От азбуки жизни — к национальной идее

Злата Павловна Бирюкова — кандидат биологических наук. Окон­чила Уральский лесотехнический институт.
После окончания института была направлена на работу в Институт биологии Уральского отделения АН СССР. С 1970 года руководила лабораторией экологической физиологии, была ведущим научным сотрудником Казахского НИИ лесного хозяйства.
Автор публикаций, посвященных вопросам устойчивости древесных растений в условиях резко континентального климата Северного и Восточного Казахстана. По­следние исследования посвящены изучению механизмов устойчивости лесных экосистем.
Живет в Москве.

В 1864 году вермонтский проповедник Джордж Перкинс Марш, проанализировав причины гибели древних цивилизаций, предсказал такой же конец современным цивилизациям, если только человечество не осознает важности экосистемного взгляда на мир (цит. по Ю.Одуму). За прошедшие 150 лет значительное развитие получили исследования в области экологии, в результате которых были открыты и сформулированы законы природы, в том числе действующие и на уровне экосистем. Но, к сожалению, эти законы не учитываются человечеством в его практической деятельности в силу незнания их практиками. А ведь именно применение на практике законов физики, химии, математики обеспечило научнотехнический прогресс. Настало время для обеспечения научнобиологического прогресса хотя бы для того, чтобы не исчез с лица Земли еще один из видов живых организмов — человек разумный. Если в случае научнотехнического прогресса человеку, пользующемуся его результатами (механизмами, приборами и т.д.), можно не знать законов физики, открытых учеными и использованных при создании этих механизмов, то законы живой природы, особенно те, что действуют на уровне экосистем, должен знать каждый житель Земли. Известный ученыйэколог, автор прекрасных монографий по экологии Ю.Одум считает, что человечество выживет только в том случае, если каждый живущий на Земле человек, от малого ребенка до убеленного сединой старца, будет экологически грамотным.

Каким же минимумом знаний в области экосистемной биологии должен обладать каждый человек для своего благополучия и, главное, благополучия своих детей?

Жизнь — не что иное, как одна из форм существования энергии, в условиях Земли — энергии Солнца. Энергия солнечного луча — эта великая созидательница жизни на планете Земля — построила свое обиталище из праха земного — неорганических химических элементов, с течением времени все более усложняя организацию живого вещества: от молекулы (ген) к клетке, затем к органу, организму, популяции и, наконец, сообществу. При взаимодействии с внешней средой данные биотические компоненты образовали биосистемы: генетические, клеточные, системы органов, организмов, популяционные системы и экосистемы. Примеры экосистем: лес, степь, болото, луг и т.д. Исследования на генетическом, клеточном, организменном уровнях позволили решить сложнейшие практические задачи в области медицины (разработки новых способов диагностики и лечения болезней), сельского хозяйства (селекции и защиты растений и животных) и т.д. Но игнорирование человечеством законов природы, действующих на высших уровнях организации живого (популяций и экосистем), привело к тому, что встал вопрос о возможности дальнейшего существования человеческой цивилизации на планете Земля. Об этом наглядно свидетельствуют, например, демографические проблемы, выражающиеся для одних стран излишним ростом населения, а для других, в частности для России, вымиранием коренных народов, резким сокращением титульной нации — русских.

По каким же законам живет экосистема, а следовательно, должен жить и человек, являющийся ее частью?

Любая экосистема образована из живых организмов и окружающей их физической среды (минеральных веществ, воды, солнечного света и т.д.). Живая часть экосистемы состоит из двух ярусов: верхний — это растения (продуценты), фабрика, в которой из воды и неорганических соединений энергия солнечного луча создает живое вещество; нижний — это организмы, питающиеся органическими веществами, синтезированными растениями. Нижний ярус представлен животными (пожирателями), а также бактериями и грибами — разрушителями отмерших тканей. Фактически весь нижний ярус предназначен для обслуживания верхнего яруса. Животные, поедая растения или других животных, начинают процесс разрушения живого вещества, часть которого превращают в живое вещество своих тел на время их жизни, а другую часть (экскременты, отмершие ткани животных и растений) разрушают бактерии и грибы. Таким путем высвобождаются поглощенные растениями минеральные вещества для дальнейшего их использования, формируется почвенный покров, обогащенный органическими и освободившимися минеральными соединениями, готовится пространство для следующих поколений растений и обслуживающих их других форм жизни. (Место человека в природе — быть одним из представителей этих других форм.)

