На крыльях музыки

Ирина Владиславовна Глазырина.

В жизни каждого из нас бывают минуты абсолютного счастья. И пусть порой они стоят немыслимого труда, нервотрепки, чьей-то черной зависти, непреодолимых, казалось бы, препятствий, разве это цена за ощущение крыльев, уверено и торжественно раскрывающихся за твоими плечами?

…Казалось, что он взлетит над сценой. Дирижерская палочка в его руках была живой, потому что каждое ее движение рождало Музыку. И зрительный зал ощущал это, став на какое-то время единым существом, дышащим в унисон с оркестром. По лицу дирижера можно было понять, что вот оно, счастье, за которым ни много, ни мало, десять лет кропотливого труда.

Оркестр под управлением Александра Николаевича Середы часто называют уникальным. В нем мирно соседствуют, казалось бы «несочетаемые» музыкальные инструменты. Есть в этом коллективе какой-то особый душевный настрой, который порой трудно отыскать даже в самых прославленных и часто гастролирующих оркестрах. Каждый из тех, кто внимательно следит за дирижерской палочкой Середы, независимо от возраста, опыта и профессионализма, служит одной цели – делиться с людьми ощущением полета, будить в них самые чистые чувства.

Для Александра Николаевича слово «музыка» - особенное. Оно заключает в себе не только нотный стан, инструмент в руках и внимательные глаза его учеников. Музыка – это вся его жизнь.

На днях в Климовской музыкальной школе состоялся юбилейный концерт, посвященный 10-летию оркестра. На сцене детская группа «Фантазеры» исполняет произведение «Эвенкийская картинка» из сюиты Александра Прибылова «Забайкалье мое». Над залом поплыли звуки загадочного северного инструмента хомуса, и лицо Середы осветила теплая улыбка. О чем вспомнилось ему?

… Томпонский улус Якутии, поселок Крест-Хальджай на правом берегу реки Алдан. Население - меньше двух тысяч человек, в основном якуты. В бывшем доме председателя оленеводческого совхоза расположена музыкальная школа. В ней всего четыре класса и две жилых комнаты, одна из которых выделена недавнему выпускнику московского музыкального училища Александру Середе.

Вот так, судьба играет человеком, а человек играет на …аккордеоне! Заканчивая Климовскую школу № 2, Александр мечтал о поступлении в архитектурный вуз, все данные для этого имелись, несколько лет занимался в изостудии. Любимая учительница Татьяна Ивановна Пронина настоятельно рекомендовала ему «идти в математику», ссылаясь на его множественные победы в городских олимпиадах. А Николай Иванович Павлюк, преподававший основы музыки в кружке при Доме культуры «Машиностроитель», с первой встречи с Середой понял, что у этого мальчишки впереди долгая и насыщенная творческая жизнь. Уже с пятого класса его ученик играл практически на всех духовых инструментах. В Подольской музыкальной школе Александр проучился всего три года, с ее первого курса сразу был переведен на третий, потом было Гнесинское училище, защита диплома…

А в Якутию должны были ехать девчонки с его курса. Во время распределения Середа вызвался добровольцем «осваивать Север». Тем более, что скоро его должны были вернуть обратно в Климовск в связи с призывом на действительную военную службу. Вызов на призывника пришел в Крест-Хальджай, как и было обещано в военкомате, но Якутия не отпустила молодого специалиста.

«Работать надо, Саша, однако!» - сказал председатель оленеводческого совхоза. И Александр остался в поселке по ходатайству первого секретаря райкома Томпонского улуса.

Рабочий день педагога музыкальной школы начинался ранним утром с обязательной «зарядки»: нужно было набрать дров, просеять уголь, затопить котел. Водой для умывания служили куски льда, растопленные в чайнике. Потом приходили ученики. Ноты для занятий Александру приходилось писать самому, не только для аккордеона и баяна, но и для народных инструментов. В маленькой школе в наличии имелись только фортепианные сборники нот.

Много лет минуло с той поры, ныне Крест-Хальджайская музыкальная школа считается одной из лучших в Республике Саха. В районном центре Хандыга, куда Середу приказом министра культуры Якутской АССР перевели через год, он встретил свою будущую жену. После свадьбы молодожены по совету друзей отправились на строительство Байкало-Амурской магистрали.

И покатилась - понеслась жизнь на бескрайнем Севере. После шестнадцати лет обитания в бараках Александр Николаевич с семьей наконец-то получил собственную квартиру. Но бытовые заботы никогда не мешали его творческому полету. Девять «сибирских» лет он проработал директором Дома культуры «Геолог» и неоднократно, как в составе оркестра, так и лично, становился лауреатом всевозможных конкурсов. Тогда же им был создан хор из геологов, геофизиков и медицинских работников, тридцать три женщины и один мужчина-солист. Феноменальный народный коллектив в 1987 году был удостоен звания академического, подобное в Восточной Сибири произошло впервые.

