстие внутри башни — шахтой для добычи воды из неба. Именно в этом основная изначальная функция бакинской Девичьей башни: добывать воду из неба, как бы из ничего.

Насколько развита была шумерская цивилизация пять с лишним тысяч лет назад? Стоит упомянуть о том, что шумеры имели потрясающие познания в математике и астрономии, о чём говорит следующий факт: не только нашей геометрии, но и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным — оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Но они использовали их в астрономическом смысле — в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звёздного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путём разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звёзды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало своё наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось именно в Шумере. Исследования шумерской математики, к большому удивлению учёных, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно — эта система была разработана шумерами специально для астрономических целей. Каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2000 лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? Ответа нет.

Впрочем, вполне возможно, что возраст Девичьей башни (башни Аб-су) гораздо больший, чем возраст шумерской цивилизации. Апшерон — место, где сходятся все четыре стихии, причём, три из них пронизаны светом огня: днём — солнечного, а ночью — подземного, газо-нефтяного. Сам полуостров имеет характерную форму головы сокола, бога Гор. Для строительства башни требовалось большое количество строителей. Причём, явно, что эти строители рабами не были, а были местными жителями. Абсу — драгоценная невидимая стихия, вода, конденсирующаяся на камнях внутри башни. Верх башни символизирует небо (полоски-выступы), а низ — землю. Ещё одно доказательство того, что Баку — сакральное место древнего мира, место поклонения рождению всего живого. Не зря говорят, что вплоть до нефтяного бума в Баку жили, в основном, паломники, дервиши, служители различных культов, везде горели негасимые огни, а нынешний Ичери Шехер (Внутренний Город) с его древней башней был святым местом для странников всех народов.

Говорят, что «Девичьими» в древности называли лишь те башни, которые не удалось взять штурмом и разрушить ни одному завоевателю. И с этой точки зрения название бакинской башни вполне оправдывает себя, ибо, поскольку она являлась не оборонительным фортификационным сооружением, а хранилищем воды, то ни в её штурме, ни в разрушении не было никакого военного смысла. Наоборот, по логике вещей, её следовало беречь и охранять: ведь вода нужна всем.

Библиографические источники

1. История Азербайджана с древнейших времен до начала XX в. Баку: Элм, 1995. 432 с.

2. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. Т. 1. Баку: Элм, 1991.

3. Ашурбейли Сара. Государство Ширваншахов. Элм, 1983. 341с

4. Свенцицкая Ирина. Раннее христианство: страницы истории. Политиздат. 1988. С. 336

В качестве информативной составляющей использованы материалы следующих интернет-источников, связанные с упомянутыми темами и терминами:

1. Электронная энциклопедия «Вокруг света». Баку (http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83).

2. Мегалитические сооружения Апшерона (http://www.window2baku.com/Ancient/megaliths.htm).

3. Новые находки на территории Баку (http://www.window2baku.com/Ancient/ichsharc.htm).

4. Эльдар Мансуров. Девичья башня и древние культовые места (http://www.baku.ru/blg-list.php?cmm_id=91&usp_id=0&id=62802).

5. Фаик Насибов. Девичья башня и древние культовые места (http://www.window2baku.com/devbashnya4.htm).

6. Информация об исторических памятниках культуры города Баку (http://www.azerbaijan.az/_GeneralInfo/_Capital/capital_05_r.html).

7. Форум Бакинская викторина (http://bakinskayaviktorina.5bb.ru/viewtopic.php?id=179).

8. Legio XIIFulminata (http://imtw.ru/topic/21174-legio-xii-fulminata/).

9. Гней Помпей. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» (http://www.bibliotekar.ru/rim/2-6.htm).

10. Лейла Сабзали. Аб-су (https://www.proza.ru/2012/11/01/190)

11. Салиха Алиева. Гобустан — колыбель Кавказа (http://www.azertag.com/ru/node/1066278).

12. Древний Гобустан: Путешествие во времени (http://www.history-illustrated.ru/news_8216.html).

13. Сайт Бакинской епархии. Проповедь апостола Варфоломея (http://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/).

14. Анна Фощай. По материалам книги «Апостолы Христовы» (http://www.belmagi.ru/apostoly/varfolomei.htm).

15. Интервью с историком Лейлой Сабзали (http://planetatain.ru/blog/illjuminaty_peshki_v_rukakh_bolee_mogushhestvennykh_sil/2013-11-10-6933).

16. Олег Султанов. Откровения сакрального Гобустана (http://www.sultanov.org/content/view/535/5/)

17. Лейла Сабзали. Свет далёкой Буты (http://www.proza.ru/2012/05/15/945).

18. Рол Дэвид. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли (http://www.e-reading.bz/bookreader.php/1020375/Rol_-_Genezis_civilizacii._Otkuda_my_proizoshli.html).

19. М.А. Садыки. Древняя история лезгин и античные письменные источники (http://podelise.ru:81/docs/70570/index-710-1.html?page=2).

20. Древнейший Иран и Средняя Азия. Создание персидской империи Ахеменидов (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st082.shtml).

21. Дьяконов И.М. Эламский язык (http://www.philology.ru/linguistics4/dyakonov-79.htm)

22. Рауф Гасанлы. Кавказская Албания (https://sites.google.com/site/dataraufcom/home/cudesa-i-tajny-azerbajdzana-kavkazskaa-albania)

23. Севда Сулейманова. Охрана границ Кавказа (http://alazan.su/publ/2-1-0-92)

24. Рауф Гасанзаде. Скандинавские викинги родом с Каспия (https://www.proza.ru/2011/12/05/1397)







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0    


Читайте также:

Эльдар Ахадов
У каждой реки…
Подробнее...
Эльдар Ахадов
Добрые люди
Подробнее...