Средневековье — сегодня?

Алексей Ермолин.

Достигло ли человечество, особенно, наше родное русское, совершенства и вершин цивилизации? Нет ли признаков того, что кто-то застрял в темных веках? Никто не считает, что родился не в то время? Проверим сами себя и уровень собственного интеллекта. Допустим, кто-нибудь знает, что такое тавтология? Это повтор близких по смыслу слов. Чтобы понять суть этого термина, можно привести в качестве примера вот такое предложение. Слабо подготовленное выступление одного известного школьника в одном известном бундестаге спровоцировало очередной всплеск очередного негодования.

Это был риторический пример, а есть тавтология бытовая, жизненная. В последнее время, когда люди делают стилистические ошибки в тексте, это должно всегда что-то провоцировать. И не только плохо отредактированная речь с бумажки, но и вообще любой неосторожный шаг и движение должны что-то провоцировать. Ради этого в нашей терпеливой и нравственной стране существует определенный пласт населения, который бдит и контролирует. Причем, они бы и рады негодовать по поводу цен на бензин, налогов, дорог, футболистов, высказываний политиков, судов, чиновников, автохамов, известных режиссеров, телевидения, автопрома, ЖКХ, зарплат и т.д., но… Но, внутренний голос говорит им — нет. Это все суета и не существенно. Реагировать надо только на попытки опозорить нацию и ее историю. Ведь другими темами можно и влететь… А на этой — взлететь.

Ярость людская, да и еще и патриотическая, безусловно, заслуживает отдельного понимания и уважения. Но все же, может попробовать выяснить, что не так с высказываниями молодого соотечественника?

Для этого надо просмотреть, прослушать его, и не только его, речь. Там, к слову, и немецкие подростки выступали, и другие наши молодые люди. Кого-то здесь цитировать нет смысла, об этом сюжете знают все. Но главное вот в чем - человек, который углубится в эту тему, тут же выяснит, что ровным счетом ничего особенного и экстраординарного никто там не сказал. Да, отличился парой фраз, как всем известно, один мальчик. Но отличился ли?

Сложно сказать, по каким источникам готовил свое выступление новоуренгойский школьник, но судя по отдельным моментам, он опирался на воспоминания немецких военных. Потому что, тема встречи подразумевала такой формат: они говорят о наших солдатах, мы рассказываем о их. И здесь его угораздило споткнуться… Ведь надо понимать с каким материалом работаешь.

Практически любой ветеран вермахта писал и пишет, что был просто солдатом и просто выполнял приказ. Плюс, боролся с большевизмом… Может еще, про братство солдатское не забудет… Если немец побывал в плену, то плен этот был крайне тяжелым и условия содержания были невыносимы. Т.е. его воспоминания — обычная приукрашенная история оправдывающего себя военного, который пришел на чужую землю и откровенно знал — зачем пришел. Для этих старых или уже отошедших ребят удобные версии о том, что виноват только Гитлер и, что им промывали мозги пропагандой, как бальзам на душу. В связи с этим, часто можно встретить такое высказывание — «нас заставили».

И скорее всего, из писем, или дневников, или мемуаров школьник и его руководитель взяли роковую фразу о невинно убиенных. И все. Вот прямо на этом все. Во всех смыслах. Ни оскорбления России, ни оклеветания власти, ни морального пинка по патриотам, ни танцев на костях, ничего вообще.

Кому охота, может, в принципе, дальше сам нафантазировать, как это сделал ряд граждан. К примеру, парень был предельно искренним, потому что он скрытый и подлый нацист. Или, что у них в Новом Уренгое вся гимназия — подпольная национал-социалистическая и так далее партия. Представьте, когда учитель чеканным шагом входит в класс, и дети резко характерно его приветствуют.

Можно вволю напридумывать различных сюжетов, но по факту, ничего этого, конечно же, нет. И злого умысла в выступлении нет. И даже, на всякий случай, оскорбления чувств верующих нет. Поэтому, нет веских причин, по поводу и без, открывать свой рот и перекашивать его в праведном гневе. И названивать, писать, требовать, доносить тоже не стоит делать. Всем этим должны заниматься соответствующие должностные лица, а другие лица должны заниматься своими делами.

Вот как оказывается все просто. Даже стало понятно, почему гимназист не перегнулся с трибуны и обличающе не спросил у немцев: «а вот что делал на священной Сталинградской земле ваш грязный фашист?».

