«Я нашел в лице автора полнейшего себе единомышленника»

Предисловие к статье Малькольма Маггериджа «Либералистское стремление к смерти», опубликованной в журнале «Москва».

 

За прошедшие десять лет какие-то положительные изменения в стране, наверное, произошли. Хотя бы, к примеру, опасность развала «независимой» Российской Федерации — еще не так давно процесс этот многими виделся неизбежным. Экономисты утверждают, что мы затарились долларами вполне удовлетворительно и можем противостоять «дефолтам», что, дескать, и в производстве обнадеживающие подвижки, и на международной арене небесполезные телодвижения осуществляются нашими дипломатами во главе с президентом. Социальные проблемы представляются, по крайней мере, в стадии внимания к ним, хотя иной раз только ахнешь от парадоксальности этого внимания.

И лишь в одной сфере общественного бытия мы явно ходим по кругу — в мировоззренческой. Свою новую поступь в истории «независимая» Россия начинала под лозунгами безграничного либерализма, когда позволено было все, что не запрещено, а запрещать что-либо было не позволено.

Шокированное итогами либерализации, общество невсерьез насупилось на активистов либерализма первой волны, и последние слегка потеснились с передовых позиций управления. Лозунги «центризма», а то и «консерватизма» запестрели в прессе, зазвучали в эфире, партии с антилиберальными «прозвищами» возникали одна за другой и так же, одна за другой исчезали из поля зрения.

Еще недавно юный Владимир Рыжков торжественно грозил либералам новой, страсть как консервативной программой ныне уже не существующей партии «Наш дом Россия». И ведь написал-таки весьма «продолговатое» сочинение на заданную тему, с каковым многообещающая партия и канула в Лету, что не удивительно, ибо более нелепого политического документа мне лично читать не случалось. Самое «суровое консервативное» суждение в новой программе старой партии заключалось в том, что они, наши консерваторы во главе с Черномырдиным, признают Православную Церковь, а равно и другие мировые конфессии (!).

Ныне, разочаровавшись в собственном консерватизме, он же, В.Рыжков, предлагается или даже предлагает себя в лидеры нового, «правильного» либерализма, и будем очень надеяться, что именно из-под его пера выйдет соответствующий текст, и тогда, возможно, новое либеральное «образование» разделит участь черномырдинской партии. Но похоже, что юный, бескорыстный и, по многим свидетельствам, честный (то есть не ворюга) выдвиженец возрождающегося либерализма — элементарная «подстава», за чьей спиной матерый клан антигосударственников, понимающих нынешнюю Россию как территорию, населенную большей частью ленивыми недоумками, историко-генетически не способными к личной инициативе по утверждению себя в качестве гражданских субъектов.

Новый нынешний либерализм подает себя как панацею от общенационального «беспорядка», бесперспективности экономических инициатив, неопределенности-неоформленности должным образом политической позиции государства на мировой арене.

Иными словами, либерализм предлагает понимать себя как некую систему действий и поступков, способных «шоковым», но добропоследственным образом решить социальные проблемы России.

И в том ложь. Ибо либерализм есть прежде всего мировоззрение, то есть способ понимания мира и соответственное этому пониманию поведение человека в обществе.

 

* * *

В 1971 году «Литературная газета» опубликовала очерк «Либералистское стремление к смерти» Малькольма Маггериджа[1], редактора и сотрудника многих газет, бывшего ректора Эдинбургского университета. Публикация конечно же сопровождалась соответственным «разъяснением», итоговое суждение какового было вынесено в заголовок:

«Гибель цивилизации? Нет: кризис капитализма!»

Лично для меня публикация очерка явилась бесценным подарком — я нашел в лице автора полнейшего себе единомышленника. И через много лет, когда впервые оказался в Англии, упросил друзей найти М.Маггериджа, если он жив, и устроить встречу.

В пятидесяти милях от Лондона, в добротной, хотя и не шикарной усадьбе состоялась эта встреча, что в памяти моей навечно. О ней бы отдельный разговор, но сегодня у меня иная цель.

В «Литературке» очерк был опубликован тогда, когда мы еще жили при «развитом социализме». Теперь мы живем при неразвитом, но стремящемся к развитию капитализме, а кто нам обещает и гарантирует это развитие? Эпигоны либерализма!

Потому полагаю, что чрезвычайно полезно нынешнему поколению познакомиться с публикацией тридцатилетней давности.

Москва. 2004. № 6.

 


[1] Литературная газета. 1971. 24 марта, № 13.