Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Остоженка

Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.

Мы начнем нашу сегодняшнюю прогулку с конца улицы — так будет удобнее для пешеходного передвижения. Остоженка — одна из старейших улиц Москвы, история ее восходит к ХVI веку. Здесь простирались заливные луга, где после покосов стояли стога сена — «остожье». Отсюда и название улицы.

Во времена Ивана Грозного лучшие участки принадлежали знатным родам, фамилии которых до сих пор живут в названиях прилегающих переулков: Хилков, Всеволжский, Лопухинский, Еропкинский. С середины ХIХ века Остоженка утратила аристократический лоск и дома знати перешли в казну или в купеческие руки. Теперь здесь жили мелкие торговцы, чиновники низших классов, студенты, небогатая интеллигенция, снимавшие недорогое жилье у купцов-домовладельцев. Немало было на Остоженке трактиров, дешевых гостиниц, других злачных мест. Но к началу ХХ века земля вздорожала и скромная улица в центре города привлекла внимание нуворишей. На месте старых дворянских домиков выросли огромные доходные дома и роскошные особняки.

Глядя на Остоженку со стороны Садового кольца, прежде всего обращаешь внимание на три корпуса бывших Провиантских (Интендантских) складов — выдающийся памятник позднего «московского классицизма». Их спроектировал замечательный русский зодчий В.Стасов, а выстроил в 1829–1835 годах Ф.Шестаков. Корпуса соединены художественными оградами. Общее впечатление — монументальность, строгость линий, сдержанность декора. Сейчас здесь располагается Музей Москвы, переехавший наконец из крохотной церковки на Новой площади, трещавшей по швам от его огромных фондов.

По другую сторону эстакады стоит репрезентативное светло-зеленое здание (№ 53/2) с ложной колоннадой фасада и статуями античных ораторов (1875 год, архитектор А.Вебер). Это Дипломатическая академия МИД России. Когда-то здесь находился единственный в Москве лицей, основанный крупнейшим издателем и публицистом М.Катковым как учебное заведение для молодых людей из состоятельных семей. Многие его выпускники стали важными царедворцами, сановниками, дипломатами. Среди попечителей его был питомец другого лицея — Царскосельского, — однокашник Пушкина, канцлер и министр иностранных дел империи А.М. Горчаков (1798–1883). К 200-летнему его юбилею на боковом фасаде здания открыта мемориальная доска.

У бокового фасада дипакадемии, выходящего на Остоженку, стоит круглый павильон одной из первых станций московского метро, радиальной станции «Парк культуры» (1933–1935 годы, архитекторы Н.Колли, С.Андреевский). В честь славных строителей первого маршрута московской подземки Остоженка в 1935 году была переименована в Метростроевскую улицу. Исконное название возвращено ей в 1988 году.

Небольшой ампирный особняк (№ 49) — типичный образец городской дворянской усадьбы первой половины ХIХ века. Фасад украшен гербом дворян Лошаковских-Всеволжских и классическими лепными медальонами. Здесь жили братья И. и П. Киреевские, славянофилы, собиратели народных песен, друзья Пушкина и Гоголя, а позже, после них, — идеолог анархизма, друг К.Маркса (впрочем, постоянно с ним ссорившийся) М.Бакунин.

Рядом с изящным дворянским особняком нелепо глядится соседний дом № 47 (1914 год) — заурядная коробка, украшенная, по выражению академика И.Грабаря, «ампирными нашлепками». На месте сквера и дома № 39 (20-е годы) когда-то стояла церковь Успения Богоматери в Остожье.

Следующий небольшой домик с шестью колоннами (№ 37) — редчайший образец деревянной архитектуры первой половины ХIХ века (1819 год), таких в Москве сохранились единицы. Он связан с именем великого русского писателя И.С. Тургенева. Дом принадлежал его матери Варваре Петровне, женщине своенравной, жестокой крепостнице. Здесь будущий писатель наблюдал сцены, описанные им впоследствии в знаменитом рассказе «Муму» — о глухонемом дворнике Герасиме, по капризу взбалмошной барыни утопившем единственное дорогое ему существо — собачку по кличке Муму. Прототипом барыни стала мать писателя. Деревянный домик, такой трогательно хрупкий среди окруживших его громад, москвичи очень любят и называют «домом Муму». Сейчас здесь по праву размещается Музей И.С. Тургенева, филиал Государственного музея А.С. Пушкина.