Стратегия природы — создание максимально возможного количества живого вещества на единице поверхности Земли в каждом конкретном ее регионе, исходя из тех ресурсов, какие в этом регионе имеются.

Тактика заключается в создании новых форм, видов, сообществ живых организмов, наиболее продуктивных и устойчивых к изменяющимся во времени и пространстве условиям среды.

Основными создателями живого вещества являются растения, содержащие хлорофилл — пигмент, способный солнечную энергию переводить в твердое состояние, используя элементы физической среды. Первым органическим веществом, создаваемым энергией солнечного луча из неорганических — воды и углекислого газа, — является глюкоза, а затем жирные кислоты и аминокислоты. Для образования последних, кроме воды и углекислого газа, необходимы азот, сера, фосфор и некоторые другие минеральные элементы. Синтез идет в хлоропластах зеленых растений — главной фабрике живого вещества. Далее из этих продуктов первичного фотосинтеза образуются сложные углеводы, липиды (масла) и белки — вещества основного обмена, из которых состоят все живые организмы. Животные организмы (гетеротрофы) не могут синтезировать органические вещества из неорганических и используют органику, созданную растениями (автотрофами). При поедании животными растительной или животной пищи происходит распад продуктов основного обмена на аминокислоты, жирные кислоты и глюкозу. Только в такой форме пища проникает в клетки, где используется или на производство энергии, или на синтез белков, липидов (жиров) и углеводов. Помимо веществ основного обмена, в растениях синтезируются вещества вторичного обмена, выполняющие адаптивную роль, образовавшиеся и образующиеся в процессе адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, явившиеся и являющиеся родоначальниками новых органелл, тканей, органов, видов живых организмов, сообществ и, наконец, экосистем.

Одним из важнейших условий стабильности экосистем является работа механизмов, регулирующих численность организмов, составляющих ее биотический компонент. А поскольку человек есть часть этого биотического компонента, он также находится под влиянием законов природы и механизмов, регулирующих его численность. Без знания и использования этих законов и механизмов невозможно решение демографических проблем.

Познать эти механизмы проще на примере процессов, протекающих в наименее сложных экосистемах. Такими экосистемами в нашем примере явились сосновые леса, произрастающие в наиболее суровых условиях умеренных широт, на бедных по пищевому и водному режимам почвах. Единственным продуцентом в таких лесах является сосна обыкновенная, так как доля органического вещества, производимого присутствующими в лесу лишайниками, крайне мала, поэтому здесь немногочисленные и короткие пищевые цепи. В таких экосистемах периодически наблюдается нарушение равновесия между продуцентами и пожирателями за счет значительного увеличения количества последних — насекомых­фитофагов. Ча­ще всего это происходит после засух, а так как количество пищи (в данном случае сосны), основного фактора, лимитирующего численность организмов, остается неизменным, следует предположить, что в период засух изменяется качество пищи. Вот это измененное качество пищи и есть тот механизм, с помощью которого экосистема регулирует численность живых организмов, ее населяющих, в том числе и человека. Что же происходит в растениях под влиянием засушливых условий — дефицита влаги и высоких температур воздуха?

