Духовно-смысловая методика оценки поэзии

Юрий Кириенко-Малюгин. Член Союза писателей России.

В России стихи пишут сотни тысяч человек. И по разным причинам. Одни, чтобы порадовать своих родных и близких, другие, чтобы проверить свои творческие возможности, третьи — для самоутверждения и для профессиональной деятельности.

По вопросу, как надо и не надо писать стихи и зачем всё это делать, имеется много, но не множество исследований. Объять необъятное невозможно. Автор анализировал такие источники информации: В. Маяковский. Как делать стихи. М. 1926. Интернет, яндекс, поиск «Маяковский»; Б. Томашевский. Теория литературы. Поэтика. Учебное пособие. 1931; С. Есенин. Ключи Марии, Собрание сочинений. М. Гос. Изд. Художественной литературы. 1962; М. Лобанов. Внутреннее и внешнее. М. Советский писатель. 1975; В. Кожинов. Как пишут стихи. Просвещение. М. 1968 (1970); Ю. Селезнёв. Избранное (Златая цепь…). М. Современник.1987.

Исторически поэзия в России для коренного населения, создавшего государство (для славянских народов и племён), выражалась на древнеславянском языке, в дохристианское время была ведической и основана на земледельческих и бытовых обрядах, верованиях в природные явления.

Сейчас сколько поэтов — столько мнений. Наблюдается Хаос в критериях поэзии, в головах поэтов, читателей и критиков.

Всё-таки в существе поэзии лучше разбираются сами поэты, а не критики поэзии. Потому что поэту приходится создавать произведение — философский или дилетантский многогранный объект, как по форме, так и по содержанию. И получать адекватную или неадекватную критику.

Поэтичность (и песенность) языка определяется общим количеством букв, а главное количеством гласных. Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Для сравнения в немецком — 24 буквы. И в этом смысле русский язык является более богатым по содержанию. Славянские языки и западно-европейские языки созданы на основе слоговой системы словообразования. Поэтому количество слов (словообразований) в славянских языках (и в русском, в особенности) значительно больше, чем в западно-европейских. То есть, наш язык богаче любого европейского. Древность русско-славянского языка обуславливает его образность, как национальную черту обладателей этого языка.

В книге «Славянский корнеслов» академик и адмирал Российского флота А. С. Шишков пишет: «Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных». Кропотливый анализ смежных по смыслу слов показал, что славянский язык происходит от праязыка.

Известно, что «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Русский композитор Г. В. Свиридов впереди музыки ставил Слово. Привожу его высказывания:

«Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины Мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта истина. Музыка — искусство безсознательного. Я отрицаю за Музыкой — мысль, тем более какую-либо философию. То, что в музыкальных кругах называется Философией, есть не более, чем Рационализм и диктуемая им условность (способ) движения музыкальной материи. Этот Рационализм и почитается в малом круге людей Философией.

Слово же несёт в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено для выражения Мысли). Музыка же несёт Чувство, Ощущение, Душу Мира. Вместе они образуют Истину Мира».

Начало девятнадцатого века отмечено появлением двух гениев русской поэзии: А.С. Пушкин (1799г. — 1837г.) и Ф. И. Тютчев (1803г. — 1878г.). И уже в 1820 г. они вступают в полемику друг с другом! А. С. Пушкин писал о служении Отчизне, но «на обломках самовластья». А Ф. И. Тютчев на опыте Истории и на основе знаний, полученных на словесном факультете Московского университета, знает о постоянном враждебном окружении России, о необходимости сплочения общества и говорит Пушкину:

Но граждан не смущай покою

И блеска не мрачи венца.

Певец! Под царскою парчою

Своей волшебною струною

Смягчай, а не тревожь сердца!

Здесь поэт и будущий дипломат Ф. И. Тютчев выступает как государственник, а Пушкин как борец за свободу личности. Вечное противостояние в российской Истории!

В знаменитом стихотворении «Славянам» (1867 г.) Ф. И. Тютчев предупреждает напористых западных политиков:

Они кричат, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмём!»

Ну, как бы им не оборваться

В задорном натиске своём!...

Признаком любой высокой поэзии является соблюдение ритма и наличие нетривиальных рифм и образов. Но мастерство ритмических построений это ещё не поэзия. Или это русскоязычная поэзия. Настоящая поэзия основана на традиционном православном мировоззрении, народных песнях, бытовых обрядах, то есть на мировоззрении национального поэта, если оно не искажено запрограммированным перевоспитанием по какой-либо «новейшей современной» идеологии.