Первая часть данной публикации — лирика, быстрое объяснение ситуации для тех, кто недопонял. Но остается вопрос к названию и вступлению: причем здесь средневековье?

Хорошо было бы, если б многие наши сограждане прочитали одно замечательное произведение, которое называется «Осень средневековья». Его автор, Йохан Хёйзинга, далеко не последний исследователь данной эпохи, создал свой труд, опираясь на исторические факты. Ознакомьтесь. Не надо даже целиком читать книгу, — с самого начала вы встретите вполне четкое и большое определение среднестатистической толпы тех времен. Вкратце, это эмоционально невыдержанная, замученная невежеством группа людей, которая идет на поводу у собственных страстей.

Вот выдержка: «из-за постоянных контрастов, пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь возбуждала и разжигала страсти, проявлявшиеся то в неожиданных взрывах грубой необузданности и зверской жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, в переменчивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города».

Казалось бы, а как связываются выступление гимназиста и подозрительные намеки на сравнение времен?

Так и связываются, что это не первая истерия, раздутая на пустом месте. Так же, как и раньше волна негодования начинается не с собственного мнения, а потому что «все так говорят». Так же, как и раньше, уровень эмоций значительно выше и бесконтрольнее, чем он должен быть у современного человека. Необдуманная, без конструктивной критики реакция граждан похожа на требования жечь ведьм. И ладно бы, все эти клеймители критиковали со знанием дела… Но ведь львиная их доля во многом не разбирается, и особо в частности, в истории. Да еще и сама была в чем-то таком замечена.

Чтобы картина получилась завершенной, ко всему этому эмоциональному бардаку приплюсуйте вытоптанные парки и мусор в городах (да на обочинах), вечно унылые дворы и раздолбанные дороги, привычное хамство и безнаказанность, забитая провинция и многое прочее, прочее. И особо надо вспомнить о двух новомодных актуальных принципах: «живу, как хочу» и «моя хата с краю». Не напоминает, хотя бы отдаленно, что-то такое из тех времен?

Конечно, мало кому хочется чувствовать себя дикарем. Однако, таковы реалии. От нормального общества откалывается все больше граждан, которые создают свое странное (стадное, даже) общество. И очередная якобы громкая история это подтверждает.

А всего-то, чтобы быть современным прямоходящим, надо хотя бы самому себе позадавать примерно такие вопросы. Школьник как-нибудь плохо говорил о наших ветеранах или участниках войны? Говорили плохо о наших солдатах немецкие подростки? В выступлении были призывы и лозунги националистического смысла? Умоляет ли речь гимназиста победу советского народа? В текстах выступлений приводились хоть какие-нибудь хоть к чему-нибудь доказательства?

А чтобы не относится к прогрессивному человечеству, необходимо в любой непонятной ситуации хмурить брови, делать жесткое лицо (которое и до этого было сверхсерьезным) и клеймить, клеймить, клеймить. Кто-то это делает для пиара, кто-то где-то что-то не понял, кто-то просто глуп. Но в любом случае, современная толпа так же легко, как и средневековая чуть что, аж налету подхватывает агрессивное знамя чьих-то воплей.

Кто-то скажет, мол, ну мы же патриоты, все дела… Удобно. Но если бы было все так просто… Определение, что такое патриотизм, в том числе содержит и такие строки: «готовность пожертвовать своими интересами ради родины». Когда ты не знаешь ни одной исторической даты, или раскручиваешь свой проект на скандале, или просто за всеми бездумно повторяешь, то это жертвованием сложно назвать. Патриотизм для современного человека — это когда каждый день хотя бы думаешь: ну когда же по всей стране сделают высокоскоростное движение поездов, чтоб ветеранам и другим людям проще было? Или можно думать приземленнее: почему я добровольно не ухаживаю за Вечным огнем или памятниками войны? Имеет место и такая патриотическая мысль: вот я мусор из окна выбросил, а не попал ли я на места боев?

К сожалению, многим легче чувствовать себя частью толпы, чем индивидуальностью. Поэтому человека можно вытащить из средневековья, но средневековье из человека — нельзя.

Вывод простой: перестаньте обыдляться. Ну или хотя бы займитесь чем-нибудь полезным. Когда произойдет подобный всплеск эмоций от какой-нибудь похожей истории, подумайте как следует, прежде чем негодовать и реагировать. Если думать не получается никак, то надо воспользоваться вторым советом: занять себя общественно-полезным трудом. Причем, для кого-то не мешать и не раздражать — это уже труд.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0