Процессы, протекающие в клетках растений в период засух, достаточно хорошо изучены. Основные из них следующие: снижение рН стромы и способности генерировать протонный градиент, падение энергетического заряда клетки и ионной силы, снижение, а затем и прекращение фотосинтеза, усиление фотодыхания; нарушение сопряженности катаболических и анаболических процессов, в первую очередь прекращение синтеза белков — процесса, требующего наибольших затрат энергии, которой клетка оказывается лишенной, в результате — резкое возрастание отношения углеводов к белкам; накопление в клетке промежуточных метаболитов и продуктов распада высокомолекулярных соединений — органических кислот и аминокислот — и в результате нарастание ацидоза, активизирующего ферменты, а те в свою очередь гены, запускающие синтез вторичных веществ из продуктов распада высокомолекулярных соединений. (Практически моделируются те процессы, которые происходили в растениях в период приспособления к жизни на суше при выходе их из мирового океана.)

Именно такие изменения наблюдались в растениях сосны в лесной экосистеме под влиянием засухи. Количество азота в побегах снижалось с 0,63% при оптимальной обеспеченности влагой до 0,54% при дефиците влаги, равном 32%, в хвое — от 1,02 до 0,83%, что свидетельствовало о снижении содержания белка. Содержание углеводов увеличивалось с 15,3 до 19,7%, а эфироэкстрагируемых веществ — с 13,0 до 19,5%. Нарастал ацидоз — титруемая кислотность хвои возрастала с 1,45 до 2,65 мл 0,05N NаОН/г. В хвое увеличивалось количество свободных аминокислот, особенно свободного пролина — результат начавшегося распада белков.

Наряду с изменениями на клеточном уровне происходили морфологические изменения растений сосны: формировались укороченные хвоя и побеги, что свидетельствовало о торможении ростовых процессов в результате снижения синтеза белка, но усиливалось образование репродуктивных органов. Засухи вызывали изменения и на экосистемном уровне: в насаждениях сосны через 1–2 года после засухи резко увеличивалось количество насекомых­фитофагов, причиной чему, вероятнее всего, явилось изменение химического состава тканей растений, служащих кормом насекомым, происшедшее под влиянием засухи, что подтвердили результаты опыта по выкармливанию личинок звездчатого и красноголового ткачей свежей и подсушенной хвоей. В варианте «свежая хвоя» использовались побеги сосны с хвоей, имевшей оптимальный уровень обеспеченности влагой, о чем свидетельствовал низкий уровень содержания свободного пролина — не выше 7 мкг/г хвои. В подсушенной хвое свободного пролина было 3750 мкг/г. Питание насекомых подсушенным кормом привело к формированию более здоровой микропопуляции: в варианте с подсушенной хвоей отношение самцы/самки равнялось 1:6, в личинках отсутствовал свободный пролин, титруемая кислотность равнялась 1,54 мл; в варианте со свежей хвоей отношение самцы/самки было 1:2, в личинках обнаруживался свободный пролин (120 мкг/г), титруемая кислотность увеличилась до 1,76 мл.

В свою очередь, образовавшийся очаг фитофагов оказал влияние на состояние продуцентов. На участке леса, где 4 года назад наблюдался очаг сосновой пяденицы, произошло увеличение содержания хлорофилла в хвое подроста на 23%, материнского полога на 24%. В лишайнике количество хлорофилла увеличилось на 56%. Увеличилось содержание азота и фосфора в хвое подроста на 26 и 21% соответственно, но отношение фосфора к азоту снизилось. Свободный пролин отсутствовал.

Эти примеры характеризуют механизмы проявления и формирования устойчивости к стрессам на всех уровнях организации живой материи. На уровне клетки и организма — это синтез веществ­адаптогенов, образовавшихся в процессе эволюции и закрепленных в наследственности.

Под влиянием засухи в растениях увеличивается количество эфироэкстрагируемых веществ, в том числе стеринов — предшественников половых гормонов, что стимулирует образование генеративных органов и наблюдаемое после стресса усиленное цветение и плодоношение сосны. Таким образом, в процессе эволюции сформировался способ адаптации к повреждающим факторам среды, действующий на видовом уровне, когда вид сохраняется в период стрессов в виде находящихся в состоянии анабиоза зародышей, защищенных от повреждений защитными покровами и снабженных запасом питательных веществ.

