Пятая колонка

Уинстен Хью Оден

Чтение. Письмо. Эссе о литературе

Большая часть произведений, составляющих эту книгу, взята из сборника «Рука красильщика» (1963). Понятно, сборник вышел давно, и прожил весьма длительную о почтенную жизнь в литературе; можно сказать, что «Рука красильщика» — классика жанра в американской письменной культуре.

О чем рассуждают в эссе? Обо всем. Оден внимательнее всего присматривается к взаимоотношению темы и формы, и к тому, как идея произведения определяет поэтику и наоборот. Интересует его и то, насколько поэтическое видение мира опрделяет судьбу поэта и его книг. Для того, чтобы проиллюстрировать свои любимые мысли он выбирает в огромном литературном мире — современном ему, и уже давно отошедшем в предание — самые разные фигуры. Здесь и Роберт Фрост, и Эдгар По, и Уильям Шекспир, и Константинос Кавафис, и Уильям Батлер Йейтс, и Франц Кафка.

Метод работы Одена и прост и весьма сложен, как посмотреть. Он находит в пространстве темы некую точку, встав в которую он как бы обозревает окрестности, нанизывая увиденные предметы на нить непрекращающей движение мысли.

Можно сказать, что творческий метод Одена был в немалой степени сформирован особенностями устройства его организма. Он с рождения обладал интересным свойством (организм): у Одена была очень тонкая кожа, он как бы все время мерз, и в прямом и в метафизическом смысле. Должен был постоянно себя согревать чем-нибудь. Годилось все горячий чай, любовь, путешествия, война, вино. Один из его друзей Кристофер Ишервуд, университетский соученик, писал после лет разлуки: Он нисколько не изменился, по-прежнему рано встает, пишет только при электрическом свете, без конца курит, отчего в доме каждый раз пропадают спички, выпивает в день по шестнадцать чашек чая, а ночью, замерзая, тащит на себя все, что попадается под руку, чтобы согреться».

Книга, которую, безусловно, стоит прочесть.