На противоположной стороне улицы высится величественный классический дворец (№ 38) с десятиколонным портиком (1771 год, архитектор М.Казаков). Он принадлежал генерал-аншефу П.Еропкину, великому хлебосолу. Об еропкинских пирах ходили легенды, его дом был открыт «для званых и незваных». Сюда возили на балы маленького Сашу Пушкина. В 1806 году дворец выкупило Московское купеческое общество и открыло тут Коммерческое училище. В 1822–1830 годах здесь учился И.Гончаров, будущий автор бессмертного романа «Обломов». С 1939 года в здании находится Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, ныне — Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ). В сквере перед входом стоит скромный памятник питомцам института, погибшим в боях за Родину в 1941–1945 годах.

В конце 90-х годов на месте целого квартала старых домов выросло огромное претенциозное здание, плохо вписавшееся в ансамбль Остоженки, — Центр оперного пения Г.Вишневской (№ 25). Зато следующий дом (№ 21) — шедевр стиля модерн. Модный архитектор Л.Кекушев построил для своей семьи в 1901–1903 годах эту красивую красно-белую «игрушку» — нарядную, вычурную, богато декорированную. Когда-то фасад украшала большая фигура льва — намек на имя автора. Сейчас в особняке находится Бюро военного атташе Египта.

За пустырем с небольшим сквером открывается панорама стоящего в глубине квартала Зачатьевского женского монастыря. Он был заложен в 1584 году последним представителем династии Рюриковичей — сыном Ивана Грозного богобоязненным Федором Ивановичем в надежде, что Бог даст ему сына-престолонаследника. Небеса этих молитв не расслышали... Внутренний ансамбль монастыря был разрушен в 20–30-х годах ХХ столетия, взорвали и величественный собор Зачатия Анны (конец ХVII века). В настоящее время собор воссоздан, но не в прежних формах, а в современном духе. Хорошо сохранились надвратная церковь (1696 год) и внешние стены. В монастыре уже живут и молятся послушницы, Зачатьевский монастырь имеет статус ставропигиального, то есть находится под началом самого патриарха Московского и всея Руси.

Осенью 1918 года в одном из переулков, окружавших монастырь, поселилась Анна Ахматова, переехавшая в Москву со вторым мужем — известным ученым-востоковедом, ассириологом В.Шилейко (они разошлись уже весной 1921 года). В одном из стихотворений цикла «Черный сон», которое так и называется «Третий Зачатьевский», она запечатлела остоженский пейзаж той поры:

Переулочек, переул...
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки,
В окнах теплятся огоньки.
Как по левой руке — пустырь,
А по правой руке — монастырь,
А напротив — высокий клен
Ночью слушает долгий стон.

...Мы возвращаемся на Остоженку, но впереди нас ждут или новоделы последних лет, или доходные дома начала ХХ века — огромные, массивные и довольно безликие. Поэтому свернем во 2-й Обыденский переулок, круто уходящий к Москве-реке, и дойдем до малозаметной рядом с роскошью и размерами соседствующего с ней храма Христа Спасителя церкви Ильи Обыденного. Ее каменное здание было возведено в 1702 году на месте деревянного храма, построенного в конце ХV — начале ХVI века по обету «обыденкой», то есть в один день. Церковь эта знаменита тем, что не закрывалась даже в самые безбожные 30–50-е годы. А во время воздушных налетов в грозном 1941 году никто и никогда не прерывал молитвы и не уходил в бомбоубежище. Особая гордость храма — иконы ХVII века «Спас Нерукотворный» и «Божья Матерь Казанская» кисти «царского изографа» Симона Ушакова.

По 3-му Обыденскому переулку спустимся к Саймоновскому проезду и, полюбовавшись величественной панорамой воссозданного в наши дни храма Христа Спасителя, подойдем к последнему объекту нашей прогулки — дому Перцова (Курсовой переулок, дом 1). Он был построен в 1906–1907 годах архитектором Н.Жуковым по эскизам художника С.Малютина, создателя русской матрешки, для видного предпринимателя и коллекционера П.Перцова. Необычной формы крыша, мансарда, балкончики, эркеры, декоративные панно из цветной майолики, изображающие мифических персонажей — Ярилу (Солнце), звезды, драконов, сиринов, придают зданию вид сказочного терема. В дореволюционные годы в нижнем этаже располагался знаменитый театр миниатюр «Летучая мышь» Н.Балуева. Ныне здесь находится Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК).

У павильона станции «Кропоткинская» наша прогулка завершается.

Олег Торчинский





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0