Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Память о войне

Елена Михайловна Малышева родилась в городе Темиртау Казахской ССР. Окончила Адыгейский государственный педагогический институт. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Адыгейского государственного университета.
Автор научных работ, в том числе двух авторских монографий.
Награждена медалями «300 лет Российскому Флоту», «50 лет Победы», «Маршал Советского Союза Жуков» и другими наградами.
Заслуженный деятель науки Республики Адыгеи.
Живет в Майкопе.

Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощается в представлении об общности происхождения и принадлежности к предопределенному самим местоположением союзу. В перспективе в последующие этапы исторического развития это привело к формированию общей идеи русской земли — Руси как государства. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Консолидировали и обеспечивали единение общества такие составляющие будущей российской ментальности, как историческое пространство: память о прошлом, верования, язык, геополитические реалии. Важной задачей представляется необходимость осознать и подчеркнуть, что доминирующей для русской формирующейся народности была именно идея защиты, а не захвата чужих территорий. Об этом свидетельствуют памятники русской письменности со времен Средневековья, когда лейтмотивом военной истории Руси становится стремление «не посрамить земли Русской».

В боевых походах и сражениях воспитывались такие черты российской ментальности, как смелость и воинская доблесть, чувство локтя и взаимовыручка, дружба и товарищество, любовь к Отечеству и стремление защитить его. Верность воинскому долгу, презрение к смерти во имя спасения Отечества скреплялись устной присягой — клятвой. Неписаным правилом для российского воина было стоять «насмерть за родную землю» — этот лейтмотив нашел конкретное отражение в письменных исторических источниках и литературных памятниках.

Рост национального самосознания складывающейся русской нации с петровских времен находит свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как Отечество и патриотизм. Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общ­ностью народонаселения. Патриотическая идея в годы правления Петра I приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей.

Постижение сути патриотизма в русской и зарубежной философской мысли исторически осуществлялось разнопланово: через призму либерализма, западничества, анархизма, монархизма, традиционализма, евразийства, религиозного мистицизма, народ­ничества, марксизма, славянофильства и т.д.

Наиболее плодотворно тема русской национальной идеи исследовалась отечественными учеными, разработавшими теоретические основы патриотизма, обосновавшими его роль и место в российской действительности. Традиция глубокого философского постижения патриотизма была заложена B.C. Соловьевым и Н.А. Бердяевым. Проблему патриотизма исследовали и развивали Г.В. Плеханов, П.Б. Струве, А.Н. Толстой, Г.В. Флоровский. Его теоретико­методологическому осмыслению были посвящены разделы в работах Г.Гегеля, К.Маркса, В.И. Ленина. Тема патриотизма разрабатывалась в формате концепции евразийства Н.С. Трубецкого, Н.Н. Алексеева, Л.Н. Гумилева. Одно из многочисленных представлений о патриотизме наиболее точно определил Н.М. Карамзин, который писал, что «патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Аналогичную дефиницию мы находим у В.Соловьева, отметившего, что «образуют добродетель патриотизма ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение».

Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, названной Л.Гумилевым пассионарностью[1]. Вся история Российского государства — это история войн в защиту его интересов. В силу этой исторической реалии стержнем государственного пат­риотизма становится военнопатриотическое воспитание. В предвоенный период в СССР сложился опыт такой работы. Менталитет советского общества хотя и содержал в себе многие общерусские ментальные черты, тем не менее весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков.

Период социалистического строительства в СССР привел к образованию своеобразного и неповторимого менталитета советского человека, по выражению Л.Н. Пушкарева, «сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумывающегося о последствиях».

Именно эти качества — патриотизм и дружба народов СССР — стали важнейшим явлением в социально­политическом и духовном развитии советского общества и важной составляющей российского менталитета.

Патриотизм был той моральнонравственной базой духовности, которая стала основой Победы над объединенными силами Третьего рейха и его союзников в годы Великой Отечественной войны.

