Что почитать?

Обзор журнала «Москва» №1, 2021 год

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

Петр АЛЕШКИН. Лунные ночи. Рассказ.

Чудо первой любви переживал каждый человек. О любви писали бессчётное число раз, но на все времена это самая важная тема и самая свежая новость в литературе. Описания войн, царств и катастроф утрачивают злободневность, бледнеют и уплывают вместе со временем, а любовь всегда актуальна. Эпос уходит, лирика остаётся.

«Она как-то неожиданно расцвела в ту весну, налилась, превратилась из худенькой девчушки в юную красавицу: ловкую, изящную, с ясным блеском тёмно-зеленых глаз».

Перед нами классический лирический рассказ о любви. Действие происходит более полувека назад. Социальная жизнь того времени, на фоне которой развивается сюжет, передана в достоверных и точных подробностях.

Татьяна ЖАРИКОВА. Кокошник. Рассказ.

Татьяна Жарикова, автор рассказа «Кокошник», является главной героиней «Лунных ночей» Петра Алёшкина. Той самой первой и последней его любовью. Жизнь устроилась так, что они поженились, вполне счастливы и даже заняты одним делом — пишут прозу.

«И вдруг мама уронила кокошник в костёр. Я испугалась, решила, что он нечаянно выскользнул из ее рук, подбежала, выхватила из огня кокошник. Но мама вдруг яростно вырвала его из моих рук и швырнула в костер».

Рассказ «Кокошник» исполнен в манере, напоминающей жанр былички, где реальное тесно переплетается с мистикой.

Михаил ПОПОВ. След в реальности. Стихи.

Поэт обладает высшей доблестью художника — точностью в деталях, в мелочах. У него острый взгляд, острый ум, позволяющий исследовать вещи и явления и показывать их с неожиданной стороны. Перед нами реальность, но преображённая, что позволяет нам по-новому, иногда и с удивлением взглянуть на привычное, обыденное.

«Осень приходит сначала лишь начерно,

Чуть потрепав золотое убранство,

Кроны наполовину растрачены,

Лес обеднел, как былое дворянство».

Анастасия ЧЕРНОВА. Вологодские рассказы.

Оригинальная, музыкальная, многоплановая проза. Рассказы разнообразны по темам, в них идеально сочетаются бытовое и героическое, история и современность. Очень сильна лирическая составляющая, что является важным и несомненным достоинством, которое всё реже встречается в современной прозе.

«…месяц скрывается за тучами — и вновь кругом неясный сумрак, сотканный из теней и звуков, шепота реки. Всё живое и в движении, которое на земле никто не остановит».

Светлана ПЕШКОВА. Дети дождя. Стихи.

Свежие, трогательные стихи. Светлая лирика, оставляющая в душе и сердце отрадное чувство.

«У реки на мостике дощатом

Эхо передразнивает шаг.

В этот час голодные щурята

Ищут живность в чёрных камышах».

Сергей ФЕДЯКИН. Мотовиловка. Рассказ.

Документальный рассказ о детстве. Конец пятидесятых, лето, река… Письма, кадры старой любительской киносъёмки окрыляют воображение автора.

«Мир памяти не мог уместиться ни в письмах, ни в кино. И все же подрагивающие изображения что-то договаривают».

Прошлое оживает, но большей частью рождается заново на наших глазах. Через чувства и мысли ребёнка воссоздаётся мир детства, как особый самодостаточный космос, в котором даже смерть близкого человека не осознаётся как трагедия.

Виктория СМАГИНА. Совершеннозимнее. Стихи.

Стихи написаны в лучших традициях русской поэзии. То, что называется — «родная речь».

«…и золотится пижма вдоль обочин,

и горько пахнет мамина герань».

Александр СЕГЕНЬ. Эолова Арфа. Роман.

«Боборыкин и Потапенко во времена Чехова считались лучшими писателями, а Чехов и Бунин шли по второму разряду». Вот удивительный феномен, о котором вскользь и походя напоминает нам автор. О текучести массового читательского вкуса, о неисповедимости литературных путей, о постоянном изменении взаимоотношений искусства и жизни.

Александр Сегень написал роман о творчестве, рассказал историю жизни кинорежиссёра Эола Незримова и жены его Арфы. Мы начали печатать этот большой роман в нескольких номерах, предполагая поначалу ограничиться журнальным вариантом, отрывком, но читатели потребовали продолжения.

Это пространная сага, которой свойственна неторопливая эпичность стиля. Перед нами на фоне эпохи позднего застоя, показана внутренняя жизнь нашего кинематографа. Герои романа — Тарковский, Данелия, Кулиджанов, Сергей Бондарчук, Элем Климов, Марина Влади, Янковский, Феллини и многие другие всемирно прославленные и менее известные люди, все они живут, разговаривают и действуют в романе. Страна охвачена горбачевской перестроечной горячкой…

Продолжение следует.

ПУБЛИЦИСТИКА

Светлана ЗАМЛЕЛОВА. Плачем и привыкаем

Автор, как и подобает православному человеку, — с героическим пессимизмом смотрит на происходящее в сегодняшнем мире.

