Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Арктическое противостояние

В год юбилея Победы в Великой Отечественной войне публикуем беседу с Алексом Громовым, автором книги «Арктика в Великой Отечественной войне», лауреатом Премии журнала «Москва» и Премии им. В. Пикуля.

Как происходило освоение советской Арктики в довоенное время? Почему это было необходимо?

В 1930-е годы освоение Арктики стало одной из важнейших задач СССР, продолжая еще дореволюционные исследования, и органично сочетая как романтику первооткрывателей и первопроходцев, так и научные — а позже производственные и военные аспекты. Происходило это и на море, и на земле, хотя дорог в Арктике почти не было. И в воздухе, конечно, тоже. В начале марта 1939 года Политбюро утвердило проект постановления СНК СССР, разрешающего летчику Владимиру Коккинаки и штурману Михаилу Гордиенко беспосадочный перелет по линии Москва — Тронхейм (Норвегия) — Рейкьявик (Исландия) — мыс Фаруел (Гренландия) — Батл-харбор (Ньюфаундленд) — Нью-Йорк. Тем самым ВВС СССР стали срочно осваивать так называемый Западный маршрут — воздушную трассу к берегам Великобритании и США, могущую при необходимости хотя бы частично заменить традиционную морскую, начинавшуюся в Мурманске и Архангельске, но способную попасть под удары врага.

Когда началась бои в Арктике?

В первые дни войны немецкие войска и флот не вели наступательных действий на море и суше против Северного флота и 14-й армии, ограничившись лишь авианалетами. Между тем, по данным флотской разведки и разведки нашей 14-й армии, как докладывали командованию Северного флота, неприятель через Киркенес и фиорды подтягивал новые части и боевую технику из Северной Норвегии и увеличивая число самолетов на близлежащих к советской границе аэродромах.

29 июня 1941 года вермахт начал операцию Platinfuchs («Чернобурая лиса») — бросок к Мурманску. В состав армии «Норвегия», принимавшей участие в этой операции, входили горнострелковый корпус «Норвегия», 36-й горный корпус, финский 3-й армейский корпус. Общее численность этих корпусов составляла немногим более 68 тысяч человек.

Немцы даже отпечатали приглашения на банкет по случаю успешного взятия Мурманска. Но не вышло. Уже в августе 1941 года продвижение немцев на севере остановилось, и более силам вермахта потеснить советские войска и моряков не удалось. Тогда же началось фактическое военное сотрудничество Англии и СССР — задолго до всех официальных соглашений и договоренностей — по просьбе вице-адмирала Головко 151-е крыло Королевских ВВС Великобритании нанесло удар немцам на Кольском полуострове.

Как удавалось нашим солдатам и партизанам преодолевать арктическое бездорожье?

Огромное значение имел традиционные для этих мест транспортные средства — оленьи и собачьи упряжки. В 14-й армии, защищавшей Мурманск, были красноармейцы, служившие в оленно-лыжных и оленно-транспортных частях. 20 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны, принял секретное постановление №930-с, за подписью Сталина: «Призвать из народного хозяйства Архангельской области, Коми АССР: каюров — 1400 человек, оленей — 10000 голов, нарт — 500 штук…». Сформированные в Канино-Тиманском, Большеземельском и Нижне-Печорском районах Ненецкого национального округа эшелоны из людей и оленей несколько сотен километров до места назначения — станции Рикасиха Архангельской области двигались своим ходом, несмотря на уже наступившую полярную ночь. Было сразу сформировано три оленьих транспорта. Каждый из них обслуживало 154 бойца, из которых было 77 солдат-оленеводов. В состав транспорта входили 76 легких нарт, 270 грузовых нарт. Затем было сформировано еще четыре оленьих транспорта.

На оленях и собаках перевозили боеприпасы и снаряжение, доставляли продукты, вывозили раненых. В наши дни 20 ноября отмечается в Ненецком автономном округе как День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне. В городе Нарьян-Мар установлен памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов», запечатлевший бойца-каюра с оленем и собакой на фоне круга, символизирующего солнце.

Как велась разведка в таких условиях?

Сбор разведывательных сведений на протяжении всей войны имел первоочередное значение. В условиях суровой арктической природы и немногочисленного населения решать подобные задачи было особенно сложно. Советские разведывательные группы были небольшими, обычно 2-3 человека. Группы большей численности были редки. Обязательным было хорошее знание участниками предполагаемого района действий, наличие там связей с местными жителями, знание финского или карельского языка. Так, группа под кодовым названием «Косачи», заброшенная в Сегозерский район 9 сентября 1942 года, не только получила необходимую ценную информацию, но и успешно противостояла обнаружившим ее финнам. «Косачи» вступили в бой, а потом оторвались от преследования, в итоге пройдя по финским тылам около 350 км. Продукты у них кончились, и они неделю питались грибами и ягодами, которые собирали на ходу.

Бывали ли в Арктике во время войны наши поэты и писатели?

Многие из отечественных поэтов и писателей в годы Великой Отечественной войны служили на Севере. Так Валентин Пикуль был курсантом 1-го набора Соловецкой школы юнг и описал ее в повести «Мальчики с бантиками». Писатель Юрий Герман пробыл на Севере всю войну, там и написал несколько повестей («Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере») и пьес («За здоровье того, кто в пути», «Белое море»).

Вениамин Каверин, автор знаменитого романа «Два капитана», был военным корреспондентом на Севере. Бывал в годы войны в Арктике Константин Симонов, Евгений Петров, Лев Кассиль и многие другие поэты и писатели. Достаточно посмотреть список награжденных медалью «За оборону советского Заполярья».

А были ли в Арктике в годы войны зарубежные писатели?

Во время боев за освобождение Норвегии части норвежских войск, когда-то эвакуированных в Англию, были осенью 1944 г. переброшены с Британских островов в Мурманск, а потом и в Северную Норвегию. Среди норвежских военных был лейтенант Тур Хейердал, будущий знаменитый путешественник. Впоследствии он вспоминал: «Мне было 30 лет, когда освобождали Северную Норвегию. Я участвовал в восстановлении радиосвязи, поднимал телефонные столбы... Бывало, поднимаешь столб и слышишь в наушниках на линии русские голоса — ваши солдаты тоже вели восстановительные работы на севере моей родины... Все мы двигались в одной линии на пути к великой победе».

Какие еще темы затронуты в книге?

Рассказывается о крейсере «Эдинбург», который вез пять тонн золота для уплаты по ленд-лизу и затонул после атаки немецкой подлодки; о тайных немецких базах в Арктике; о том, как защитники острова Диксон, где из артиллерии были только несколько пушек царских времен, отбили нападение рейдера «Адмирал Шеер»; о малоизвестных подробностях повседневной жизни людей в Мурманске военного времени.

Беседовал Кирилл Голицын