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно­нравственного превосходства над нацистской Германией. Вспоминая тяжелые военные годы, Г.К. Жуков отмечал, что «это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Война как особое общественно­политическое явление имеет свои законы развития: зарождение, ход и окончание. Один из этих законов гласит: использовать эскалацию военной силы в качестве главного фактора международной безопасности — тупиковый путь. Как правило, этим путем не только не решались поставленные цели, но и достигался прямо противоположный результат. Опыт Второй мировой войны со всей убедительностью напоминает, что не только сама война и ее последствия, но и подготовка к ней, гонка вооружений ведут к серьезному обострению экономических и социальных противоречий в мировой истории. Казалось бы, наученное горьким опытом человечество не должно было допускать в дальнейшем каких бы то ни было войн. Ведь Великая Победа 1945 года, в которой пальма первенства по праву принадлежит советскому народу, избавила почти 90% населения мира от угрозы превращения в рабов коалицией фашистских государств, собственное население которых не превышало 8–10% жителей нашей планеты.

И тем не менее войны периодически возникают в том или ином регионе земного шара, втягивая в свою орбиту немало государств, унося десятки и сотни человеческих жизней, разрушая производственные мощности, деформируя и без того слабый экологический баланс, грозя ввергнуть мировую цивилизацию в ядерную, экологически необратимую катастрофу. Только за прошедшие 50 лет после окончания Второй мировой войны в мире произошло около 450 вооруженных конфликтов, которые охватили большое число стран. Всего, суммарно, потери вполне сопоставимы с жертвами и бедствиями мировых войн: уже после окончания мировой войны в локальных военных конфликтах погибло свыше 40 млн человек, около 30 млн стали беженцами.

История всех вооруженных конфликтов, войн, и особенно Второй мировой войны, убедительно свидетельствует, что решение возникающих спорных проблем как во внутригосударственном пространстве, так и между государствами силой оружия не способствует прогрессу и развитию цивилизации. В современных геополитических реалиях с учетом накопленных средств и развитых технологий вооружения для массового уничтожения людей это неизбежно ведет человечество к деградации и самоуничтожению. Остановить этот процесс способен только состоятельный демократический мир, основанный на разработанных мировым сообществом международноправовых принципах и нормах, объявляющих военную агрессию вне закона и определяющих конкретные меры по защите жертв войны и мирного населения.

Будущее цивилизации напрямую зависит от уровня подготовки кадрового интеллектуального потенциала через всю систему образования. Для России и ее молодого поколения память о войне и патриотизм должны рассматриваться как ценностная аксиологическая основа возрождения ее величия и достойного места в мире.

После развала СССР процесс трансформации общественной жизни сопровождался изменениями в сфере индивидуального и общественного сознания. Разрушение сложившейся в ХХ веке системы общественных отношений, характеризовавшееся рядом исследователей как системный кризис, вызвало к жизни противоречия, затронувшие практически все сферы жизнедеятельности российского общества. Полиэтничное и многоконфессиональное гражданское сообщество России с устоявшимися аксиологическими ориентирами оказалось в пространстве неустойчивого ценностного плюрализма.

Социокультурные трансформации постсоветского периода российского общества свидетельствуют о планомерном разрушении традиционной культуры. В этом контексте актуализировалась проблема поиска интегрирующих ценностей, способных сплотить российское общество и выработать основу национальной программы консолидации общества для разрешения базовых проблем его самосохранения.

Перед российским обществом встала насущная задача выработки стратегической национально­государственной идеологии, и в качестве одной из основополагающих идей в среде историков, политологов, социологов, философов стала обсуждаться значимость идеи патриотизма. В истории российского государства и общества любовь к Отечеству не однажды становилась базой его спасения.

Представляется бесспорно актуальной задача изучения таких аксиологических ценностей советского общества, как роль патриотизма и нацио­нальной идеи, в период Великой Отечественной войны ставших мощным источником Победы и компонентом массового общественного сознания.

Исследование баланса советского патриотизма, соотношения его консолидирующей роли по сравнению с национально­государственной идеологией постсоветской и современной России в условиях общественных трансформаций является актуальной для научной разработки проблемой.