Но образующиеся в растениях стерины выполняют функцию половых гормонов и для насекомых, не способных вырабатывать собственные половые гормоны, поэтому увеличение в растениях терпеноидов под влиянием стресса способствует усиленному размножению насекомых, питающихся такими растениями. Этому же способствует увеличение в растениях более доступной для пищеварительной системы насекомых пищи в виде низкомолекулярных соединений: аминокислот, жирных кислот, простых углеводов. Образование всех этих соединений в большей степени происходит в растениях, наименее устойчивых к стрессам, и именно такие растения заселяются насекомыми и съедаются ими. Таким образом формируется устойчивость живого вещества на экосистемном уровне — из экосистемы убираются наименее устойчивые продуценты. Тела отмирающих насекомых и растений, а также экскременты насекомых разрушаются сапротрофами (бактериями, грибами и т.д.), в результате почва обогащается питательными веществами, наиболее важные из них — азот и фосфор. По окончании засухи, при восстановлении нормальной обеспеченности влагой в тканях растений, в данном случае сосны, восстанавливается синтез высокомолекулярных соединений: белков, липидов, углеводов. Укрепляется иммунная система, что вместе с образовавшимися в период засухи веществамиадаптогенами увеличивает устойчивость растений к патогенам. Состояние же питающихся такими растениями насекомых ухудшается, так как пищеварительной системе насекомых недоступны высокомолекулярные соединения. Снижается вес личинок, в личинках появляется свободный пролин, увеличивается кислотность, личинки заселяются паразитирующими насекомыми, и развившийся очаг фитофагов затухает. (В организме человека при стрессах также появляется свободный пролин, а при белковой диете наблюдается закисление организма.) Таким образом, механизмы регулирования численности автотрофов и гетеротрофов в экосистеме единообразны.

Итак, состояние метаболизма в предыдущем звене пищевой цепи предупреждает последующее звено или о грозящем ему голоде и необходимости создания запасов питательных веществ, или о необходимости усиленного размножения с целью сохранения вида, или о возможности нормального роста. Эти сигналы передаются по всей пищевой цепи, достигая ее конечных звеньев. В отличие от человеческого рынка, в экономике природы действуют другие законы. Здесь не спрос определяет предложение, а предложение лимитирует спрос и количество спрашивающих.

В словарный запас биохимического языка общения растений с животными, а также животного­жертвы с животнымхищником входят наряду с веществами основного обмена вторичные соединения. Способность синтезировать последние в определенном качестве и количестве генетически обу­словлена. Образование таких веществ в нужных для организма количествах возможно лишь в том случае, если на организм периодически будут действовать те повреждающие факторы, в ответ на которые и для защиты от которых в историческом прошлом и образовались эти вещества, а также возможность получать их предшественников с пищей. Так, многие растения средней полосы России не зацветут и не дадут плодов, если не подвергнутся действию низких отрицательных температур, так как именно такие температурные условия необходимы для выработки веществ, требующихся для образования органов плодоношения, плодов и семян. Например, гормон цветения вернилин, характерный для растений умеренной зоны, вырабатывается только при действии низких температур. (Вполне вероятно, что данный гормон встроен в метаболизм животных, в том числе  человека, и отсутствие его в нашей пище может вызвать нарушение работы какоголибо органа.)

К настоящему времени выявлено уже около 600 соединений вторичного обмена, играющих очень важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Остановимся на одном из них, вернее, на группе таких веществ — каротиноидах. Выявлены участие каротиноидов в синтезе фитогормонов, влияние их на эндокринную систему, процесс полового развития, созревания, оплодотворения и т.д. Важную для жизнедеятельности растений и животных роль выполняет один из каротиноидов — каротин. Наряду с хлорофиллом он участвует в фотосинтезе, защищает хлорофилл от разрушающего действия ультрафиолетового излучения, особенно губительного при высоких и низких температурах воздуха. Именно поэтому произошел отбор растений на повышенное содержание каротина и его соотношение с хлорофиллом в тех регионах Земли, где наблюдается данное сочетание неблагоприятных факторов. Такое сочетание факторов характерно для ранневесеннего периода в условиях резко континентального климата, когда приток ультрафиолетовых лучей возрастает, а температуры воздуха остаются низкими. Такие условия создаются в Северном Казахстане и являются фактором, лимитирующим распространение сосны обыкновенной, особенно при искусственном облесении территории. Насаждения, созданные из семян разного географического происхождения, значительно отличаются по устойчивости к данному повреждающему ассимиляционный аппарат сосны фактору. Растения, выращенные из семян из европейской части России — Вологодской, Воронежской, Ростовской и особенно Львовской областей, — повреждаются очень сильно. Из Северного Казахстана и Алтая повреждаются только в те зимы, которым предшествует засушливая осень. Абсолютно не повреждаются растения из Красноярского края и Амурской области. Обнаружена прямая связь между устойчивостью сосны и количеством каротина в хвое и его соотношением с хлорофиллом в период действия данного повреждающего фактора.

