Пятая колонка

Максим Кантор

Чертополох. Философия живописи

С большой энергией, многими разными способами проводя одну и ту же мысль, автор доказывает, что золотым веком мировой живописи, был век живописи масляной. Все, что было раньше – длительный период подготовки к расцвету. Все что мы находим после Сезанна, - картины упадка, модерн, авангард и т.д., - конец настоящей живописи.

Сама по себе масляная живопись в том виде, в котором ее признает М. Кантор, появляется в Бургундии, в конце первой трети пятнадцатого века. Не в Ломбардии, ни в Тоскане, как это многим кажется. М. Кантор настаивает, что масляная живопись в огромной степени обязана своим появлением и расцветом такой вещественной причине как, собственно, масло.

В чем его сила и новость?

Масло дало возможность смешения красок на палитре, что мощнейшим образом видоизменило профессиональный арсенал художника, ввергнув его в принципиально новые отношения с материалами живописи. То, чего не могла дать мастеру темпера, давало масло.

Икону справедливо называют «умозрением в красках», масляная живопись, по мнению М. Кантора, это сам процесс непосредственного философствования с помощью красок и кисти. Стоя в особой позе масляного живописца перед закрепленным на мольберте холстом, живописец не просто изображает то, что сможет увидеть и обдумать будущий зритель. Он находится в процессе философствования, у него прямо с каждым ударом кисти рождается высказывание о мире, и даже не высказывание, а воспроизводиться какое-то количество сущности этого нашего мироздания.

В книге несколько десятков эссе, связанных единым авторским взглядом и способом изложения. Тут в большинстве эссе именные, посвященные отдельным гигантам Возрожденческого искусства. Леонардо, Микеланджело, Боттичелли, Рембрандт, Эь Греко, Рубенс, Веласкес, Гойя, Делакруа, Ван Гог, Гоген, Петров-Водкин.

Есть эссе посвященные явлениям живописи: экспрессионизм, сюрреализм, модерн, «Парижская школа»,Возрождение против авангарда.

«Цель этой книги – проследить процесс возникновения, развития и угасания искусства масляной живописи в Европе».

Автор утверждает, и справедливо, что подобный взлет не может повториться, хотя бы какой-нибудь мастер и овладел искусством смешивания красок, и всеми приемами этой живописи. Один раз просияв, это явление кончилось навсегда.

Ренессансное понимание картины, было на время воскрешено такими гигантами как Сезанн и Ван Гог, но после уж утрачено окончательно. Кантор делает вывод, что тут дело в том, что Европа утратила христианские основы своей духовной жизни.

Что же остается нам?

Безусловно, глядя с этой точки зрения нельзя не признать, что, скажем, хеппенинг, это до предела обессмысленная литургия, а инсталляция, столь же бессмысленное манипулирование священными предметами.