Непринуждённость стихосложения должна быть связана с народным русским языком. А вот первичное знание языка зависит от среды детско-юношеского проживания. Воспитание в дворянских семьях и в крестьянских сильно различалось как по направленности, так и по языку. Поэтому можно определённо различать «дворянскую» (сословно-элитарную) русскую поэзию (Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Тютчев, Фет, Полонский и др.) и крестьянскую (народную) поэзию (Кольцов, Никитин и затем Есенин). Но оба вида этой сословной патриотической поэзии роднила любовь к Родине, России, к общей Истории. В этом было духовное единство элиты и простого народа.

Система оценки поэзии должна быть корневая духовно-смысловая. Поэзия положительного потенциала, поэзия Добра и Любви, поэзия-исповедь, поэзия-предвидение вызывают сопереживание читателя, «возбуждающие» душу. Народный поэт Н. Рубцов интуитивно записывал стихами народную философию, предвосхитил в атеистические годы 20-го века духовно-светское направление русской поэзии. Которое основано на понимании божественного происхождения явлений.

Сравнение стихотворений Николая Рубцова и раскрепощённой «поэтессы» Л. Д. (Л.Дербиной) показывает, что Н. Рубцов являлся носителем православных идей Добра и общинности, а Л. Д. (Людмила Дербина) — языческих идей, эгоизма и эгоцентризма. Явный вампиризм «вылезает» из стихов заезжей «поэтессы». Анализ духовного содержания текстов противостоящих по взглядам поэтов позволяет выявить тенденции в использовании авторами массивов слов (словарный багаж) с положительным или отрицательным потенциалом (восприятием).

Раздел 1. Словарь (примерный) символов положительного потенциала

№№

П.п.

Смысловые

группы

Наименование традиционных символов, явлений природы, эпитетов, цветовой гаммы

1.1

Государственно-

патриотические

Родина, Россия, Русь, Отчизна, село, деревня, родной город, память.

1.2

Малая родина

дом, домик, околица, округа, окно, крыльцо, горница, сени, холмы, луг.

1.3

Родовые понятия

мать, отец, дети, дочь, сын, братья, сёстры, бабушка, дедушка, и др..

1.4

Духовно-право-славные символы

Душа, Господь, Бог, ангел, святая Троица, церковь, собор, монастырь, Рождество, Крещение, Пасха, Воскресение, Вознесение, Богородица, икона, поклон, завет, молитва, уединение, успокоение, колокольный звон

1.5

Природа

Река, озеро, лес, поле, роща, бор, опушка, косогор, овраг, берёза, клён, ясень, листва, ветви, дуб, дрова, жнивьё, луг, трава, стога.

1.6

Славянские символы окру-жающей среды и бытовые

Бубенцы, хороводы, масленица, гадание, венок, ямщик, сани, тройка, солнце, звезда, диво, луч, красота, дары, грусть, напев, свадьба, жених, невеста, гости, пенье, смех, говор, костёр, баня, овин, долина, горка

1.7

Природные явления

Рассвет, закат, утро, день, вечер, ночь,

мороз, дождь, радуга, оттепель, роса,

1.8

Животный мир

журавли, лебеди, аисты, лошадь, куры, жеребёнок, собака, кошка, котёнок, корова, телёнок, коза, овцы, гуси, утки

1.9

Флора

цветы, ромашка, василёк, анютины глазки, лютик, роза, астры, подснежники, ландыши

1.10

Времена года

Весна, лето, осень, зима

1.11

Грибы

Подберёзовик, подосиновик, маслята, белый, опята, грузди.

1.12

Ягоды

Клюква, морошка, смородина, земляника, калина, малина, брусника, черника

1.13

Святые славян-ские понятия

Добро, Любовь, Надежда, Вера, дружба, Справедливость, братство.

1.14

Песенно— музыкальные

песня, музыка, тальянка, балалайка, гитара, струна, звуки, хор, поэт, строка, стихи

1.15

Эпитеты, прилагательные:

неведомый, волшебный, весёлый, родимый, святой, счастливый, родной, васильковый, приветливый, небесный, таинственный, чистый, прекрасный, тихий, нежный

1.16

Световые краски

Золотой, серебряный, светлый, белый, зелёный, зимний, осенний, жёлтый, красный, пшеничный, синий, голубой

1.17

Глаголы

Вернуться, цвести, ликовать, играть, ехать, плыть, скакать, плясать, петь, жалеть, обнять, наградить, уладить

1.18

Народные слова и обороты

Ночевай, столь, сколь, какие здесь, разве кто, изволь, зайду давай, топ да топ, сижу себе, чем очень (из поэзии Н.М.Рубцова).

Приведённые символы имеют древние славянские корни. В книге «Славянский корнеслов» президент Академии наук и адмирал А. С. Шишков ещё 200 лет назад констатировал: «Новейшие языки не могут служить нам образцом. Они по необходимости должны заимствовать слова свои из других языков; но наш древний язык не имеет в том нужды. Он может из каждого собственного корня извлекать ветви, сколько ему потребно. Вся осторожность должна состоять в том только, чтобы знать свой язык и уметь согласно с разумом и свойствами его извлекать сии ветви…» Такой поэт, как Н. М. Рубцов, обладая словарным запасом народного русского языка, применял такие слова, не задумываясь, интуитивно, и русский читатель принимал их как свои родные.