В хвое растений, выращенных из семян из европейской части России, каротина содержится 0,218 мг/г сырого веса, отношение каротин/хлорофилл равняется 0,41; из Северного Казахстана — 0,246 и 0,56 мг/г соответственно; Алтая — 0,266 и 0,67 мг/г; Красноярского края — 0,312 и 0,79 мг/г; Амурской области — 0,302 и 0,86 мг/г.

Аналогичная связь наблюдается между содержанием каротина в плодах шиповника и величиной ультрафиолетового излучения в районах его произрастания. Виды шиповника, произрастающие в Сибири, на северовостоке европейской части России, в Поволжье и на юге Западной Сибири, содержат каротина от 2,4 до 5,7 мг/г от сухого веса мякоти плода. В мякоти плодов шиповника на юге Казахстана и севере Средней Азии каротина 20,4 мг/г, а в горах ТяньШаня и Памира — 27,0 мг/г (здесь и далее данные взяты из сборника «Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР». — З.Б.). В плодах шиповника, растущего в горах на высоте 1500 м, количество каротина на 15–20% выше, чем в плодах шиповника из долины. (С увеличением высоты местности на каждые 1000 м количество ультрафиолетовых лучей увеличивается на 10–12%.)

Условия обитания живых организмов в широтном направлении меняются в меньшей степени, чем в долготном, как и адаптивные признаки. Так, содержание каротина в плодах шиповника, растущего на 55 с. ш., от 40 до 140 в. д., изменялось в 2 раза, тогда как в долготном направлении, на 80 в. д., от 55 до 40 параллели, — в 11 раз.

В организме животных бетакаротин, поглощенный с пищей, также выполняет защитную функцию, прежде всего защищая организм от разрушающего воздействия ультрафиолетовых лучей. Таким же защитным эффектом, но еще более выраженным обладает меланин — черный или темно­коричневый пигмент. В зависимости от содержания этих пигментов в коже человека все народы Земли разделены на три расы: черную — с большим количеством меланина, желтую — с большим количеством каротина и небольшим меланина, и белую — с небольшим количеством и меланина, и каротина. Как показали приведенные выше данные по содержанию каротина, наибольшее его количество содержат растения в районах с увеличенным по сравнению с районами умеренного климата ультрафиолетовым излучением. Эти районы заселены народами, относящимися к желтой расе. От разрушающего воздействия ультрафиолетовой радиации их защищает каротин, растворенный в подкожном жире. Экваториальная зона Земли заселена представителями черной расы. Эта зона характеризуется максимальным притоком ультрафиолетового излучения, защиту от которого осуществляет пигмент меланин. В организме человека меланин образуется из аминокислот триптофана и тирозина, получаемых человеком с пищей. Характерно то, что наибольшее количество данных аминокислот содержится в растениях, произрастающих в этих же районах: в бананах, финиках, кунжуте, авокадо, миндале и т.д.

Итак, вещества вторичного обмена играют очень важную роль в живых организмах. Их количество и, что очень важно, соотношение в каждом из видов живых организмов обусловлено наследственностью и образовалось в результате ассимиляции факторов внешней среды и адаптации к крайним их значениям. И форпостом в этом процессе являются растения. Так как растения — это главный поставщик органических соединений для всех других компонентов экосистемы, именно они предопределяют содержание и поток химических веществ в химической лаборатории, называемой экосистема.