В социально­философском осмыслении нуждаются методологические и теоретические основы российского (советского) патриотизма, его взаимосвязи с национальной идеей. Важное место занимает поиск инструментария достижения согласия, общности целей гражданского общества.

На сегодняшний день в российском обществе тема патриотизма остается достаточно острой и дискуссионной. Неоднозначность трактовки ключевых представлений и их смысловой нагрузки, подмена близкими, но не тождественными понятиями свидетельствуют о незавершенности концептуализации этого явления.

Из поля зрения российских и немецких ученых разных поколений и направлений вот уже 80 лет не уходит тема истории и последствий режима 12летнего пребывания у власти германских нацистов. Активизация научного интереса и процесс переосмысления прошлого продолжаются в контексте изучения националсоциализма как тоталитарного режима, ввергшего человечество в пучину войны планетарного масштаба. Одновременно дебатируются темы эпохи сталинизма, репрессий в СССР, патриотизма и коллаборационизма в период военной экспансии германского рейха на территорию СССР. Нынешние дискуссии по проблеме тоталитарных режимов (таких различных исторических феноменов, как итальянский фашизм, германский националсоциализм, советский режим власти, сталинизм) не привели к консенсусу представителей различных политических лагерей и идейных направлений. Состояние исторической памяти в российском и германском обществах базируется как на общих постулатах, так и на радикально расходящихся выводах.

Конструктивная разработка проблемы патриотизма осложнена влиянием немалого числа оппонентов, стремящихся дискредитировать саму эту идею. Социальнофилософский анализ содержания феномена патриотизма как духовной ценности, трактовка его связи с исторически сложившимися ценностями народа, религии, процессов трансформации развивают представления о конструктивной роли национальной идеи в преодолении системного кризиса российского общества. Национальная идея и патриотизм играют доминантную роль в упрочении сплоченности и улучшении социального самочувствия граждан. СМИ, политические, общественные организации призваны влиять на формирование мировоззренческих ориентиров, адекватных современной ситуации.

С начала 90х годов ХХ столетия возникла идеологема, трактующая «патриотизм» и «Отечество» как негативные и тривиальные понятия, обреченные на исчезновение. Необходимость и важность осмысления идеи патриотизма вызывается безусловным наличием серьезных противоречий в современном российском обществе, разъединенном либеральными и традиционными подходами в определении перспективы развития России.

Проблему актуализирует очевидный рост асоциальных, негативных ценностных ориентаций у российской молодежи. Назрела насущная необходимость формирования у нее положительных аксиологических жизненных ориентиров и выбора между потребностью в патриотизме как системообразующей социокультурной ценности и предлагаемыми массмедиа и СМИ в условиях глобализации «псевдоценностями».

Приоритетного внимания к себе требует разработка формирующейся национальной идеи в современной России, и в данном контексте невозможно переоценить консолидирующую роль патриотизма в этом процессе. Процесс становления и развития российского патриотизма — сложное общественное явление. Разработка его концепции как базовой части национальной идеи российского государства, интегрирующей общество, весьма востребована сегодня.

Ключевой аксиологической характеристикой патриотизма в современной РФ, по нашему глубокому убеждению, должен стать цельный позитивный образ России XXI века, слагаемыми которого являются сохранение идентичности в общественном сознании и суверенности в системе геополитических отношений. На самом деле российский государственный патриотизм на социокультурном уровне обладает выраженным интегрирующим потенциалом.

Исторически так сложилось (особенно в экстремальных условиях войны и отражения иностранной экспансии), что именно патриотическая идея связывает в единое целое практически все социальные страты России, делая их единой нацией.

Российский патриотизм способствует обеспечению национальной государственной безопасности, детерминирует оптимальное соотношение степени свободы и ответственности граждан в зависимости от их места и роли в сложном и противоречиво организованном социуме XXI столетия.

