Поварская улица

Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.

Эта улица возникла в XV–XVI веках на месте древней торговой дороги, связывавшей Москву с Великим Новгородом. Как явствует из названия, сначала здесь жили царские повара (отсюда названия прилегающих переулков: Скатертный, Столовый, Чашников, Хлебный). С переносом столицы в Санкт-Петербург царские службы были упразднены и улицей надолго завладела родовитая знать. Вплоть до революции 1917 года Поварская считалась самой аристократической улицей Москвы. На стыке XIX и XX веков рядом с «дворянскими гнездами» появились доходные дома и новые, кичливо-роскошные особняки разбогатевших купцов. В 1899 году Поварскую улицу обсадили липами, в советское время — асфальтировали.

Начало левой стороны Поварской определяет древнейшее ее строение — церковь Симеона Столпника (№ 5; 1676–1679). Стены ее помнят и тайное венчание графа Н.П. Шереметева с крепостной актрисой П.Жем­чуговой-Ковалевой, и Гоголя, который выстаивал здесь службы. За церковью прячется проход на улицу Малая Молчановка, точнее — на чудом сохранившуюся при прокладке в 60-х годах Калининского проспекта (Нового Арбата) ее правую сторону. Под № 2 числится деревянный домик начала XIX века, одноэтажный, с мезонином. Здесь в 1829–1832 годах у своей бабушки Е.А. Арсеньевой жил великий русский поэт М.Лермонтов, бывший тогда студентом Московского университета. Сейчас здесь музей поэта... временно закрытый на реставрацию.

Вернемся на Поварскую. Ее открывают два богатых особняка ( 7 и 9). В основе их лежат дома XVIII века, неоднократно перестраивавшиеся по воле владельцев — промышленников и купцов. Несколько лет назад после капитального ремонта и научной реставрации, проведенных по заказу ГлавУпДК, был восстановлен исторический облик их фасадов и роскошных интерьеров. сегодня они включены в список «объектов музейного класса» Москвы. Особняк № 7 занимает посольство Норвегии, № 9 с недавних пор — посольство Кипра.

Дом № 11 — старинная барская усадьба XVIII века, перестроенная в 1870 годах, так же как и соседний особняк № 13, где на средства полковника В.Казакова была устроена богадельня для обедневших дворян. Дом № 15 — высокое, строгих форм здание Верховного суда (1954, архитектор Б.Лейбо). Далее в небольшом сквере высится старый вяз высотой 20 метров, возраст которого приближается к 250 годам; его видели еще Пушкин и его друзья. В  типичном купеческом особняке (№ 21) располагается Венгерский культурный центр. Конструктивистское строение № 25 возведено в 20-е годы. Следующий за ним дом № 25а — шедевр московской архитектурной классики. Этот прекрасно сохранившийся главный дом городской усадьбы XIX века, украшенный по фасаду не обычными колоннами, а тремя мощными арками, был выстроен для князя С.Гагарина (1829, архитектор Д.Жилярди). В 40-х годах XIX столетия здесь размещалось Управление государственного коневодства, а на нижнем этаже жил ведавший всеми московскими конюшнями полковник Леонид Гартунг, женатый на дочери Пушкина — Марии Александровне, прототипе толстовской Анны Карениной. В здании располагается Институт мировой литературы имени А.М. Горького. Во дворе памятник молодому Горькому (1956, скульптор В.Мухина). Соседний двухэтажный особняк № 27 — образец типовой жилой застройки Москвы после пожара 1812 года. Здесь, в квартире своего приятеля — полковника С.Киселева, в декабре 1828 года А.Пушкин впервые читал московским друзьям поэму «Полтава». В здании со скругленным углом, под № 31 (XVIII в., перестроено в 20-х годах XIX столетия), жил известный общественный деятель и публицист А.Кошелев. В гостях у него бывали Н.Гоголь, П.Чаадаев, московские славянофилы, в марте 1858 года здесь встретились вернувшийся из Сибири декабрист С.Волконский и украинский поэт Т.Шевченко. В доме располагается НИИ художественных промыслов. Дом № 33 воздвигнут в духе конструктивизма (1931–1934, архитекторы братья В. и А. Веснины) для Клу­ба бывших политкаторжан; с 1945 года здесь находился Театр киноактера. Завершает эту сторону шестиэтажный дом (№ 35), построенный в 50-х годах ХХ столетия для работников искусства.

 

Правая сторона улицы в первой своей половине представляет ряд респектабельных домов (№ 18–22) с квартирами для состоятельных съемщиков; построены перед Первой мировой войной. В доме № 24 с 1920 по 1939 год находилось посольство Литвы, которое возглавлял Юргис Балтрушайтис, поэт русского Серебряного века, друг А.Блока. Сейчас здесь Культурный центр посольства Литвы — «дом Балтрушайтиса». В массивном сером доме № 26 жил в октябрьские дни 1917 года писатель И.Бунин и наблюдал, как из национализированного особняка О.Цетлина (№ 9) матросы выносили хрустальную люстру, о чем он и поведал в книге «Окаянные дни».

Обширный участок (№ 30–36) отдан Российской академии музыки имени Гнесиных и Государственному музыкальному училищу имени Гнесиных (№ 38). Основной дом (№ 30) — памятник классической архитектуры XVIII века, в 1894 году перестроенный А.Каминским. Четырехэтажное учебное здание с барельефами великих композиторов начато еще до войны и завершено в 1950 году. К 80-ле­тию института выстроен 13-этажный учебный корпус (1975, архитектор В.Егерев).

Далее идет целое созвездие буржуазных особняков начала ХХ века, соревнующихся друг с другом в роскоши и красоте. Особняк князя А.Голицына (№ 40; 1888, архитектор А.Эрихсон) — ныне посольство Камеруна, дом И.Миндловского (№ 44; 1904, архитектор Л.Кекушев) — посольство Новой Зеландии, дом банкира Шлосберга (№ 46; 1911, архитектор А.Зеликсон) — резиденция посла ФРГ. Чудом скромности смотрится рядом с ними одноэтажный домик с мезонином начала XIX века (№ 48), принадлежавший семье Нарышкиных. Здесь бывал в гостях Александр Дюма-старший, автор «Трех мушкетеров» и «Королевы Марго».

Дом № 50 (90-е гг. XIX в., архитектор П.Бойцов), напоминающий маленький замок, принадлежал князю Святополк-Мир­скому. Здесь располагается знаменитый с предвоенной поры ресторан Центрального дома литераторов. Именно в нем безобразничали персонажи романа М.Булгакова Коровьев и кот Бегемот, скрывшиеся под именами Панаева и Скабичевского. И наконец — дом № 52, великолепная городская усадьба Долгоруковых-Соллогубов (1802). Вот такие аристократические ансамбли создавали и хранили особый московский дух. По литературной легенде эта усадьба описана Львом Толстым в романе «Война и мир» как дом Ростовых.

Замыкает улицу скромное строение начала XIX века под № 54, где в 1872–1873 годах снимал квартиру П.Чайковский. В последние годы дом сильно перестроен, в нем размещен Культурный центр им. П.И. Чайковского.

 

Олег Торчинский







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0