Пятая колонка

Джон Шемякин

Дикая история дикого барина

Джон Шемякин — блогер, один из самых популярных, более 70 000 тысяч подписчиков, такое многотиражное средство массовой информации по факту. Специализация — отечественная история и отечественная литература, но не только, зарубежная история и зарубежная литература тоже предмет его живейшего интереса.

Именно живейшего, потому что пишет Джон Шемякин очень живо, образно, с неожиданными поворотами, набредая на поучительные смысловые пересечения.

По любому поводу у него есть свое мнение, почти всегда оно отличается от общепринятого и почти всегда хорошо, убедительно аргументировано.

Кто только не писал о русском империализме, вот и Джон Шемякин решил высказаться: «Типичный империализм в российском исполнении. Положить солдат, взять край на штык, потом засыпать этот край милостями — такими, о каких под Волоколамском и не слышали, — потом вбухать несколько десятков миллионов в развитие захваченного края, влезть во все краевые местные дрязги, пометаться между сторонами, всех попробовать помирить, на всех обидеться, выпороть случайных, наконец застыть в торжественном непонимании и дождаться окончательного бунта, чтобы потом снова брать край на штык».

Вообще, такое впечатление, что автор расположился в истории как в своем старом халате, и со всеми историческими фигурами на «ты». Это и симпатично и раздражает иногда. Впрочем, Джон Шемякин демонстрирует несомненное чувство меры, он, конечно же, эксцентрик, но как всякий эксцентрик, он лучше других знает, где расположен центр, и никогда слишком далеко от центра не удаляется. «Петр (имеется в виду Петр Первый — М. Попов) на карусели». «Пугачев», «Людовик 13», «Оруэлл», «Феминизм», «Вольтер», «Британский майдан», «Наводнение в Питере», «Полинезия», впрочем, можно перечислять названия всех практически глав, все интересно.

Часть литературная, не менее интересна, чем часть историческая. Тут и «Гамлет», и «Одиссей», и «Пушкин» с Булгариным, замечательная «Эллада Собакевича», «Тургенев», «Чехов» и «Толстой».

Кроме классиков, и современники. Очень изящно проходится Джон Шемякин по Захару Прилепину, процитировавшему в своем тексте не Киплинга, как было обещано, а лишь замечательный советский мультфильм «Маугли». Не подставляйся!

Одним словом, в высшей степени поучительное и развлекающее одновременно чтение.