Идея патриотизма актуализируется на таких поворотах истории, когда векторы развития требуют максимального напряжения духовных и физических сил общества. Эти периоды отмечены единением и благородными порывами народа, его жертвенностью во имя национальных святынь, что позволяет заявлять о российском патриотизме как о социокультурной ценности, обладающей внушительным консолидирующим потенциалом.

Тем не менее сегодня национальная идея еще не сформировалась как духовное ценностное ядро в этой идеологии по целому ряду причин, основные из которых — в глубоком расслоении общества, качестве жизни состоятельных и малоимущих граждан России.

Для успешной консолидации российского социума национальная идея должна приобрести статус государственной идеологии современного суверенного государства, обеспечивающего достойный уровень жизни своих граждан в соответствии с Конституцией.

Назрела необходимость разработки научной дефиниции патриотизма и обоснования перспективности комплексного подхода к его формированию, опираясь на достижения философской, культурологической, исторической, политологической, социологической и педагогической отраслей научного знания. Представляется, что российским государством предпринимаются недостаточно действенные шаги и меры по формированию новой официальной идеологии, хотя некоторые сдвиги все же ощущаются: исчез разрушительный нигилизм в оценках идеологического наследия советского прошлого, формируется сдержанное отношение к либеральнозападнической субкультуре России, отмечается развитие связи с Русской православной церковью.

Вместе с этим духовно­пространственное идеологическое поле современной России, влияющее на формирование мировоззрения российской молодежи, все еще продолжает навод­няться через СМИ американской и прозападной идейной продукцией.

Одним из путей преодоления современного духовного кризиса является обращение к ценностям культуры, сформулированной исторически и выраженной в «русской идее», теоретически разработанным вариантом которой является «евразийство»[2].

Российская национальная идея как выражение стержневых социокультурных традиций и менталитета народов в условиях постсоветской России до сих пор окончательно не сформулирована.

Неоценимую роль в этом призвана сыграть историческая память о Великой Отечественной войне, дающая нравственные уроки патриотизма и ответственности за судьбу державы. Высокие планки человеческой надежности, дружбы, не знавшей социальных или этнических градаций, преданность Родине и любовь к ней стали моральной твердыней, позволившей вписать немеркнущие страницы в историю освобождения цивилизации от опасности порабощения нацизмом. Они показали всему миру роль СССР в разгроме фашизма.

Память о войне, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры представляют реальную основу для патриотического воспитания граждан России. С учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с осознанием реальной необходимости консолидации российского общества, необходимо более конструктивное участие центра в проведении мероприятий патриотической направленности. Это тем более представляется актуальным, что региональная элита, общественность в своем большинстве проявляют негативное отношение к сепаратизму и национализму.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов. Она должна быть направлена на анализ и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Будущее России не представляется без подготовки кадрового интеллектуального потенциала через всю систему образования. И государство, если оно заботится о будущем своего народа, обязано приоритетное внимание уделять образованию и воспитанию подрастающих поколений граждан.

Перед современной Россией стоит важнейшая задача — для решения накопившихся проблем в различных сферах жизни общества реализовать тот огромный, исторически наработанный духовно­нравственный потенциал.

Государственная стратегия страны должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому сегодня так остро стоит вопрос о национальной идее, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. На общественное сознание большинства социальных групп населения России оказали негативное влияние экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, проявившие себя в конце прошлого столетия. Наблюдается значительное снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Становится более рельефной постепенная утрата российским обществом традиционного патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.

Просматривается тенденция трактовки патриотизма для обоснования исключительности отдельно взятой нации, идет подмена понятийного аппарата — национализм выдается за патриотизм. Во многом утрачены истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили распространение эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна необходимость воссоздания на государственном уровне системы воспитания пат­риотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. И начинать эту работу, по нашему глубокому убеждению, необходимо в образовательных учреждениях всех уровней. Стоит насущная задача объединить в этом направлении усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, а также на семью как главную ячейку общества.

Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации...» на 2000–2005, 2006–2011, 2011–2015 годы, учитывая средства, отпущенные на их реализацию, должны быть существенно более эффективными, а результат их реализации, несомненно, гораздо выше.