Раздел 2. Словарь (примерный) символов отрицательного потенциала

№№

П.п.

Смысловые группы

Наименование негативных символов, явлений природы, эпитетов, цветовой гаммы

2.1

Антидуховные

Люцифер, Дьявол, чёрт, Дракула, Голгофа, сатана, гордыня, ведьма, бездна, могила, забытьё, отрава, кровь, обман  

2.2

Природа

Болото, яма, пропасть, обрыв, волчье лыко

2.3

Животные

Волк, волчата, волчица, медведь, клыки, рысь, лев, тигр, коршун, ястреб, клюв, осёл, жеребец, кобыла

2.4

Явления природы

Ураган, вьюга, туча, метель, буря

2.5

Растения

Лебеда, полынь, лопух, осока, бузина

2.6

Световые краски

чёрный, болотный, синий, гнилой, тёмный

2.7

Глаголы

Рычать, кричать, разрушать, сметать, погубить, разорвать, загнать, загрызть, глотать, рвать, ломать, изменять

2.8

Эпитеты

Звериный, тоскливый, необузданная, темнокровная, мятежный, проклятый, раскалённый, враждебный, смутный, зловещий, унылый, гнилой, ядовитый

2.9

Образы Тьмы

Полночь, око луны, чернота, заросли, бурьян, глушь, темнота

2.10

Персонажи и ситуации

Дураки, быдло, безумец, идиот, как зверь, бесчинство, западня, мятеж, раздор, злость, драка, глотки, пасти

2.11

Жаргонные слова

Блин, ок, вау, отпад, виват, бабло, чувак, гёлфренд, ксива, малява, кидать понты и др.

2.12

Иностранные термины

Брифинг, тренд, мундиале, кофе-брейк, перфоманс, бутик, мутон, дилер и др. англицизмы

Иностранные термины, как правило, не имеют духовного смысла и насаждаются телезрителям и читателям вольно или невольно современными «продвинутыми».

Охватить огромный массив слов славянского происхождения, а также русскоязычного и иностранного языкового «мусора» за 300 космополитических и 100 атеистических лет в литературе и классифицировать их представляет собой специальную разработку.

Представленная духовно-смысловая методика оценки поэзии (каждого стихотворения) базируется на содержательности применяемых слов в строфах. Присваивая положительный или отрицательный балл по смыслу ключевому (корневому) слову в строке (при нейтральных других) можно получить потенциал каждой строки, строфы и стихотворения в целом. Путём такой оценки выбранного массива стихов можно оценить направленность творчества поэта в целом.

Рассмотрим фрагменты стихотворения Н.Рубцова по данной методике:

Привет (+1), Россия (+1) — родина (+1) моя!

Как под твоей мне радостно (+1) листвою (+1)

И пенья нет (-1), но ясно слышу я

Незримых (+1) певчих пенье (+1) хоровое (+1)…

Итого потенциал строфы: +7.

Как будто ветер (-1) гнал (-1) меня по ней,

По всей земле (+1) — по сёлам и столицам!

Я сильный (+1) был, но ветер (-1) был сильней,

И я нигде не мог остановиться. (-1)

Итого потенциал строфы: — 2. Строфа отражает негативное восприятие лирическим героем ветровой стихии.

Привет (+1), Россия (+1) — родина (+1) моя!

Сильнее (+1) бурь (-1), сильнее всякой воли

Любовь (+1) к твоим овинам у жнивья (+1),

Любовь (+1) к тебе, изба (+1) в лазурном поле (+1).

Итого потенциал строфы: +7.

Во второй строфе Рубцов (лирический герой) даёт описание ситуации, которая не создаёт положительного отклика в душе. Фактически он рисует картину своего поражения-отступления под обстоятельствами жизни. Но поэт противопоставляет этот мини-сюжет последующим в стихотворении. И на этом контрасте, который возникает под пером Рубцова, читатель ощущает, как поэт (лирический герой) побеждает духовно силу Зла (ветер, бурю) своей радостью встречи с образами малой и большой Родины (пенье хоровое, изба, лазурное поле, овины у жнивья, любовь).

Рассмотрим фрагмент «стихотворения» Л. Д. (Л. Дербиной) по данной методике:

Волчица (-1) я. Ты понял слишком поздно, (-1)

Какая надвигается гроза. (-1 для строки)

В твои глаза в упор глядят не звёзды (-1),

А раскалённые (-1) мои глаза.

Итого: — 5.

