Пятая колонка

Виктор Пелевин

iРhuck 10

Пелевин делает вид, что пишет детектив, вернее заставляет своего персонажа писать его. Один из главных героев книги литературно-полицейский алгоритм по имени Порфирий Петрович. Действие происходит в не очень отдаленном будущем, то ли перед нами утопия, то ли антиутопия. А может быть, длинная лекция по истории возможных искусств.

Собственно, никакого, конечно, детектива нет. Никакой тайны Порфирий Петрович не разгадывает. Впрочем, он и у Достоевского ничего не разгадывает, там он с самого начала знает, что убийца Раскольников, и все читатели знают, кто убийца, так что главное правило настоящего детективного романа там не соблюдается. Так вот и у Пелевина, несмотря на наличие в тексте следственного работника, пусть и искусственного происхождения, и многочисленных криминальных субъектов, мы читаем скорее подробно развернутое описание правил пользования очень дорогим любовным гаджетом, а не криминальное чтиво.

Есть и еще одна лекция: про искусство первой четверти 21 века, про так называемый «гипс». Очень интересная лекция, намного интереснее собственно детективных перипетий. Мы смотрим из искусственного будущего в искусственное настоящее, и узнаем, что проживаем, оказывается, в эру нового вида искусства, называемого «гипсом». Впору оглядеться и поискать его признаки так ярко расписаные автором.

Раз есть искусство, должны быть и искусствоведы. Маруха Чо в центре внимания, она госпожа со странной гендерной идентичностью и большими деньгами. С помощью Порфирия Петровича она затевает не вполне внятную операцию, заставляя его встречаться с разного рода коллекционерами и «принюхиваться» к экспонатам их коллекций. Дальше следует краткий роман Порфирия Петровича с Марухой, проникновение в тайну личности этой Марухи, в которой не обнаруживается ничего особенно любопытного и рокового.

Не знаю, как кому, но мне интереснее всего было домысливать очертания того утопического-антиутопического мира, который непреднамеренно рисует нам автор. Почти ничего не называя в прямую, работая только через сферу инструкций к электронным любовным приспособлениям, он дает нам возможность проникнуть в это не очень отдаленное будущее. Было ли это задачей автора, не знаю, возможно, и не было, но все равно, спасибо.