Пятая колонка

Клайв Стейплз Льюис

Избранные работы по истории культуры

В нашей стране К. С. Льюис известен прежде всего как писатель, автор замечательной «Космической трилогии» — «За пределы безмолвной планеты», «Переландра», «Мерзейшая мощь» и «Хроник Нарнии». Многие знают Льюиса как современного богослова, у нас издавались и пользуются заслуженным успехом трактаты — «Страдание», «Просто христианство» и примыкающие к ним «Письма баламута» и «Расторжение брака». Историко-литературные исследования выдающегося британского ученого и мыслителя переводятся на русский язык впервые.

Богословом Льюис был весьма и весьма необычным. Например «Письма баламута» представляют собой переписку высокопоставленного черта с его учеником, молодым начинающим бесенком. Опытный работник ада дает своему ученику многочисленные деловые советы, которые должны помочь тому в деле соблазнения верующих. Такой прием дает возможность показать, на каком опасно близком расстоянии от адской бездны находится чуть ли не всякая христианская душа. Написаны «Письма» живо и изобретательно, автор настолько вжился в созданные им образы, что впоследствии ему пришлось «выздоравливать» из этой своей роли, «маска не хотела отпускать лицо».

«Хроники Нарнии» в отдельном представлении не нуждаются, на наших телевизионных экранах регулярно демонстрируют экранизацию этих интеллектуальных сказок.

Лично мне бы было очень интересно посмотреть, как было бы экранизировано «Расторжение брака». Удивительные, в высшей степени живописные картины встают перед читателем этого текста. Уильям Блейк как-то необдуманно заявил, Рай и ад на самом деле пребывают в состоянии брака. Льюис с ним категорически не согласен, «что бы не подразумевалось под этой фразой». Автор изображает поведение душ в Чистилище, и их последующую транспортировку в преддверие Рая. Оказывается, что даже души, доставленные к самим его вратам, иногда не в состоянии сделать шаг внутрь, на его территорию. Иногда человеку привычнее пребывать в аду, чем совершить над собой усилие и окунуться райские просторы.

Льюис-литературовед и историк демонстрирует умение взглянуть на объект исследования глазами современника, отличая намерения автора от дальнейших оценок и трактовок. По его мнению, самой большой бедой современного литературоведения, является неумение отрешиться от сегодняшних представлений, и посмотреть на явление средневековой литературы незамыленным взором.

«Аллегория» посвящена европейской аллегорической традиции, начиная с провансальской поэзии 11 века и заканчивая эпохой Возрождения в Англии. В «Предисловии к «Потерянному Раю» автор рассматривает природу эпической поэзии, богословие Мильтона и критикует романтические трактовки его поэмы.

Последняя книга Льюиса «Отброшенный образ», в ней он реконструирует картину мира средневекового человека, образ отвергнутый Новым временем.