Однако сегодня зачастую школьные и вузовские программы, продвигаясь по пути целенаправленного секвестрования отводимых на общественные дисциплины часов по истории, обходят этот вопрос, отдавая все на откуп внеаудиторной и внеклассной работе, на которую, кстати, выделяется совсем немного времени. Министерством образования и науки РФ неправомерно и непродуманно урезаются аудиторные часы по истории России, исчезает возможность читать специальные курсы и вести спецсеминары. Как можно внушить чувство любви к Родине и требовать знания ее истории, когда на весь курс от древности до современности на неисторических факультетах отводится всего девять обзорных лекций (18 часов)? Возникает вопрос: мы хотим воспитать из граждан России «Ивбнов, не помнящих родства своего»? Если такой цели нет, то, по нашему мнению, реализация этих программ должна содержать обязательное включение их в школьные и вузовские учебные планы и курсы.

Необходимы консолидированные усилия в деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Продолжающийся поиск национальной идеи современной России предполагает дальнейшее развитие общенациональных программ по патриотическому воспитанию граждан. Ее концептуальным ядром должен стать государственный патриотизм, формирующий поколения, готовые и способные реализовать позитивные, социально ориентированные качества в интересах развития общества.

Новое государственнопатриотическое мировоззрение, по нашему представлению, должно максимально сочетать специфические национальные и культурные особенности России и ценности мировой цивилизации, возрожденное состоятельное, дееспособное правовое национальное российское государство и интересы безопасности других государств, менталитет русской нации и богатство наследия других этносов.

В третьем тысячелетии востребована творческая, социально активная, не индифферентная личность россиянина и гражданина, которая впитает в себя общую систему национальных ценностей для возрождения российского государства и будет способна в перспективе развивать высшую идею, поднимать престиж страны в мировой цивилизации.

Героическая и драматическая история России, ее величайшая, неповторимая культура, национальные традиции всегда были основой духовно­нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия, в основе которого лежит любовь к своему Отечеству — патриотизм, явившийся основным источником Великой Победы над германским нацизмом 69 лет назад.

Патриотическое сознание выступает как фактор национальной государственной безопасности России. Представляется несомненной роль патриотизма в национальном возрождении державы. Патриотизм, по определению Г.Гегеля, означает стрем­ление к общим целям и интересам государства, которые являются, безусловно, приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же как высшая форма организации и высшая ценность выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе и патриотических. Патриотизм как пер­манентно присущая россиянам черта менталитета всегда сплачивал народ в условиях опасности порабощения и имел решающее значение в борьбе с врагом.

Проявления бездуховности части российской молодежи, обнаружившиеся с 90х годов ХХ века в фактах ксенофобии, экстремизма, национализма, религиозной нетерпимости, движении скинхедов, свидетельствуют о необходимости улучшить работу по патриотическому воспитанию и формированию исторической памяти, нравственных ее основ в обществе.

Перед современной Россией стоит важнейшая задача — реализовать огромный духовно­нравственный потенциал, приобретенный за всю историю существования государства, для решения накопившихся проблем в различных сферах жизни общества.

Есть глубочайший нравственный смысл в преемственности поколений, во внутреннем единстве исторических судеб, постигаемом через нетленность наших святынь. Одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития общества, важнейшим фактором которого выступало государство.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом оказывается важнейшим условием воссоздания статуса России как великой державы. Носителем же патриотизма выступает личность, делающая своим жизненным принципом служение Отечеству.



[1] Пассионарность — характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой­либо цели, достижение которой иногда ценнее собственной жизни.

[2] Аксиологический аспект «евразийства» сочетает некоторые элементы советской идеологии, идеалы православия, а также систему духовных ценностей евразийской концепции. Как показали исследования, евразийский, то есть смешанный, тип ценностного сознания присущ народам тюркской, славянской и монгольской групп, представителям разных поколений людей. Смешанность западно­восточного ценностного комплекса подтверждает эмпирическую релевантность евразийства.

 





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0