Образовавшиеся в растениях защитные вещества не только выполняют защитную роль, но и встраиваются в метаболический цикл организмов, а при поглощении их животными организмами образуют соединения с весьма широким спектром действия. Так, бетакаротин служит предшественником витамина А, важного компонента воспринимающих свет пигментов в организме животных, а следовательно, и человека. Витамин А требуется для роста и дифференциации эпителиальной, нервной и костной тканей. Поэтому в числе прочих причин и недостатком витамина А можно объяснить отмечаемые нарушения в формировании нервной системы у детей при питании мясом кур, выращенных в условиях искусственного освещения на птицефабриках. Пигмент меланин, помимо защиты организмов от ультрафиолетового излучения, способен защищать от серьезных доз радиации, а также от злокачественного перерождения клеток.

Качество, количество и соотношение вторичных соединений, выполняющих защитную роль, определилось совокупностью условий внешней среды, к которым адаптировались организмы в процессе эволюции, и было закреплено в наследственности. В результате в разных климато­географических зонах внутри видов сформировались разнообразные адаптивные типы организмов с определенными морфофункциональными, биохимическими и иммунологическими признаками, обеспечивающими оптимальную приспособленность к конкретным условиям местообитания. При перемещении организмов в другие условия существования данные признаки могут не только потерять свой адаптивный смысл, но и отрицательно сказаться на состоянии организма. Большое количество меланина в коже людей черной расы при перемещении их в северные области будет препятствовать поглощению необходимых для синтеза витамина D ультрафиолетовых лучей, еще и в силу их слабой интенсивности на Севере. (Ультрафиолетовое излучение в определенных дозах необходимо как растительным, так и животным организмам. Оно является важным стимулятором многих биологических процессов. Недостаток ультрафиолетовых лучей ведет к авитаминозу, нарушению фосфорнокальциевого обмена, снижению защитных свойств организма и т.д.) Поэтому такой же отрицательный эффект может оказать потребление в зимнее время жителями умеренных и северных широт южных плодов (особенно бананов), содержащих повышенное количество триптофана и тирозина, из которых образуется меланин. Не следует употреблять много моркови в зимнее время, так как большое количество содержащегося в ней каротина будет препятствовать поглощению ультрафиолетовых лучей; полезнее всего есть морковь летом и прямо с грядки. (Родина моркови — Афганистан, где наблюдается значительный приток ультрафиолетового излучения.) Избыток в пище северных жителей каротиноидов может привести к уменьшению количества лейкоцитов, увеличению объема печени, понижению артериального давления и т.д. Избыток витамина С приводит к серьезным заболеваниям сердца. Не менее опасен и недостаток вторичных соединений, а также пища, в которой соотношение биологически активных веществ отличается от существующего в местных растениях и в питающихся ими животных. В последнем случае возникает такое серьезное заболевание, как аллергия. По этой же причине опасен прием витаминов в чистом виде.

История знает немало примеров деградации народов при перемещении их в районы Земли, отличающиеся по условиям существования от тех, в которых длительное время жили их предки. Так, всего за 40 поколений произошло вырождение гренландских норманнов. Из прекрасно развитых людей (средний рост мужчин составлял 185 см) они деградировали в чахлых ревматиков и подагриков (рост 162 см) с искривленным позвоночником, с полностью выпавшими зубами к 30 годам, с деформированными тазовыми костями, лишившими многих женщин способности рожать самим и рожать здоровых детей. В то же время местные эскимосы существуют в этих условиях вполне благополучно благодаря весьма длительному периоду адаптации. И переселившиеся туда норманны спустя тысячелетия тоже бы приспособились к новым условиям, но это далось бы им дорогой ценой — путем жесткого отбора за счет болезней и гибели значительной части молодого потомства. Судьбу норманнов повторили африканские бушмены. Лоуренс Греен в своей работе «Последние тайны старой Африки» пишет: «В естественных условиях бушмены — это самые крепкие люди, с какими когда­либо сталкивались врачи. Столетние бушмены составляют значительный процент населения, но продолжительность их жизни резко сократилась после того, как они были согнаны со своих привычных мест обитания». При этом количество пищи не уменьшилось, но это была уже другая пища.