Железной (-1) шерстью дыбится (-1) загривок,

И нет сомненья ни в одном глазу, (-1 для строки)

Как я свою соперницу игриво, (-1 для строки)

Почуяв, загону (-1) и загрызу (-1). Итого: — 6.

В отдельных случаях и народный поэт может написать стихотворение с использованием большинства слов отрицательного потенциала. Но это будет исключение в его творчестве, особенно если он находится в материальном и/или духовном тупике. Рубцов, как правило, на светлых тонах (с надеждой) или с поиском смысла для читателя заканчивал свои стихотворения.

У поэтов духовного государственно-патриотического направления есть стихи на уровне предвидения и пророчества. У Рубцова таким стихотворением является «Русский огонёк». Начало стихотворения сразу создаёт ощущение тревоги, применяемые слова в строках несут настораживающий (отрицательный) потенциал восприятия («томительный мороз», «снега оцепенели», «небо тёмное», «глушь», «в мёртвом поле»). И вдруг следует надежда на спасение от Рубцова:

Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

И далее по строфам наблюдаются непрерывные повороты восприятия.
 Отрицательные: «Как много жёлтых снимков на Руси», «Огнём, враждой земля полным полна», «Будет ли война?», «Ведь всем не угодишь», «Она смотрела, как глухонемая».

Положительные: «Дай Бог, дай Бог…», «Господь с тобой! Мы денег не берём!».

И затем следует заповедь Рубцова (автором даны понятия с большой буквы):

За всё Добро расплатимся Добром!

За всю Любовь расплатимся Любовью!

Во многих изданиях «добро» и «любовь» пишутся со строчной буквы. Но поэт говорит: — Не надо за Добро расплачиваться Злом! Это высший смысл. Рубцов выразил библейскую заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя!» Поэт заканчивает стихотворение благодарностью русскому огоньку, который фактически как маяк светит путнику в поле бездорожном.

Можно часто встретить графоманские стихи патриотической направленности. Графоманские лозунговые шаблонные строки надо оценивать отрицательными значениями. В целом такие стихи ничего не дают ни уму, ни сердцу.

Особняком стоят песенные тексты. Низкий уровень поэзии завуалирован часто мелодичной музыкой, а на концертах — дизайнерским оформлением сцены, световыми и шумовыми эффектами. Но тексты часто носят эгоистический характер. Широко применяется эффект узнавания жизненной ситуации: аэродром, улица, асфальт, звонок, телефон, машина, вокзал, ночь, бар, бокал вина, артист, подруга. Об этом уже не раз писали критики духовной ориентации.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать, что является основным при создании стихотворного произведения на русском языке (базовые критерии поэзии):

1. Использование словарного богатства русского языка, особенно слов духовного, эмоционально-образного содержания при отражении любой темы.

2. Отражение в поэзии светлых духовных тем, отражение негативных и положительных тенденций в обществе и подлинных оригинальных (незаимствованных) настроений. Что вызывает сопереживание читателя, ответную реакцию.

3. Применение выдержанных поэтических форм и ритма, нестандартных, но созвучных русскому языку рифм, свежих мыслей, образов, символов, эпитетов и оригинальных слов в контексте национальных основ языка.

Формализовать, то есть математическими методами отразить духовность отдельно взятых стихотворений и поэзии в целом, представляется возможным.

Принципы духовно-смысловой методики оценки стихотворения и поэзии:

1. Проводится оценка заложенных поэтом светлых ассоциаций (положительных эмоций) или тёмных (отрицательных эмоций) для каждой строки каждой строфы по смыслу. Наличие слов с положительным или отрицательным потенциалом позволяет уточнить направленность строки.

2.Проводится оценка духовности/бездуховности каждой строфы

по потенциалу всех строк.

3. Заключительная строка для строфы является определяющей для оценки положительного или отрицательного восприятия смысла данной строфы.

4.Заключительная строфа стихотворения является определяющей для выявления духовности или бездуховности произведения в целом.

5.Творческий уровень народного по принципам Добра, Любви и Справедливости произведения определяется при соблюдении основных требований по ритму, рифмам, образам, свежести и нестандартности подачи известной темы и т.д.

Духовно-смысловая методика позволит объективно оценить творческую позицию автора, формализовать оценку народности поэзии автора.







Сообщение (*):

04.01.2018

юрий

Непонятно, по каким причинам таблица раздела 2. Словарь символов отрицательного потенциала не введён в размер колонки публикации.



27.12.2017

Александра

В работе автора интересны примерные словари символов положительного и отрицательного потенциалов. Согласна с автором, что "Система оценки поэзии должна быть корневая духовно-смысловая".



Комментарии 1 - 2 из 2    


Читайте также:

<?=Наша встреча впереди?>
Юрий Кириенко-Малюгин
Наша встреча впереди
Подробнее...
<?=Спроси у мамы?>
Юрий Кириенко-Малюгин
Спроси у мамы
Подробнее...