Помнят нашего земляка и в двух общеобразовательных школах Беркакита, где, наряду с преподаванием музыки, Середа вел уроки русской, якутской и мировой художественной культуры.

Огромный опыт, накопленный за двадцать четыре года северной жизни, стал достойным багажом в его работе по возвращению на родную подмосковную землю.

В 1997 году в Климовской музыкальной школе появился новый педагог с удивительно знакомой «музыкальной» фамилией. До этого момента жители нашего города слышали ее в сочетании с именем Лидия. Мама Александра Николаевича - Лидия Ивановна Середа более пятидесяти лет пела в народном хоре «Русская песня» Дома культуры «Машиностроитель».

А самое первое выступление оркестра под управлением А.Н.Середы состоялось 19 марта 1999 года. Как говорят сами педагоги, то выступление потрясло не только зрителей, но и профессионалов. Особенно впечатляюще прозвучали «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина и «Ария» В.Бибергана. По утверждению очевидцев, оркестр звучал не хуже, чем в Большом театре. И это при том, что все партии, как для инструментов, так и для голосов были написаны Александром Николаевичем на слух, а единственной подмогой в его работе послужили обычные грампластинки с записью этих произведений.

… Юбилейный концерт шел своим чередом. Александр Николаевич с видимым удовольствием представлял участников оркестра, самыми добрыми словами говорил в адрес тех людей, которые не жалели ни сил, ни личного времени в деле становления коллектива. Девяносто три фамилии прозвучало со сцены, две из них - Владимира Казакова и Виктора Желудова - зал почтил минутой молчания, отдавая дань уважения музыкантам, которых уже нет на этой земле.

Оркестр можно сравнить с большим организмом, в котором все взаимосвязано. А когда к инструментам добавляются человеческие голоса, то звучание его кажется совершенным. Весь концерт на сцене работала вокальная группа в составе Е.Ноздреватых, В. Пушкаря, О. Евтюшенковой, И. Сагайдак, Н. Таскина, А. Лапушкова, А.Ноздреватых.

Сидящая рядом в зале незнакомая женщина взволновано коснулась меня рукой:

- Слушайте! Сейчас будет звучать «Аве Мария»! – и добавила: - Прежде, приходя на концерты оркестра, я всегда занимала место на верхних рядах, чтобы лучше было видно всех, кто находится на сцене. А сегодня вот оказалась на втором ряду и не жалею об этом. Я смотрю на Александра Николаевича и вижу, как он чувствует каждую ноту, каждый звук, и это просто удивительно!

Торжественные, завораживающие волны «Аве Марии» накрыли замерших зрителей. А когда стих последний аккорд, зал взорвался аплодисментами. Поднявшийся на сцену настоятель храма Всех Святых игумен отец Федор, поздравляя оркестр с юбилеем, вместе со своим благословением передал Александру Николаевичу икону Казанской Богоматери, дабы хранила она тех, кто так искренне исполняет не только светскую, но и духовную музыку.

Самые любимые и дорогие сердцу зрителей произведения звучали в этот вечер со сцены. Такие, как вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», щемящая мелодия из сериала «Цыган», песни «Соловьи» и «Баллада о матери».

Демонстрировали свои таланты и совсем юные участники оркестра. Одна из них, учащаяся музыкальной школы Надя Смирнова уже хорошо знакома климовчанам. Кроме мастерского владения синтезатором, Надя отлично поет, что она и продемонстрировала зрителям, исполнив песню «Рок на переменке», написанную А.Середой и Э.Лозовской. И еще о двух произведениях, созданных в соавторстве Станиславом Гарновским и Эммой Лозовской, венчающих юбилейный концертный вечер, хотелось бы сказать особо. Это два гимна, один из которых посвящен музыкальной школе, другой – городу Климовску. Инструментовку и аранжировку обоих произведений сделал А. Н. Середа. Нужно было видеть, какая громадная эмоциональная отдача шла из зрительного зала! Так люди реагировали на настоящую любовь к родным местам, облаченную в слова и музыку.

Впереди у уникального музыкального коллектива большая творческая жизнь. И даже если состав оркестра будет другим, не страшно. Как говорит А.Н. Середа, дети рождаются не только для продолжения рода, они рождаются для продолжения хороших дел.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0    


Читайте также:

Ирина Глазырина
У храма
Подробнее...
Ирина Глазырина
Бисов сын
Подробнее...