«…однополые родители, педофилы, трансплантация и торговля органами... Мы ведь вполне убедились, что подлец человек действительно ко всему привыкает. Поплачет и привыкнет».

КУЛЬТУРА

Игорь ЗОЛОТУССКИЙ. Встречи с Евгением Евтушенко.

«Он прожил интересную жизнь, и думаю, если б взялся описать её, оставил бы истории некий документ, документ очевидца. Ведь ХХ век, начиная с 50-х годов, он прожил весь и вошел в ХХI столетие».

 Читать о жизни замечательных людей всегда интересно. Тем более, когда о личных встречах с поэтом вспоминает другой замечательный человек — И. Золотусский, уникальный и мудрый писатель.

«Во время застолья Женю узнавали посетители, которых то и дело прибавлялось. К нему подошла группа студентов, по-моему, из Испании, девчата садились к нему на колени, и он легко изъяснялся с ними на их языке. Было шумно, весело, и что-то дружеское, тёплое сблизило нас».

Сергей ДМИТРЕНКО. Салтыков (Щедрин). Биографическая повесть

Написанная с величайшим тщанием и любовью повесть о жизни и творчестве Н.Е. Салтыкова-Щедрина.

«Взявшись за изображение жизни писателя на фоне эпохи, я с благодарным чувством изучал собранное и описанное многими филологами, историками, краеведами и простыми, но чуткими поклонниками щедринской сатиры…».

Многие не любят Щедрина за то, что изображая свою эпоху, выбрал он тон обличительный, предпочитая выставить на всеобщее обозрение преимущественно тёмные стороны российской жизни. Но, читая эту подробную повесть, понимаешь, как мало знал ты о Салтыкове-Щедрине, писателе и человеке…

Геннадий КРАСНИКОВ. «Один в вышине!..»

Поэт Геннадий Красников рассказывает о жизни и творчестве Юрия Михайловича Ключникова, сибирского поэта, переводчика, эссеиста, отметившего в декабре 2020 года своё 90-летие.

«…в последние годы, когда автор стал приближаться едва ли не к мафусаилову веку, столичная и общероссийская критика разглядела в нём и поэта, и мыслителя, и подвижника, и философа, и патриота...»

Стихи и переводы Ю. Ключникова помещены вслед за материалом Г. Красникова.

Николай КАЛЯГИН. Чтения о русской поэзии. Чтение пятнадцатое.

Продолжаем публикацию многолетнего труда Н.Калягина. Очень интересное, полезное, глубокое исследование о судьбах писателей, особенностях и характере их творчества с обильным цитированием, тонким разбором текстов.

«…я уже говорил на этих чтениях, что существуют две только категории авторов. Есть люди, которые пишут потому, что до них другие люди писали. Такие авторы тасуют слова, как тасует картежник колоду карт, и затем приступают к сдаче — «творят», присоединяя к словечку словечко. И есть люди, которые видят реально («в очах души своей, Горацио») картины, от которых невозможно отвязаться. Акт творчества становится здесь необходимостью…»

В нынешней публикации речь идёт о В. Брюсове, В. Розанове, А. Грине, Ф. Сологубе.

«…расстаёмся с Фёдором Сологубом. Читатели у этого поэта будут всегда. Порченых людей становится всё больше в современном мире, для них Сологуб находка. В глазах порченых людей Сологуб всегда будет считаться настоящим поэтом, потому что болезнь у него была настоящая».

МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Рубрика, в которой мы рецензируем вышедшие книги и знакомим читателей с новинками.

Александр ОРЛОВ. Епифань.

Галина ЮЗЕФОВИЧ. Таинственная карта: неполный и неокончательный путеводитель по миру книг.

Джулиан БАРНС. Портрет мужчины в красном.

МОСКОВСКАЯ ТЕТРАДЬ

Андрей КРЮКОВ. Моя Таганка.

 «..Детство моё прошло в «коммуналке» — коммунальной квартире рядом с театром на Таганке, из-за близости которого своеобразный богемно-разгульный артистический мир 60-х годов был для нас, соседей театра, вполне привычен».

Воспоминания о собственной юности и об атмосфере Москвы той далёкой поры. Что прошло, то стало милым… Вместе с автором мы испытываем светлую грусть об ушедшем времени, а на перемены смотрим с лёгким скепсисом. Как бы ни хороши были эти перемены.

ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ

Уникальная рубрика, существующая только в нашем журнале. Если желаете знать православную точку зрения на самые разные явления, читайте статьи.

Протоиерей Алексий ЧАПЛИН. Рождественские православные народные традиции и колядование.

«…в сознании наших современников сегодня смешалось рождественское славление Христа и исполнение церковных песнопений с колядованием и пением колядок. Однако изначально это совершенно разные вещи».

Протоиерей Алексий КАСАТИКОВ. Царский путь в ситуации с covid-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой.

«Обращение к земным врачам не противоречит нашей вере, если мы помним, что врач — это орудие в руках Божиих».