Аналогичный результат и в значительных масштабах мы наблюдаем в настоящее время, но получается он не только за счет смены места обитания, но и за счет изменения человеком физических и химических качеств или места своего проживания, или потребляемой ими пищи, или того и другого. Физическое и химическое загрязнение среды обитания отходами жизнедеятельности, химическое загрязнение продукции сельского хозяйства: удобрениями, пестицидами, чужеродными генами и т.д. — все это вполне очевидно и вполне может быть установлено. Известно, что многие химические вещества (гербициды, инсектициды, фунгициды) обладают тератогенными свойствами, то есть вызывают уродства у детей. Созданные для борьбы с просто организованными по сравнению с человеком, по мнению создателей, «вредителями», они безвредны для человека. Для взрослого, может быть, так и есть, но, попадая в организм человека, они вызывают мутации в половых клетках или в развивающемся зародыше. Но существуют еще и глубоко скрытые проблемы, от которых в первую очередь зависит возможность появления и выживания молодого поколения нации. Эти проблемы начали возникать 40–50 лет назад. Живущее в настоящее время взрослое поколение страны еще успело получить более экологически правильную пищу, что наряду с успехами медицины позволило увеличить продолжительность жизни. Но здоровье молодого поколения вызывает большую обеспокоенность.

Что же делаем не так, как делает природа для благополучия одного из своих детищ — человека?

Все чаще пищей человека становятся продукты, не содержащие веществ, защищающих от действия повреждающих факторов, характерных для района его проживания (физических и биологических), так как выращивались в других климатических условиях, то есть импортируемые продукты. Не содержат таких веществ и растения, выращенные в искусственно создаваемых условиях внешней среды: теплицы, гидропоника, постоянный полив, избыток удобрений, особенно азотных, стимуляторы роста и цветения и т.д. При таких методах выращивания отсутствует характерное для местных условий периодически возникающее воздействие на растения неблагоприятных факторов внешней среды: высоких или низких температур, дефицита воды, недостатка или избытка солнечного света и т.д. Как следствие в таких продуктах не образуются защитные вещества — адаптогены, являющиеся предшественниками многих защитных веществ в организме животных, в том числе и человека. Такие организмы (растения и питающиеся ими животные) по законам экосистемы будут изыматься из сообщества путем разрушения их сапротрофами (грибами, бактериями, вирусами), то есть заболеют.

Дефицит необходимых для нормальной жизнедеятельности организма веществ может также возникнуть изза перевыпаса, вызывающего обеднение видового разнообразия трав на пастбищных угодьях. При перевыпасе, как правило, исчезают наиболее редко встречающиеся виды растений, но содержащие очень важные для животного организма вещества. Искусственный перевыпас создается при стойловом содержании животных, когда корм не содержит всех необходимых веществ вторичного обмена, которые животные получали при свободном выпасе.

Наиболее полезным по количеству и качеству вторичных соединений является мясо овец, лошадей, птицы при их свободном выпасе, так как спектр трав, поедаемых этими животными, гораздо шире, чем у крупного рогатого скота.

Не содержат всех необходимых человеку веществ растенияинтроду­центы, а также мясо, молоко, яйца или интродуцируемых животных, или выкармливаемых интродуцентами (в случае короткого периода их адаптации в новых условиях). Дефицит необходимых человеку биохимических веществ в растениях и животных, служащих ему пищей, наблюдается при селекции таковых на быстроту роста, повышенную сахаристость или жирность. В таких случаях пища не содержит достаточного количества вторичных соединений, высокомолекулярных белков, то есть всех тех соединений, которые обеспечивают здоровье и питающих человека растениям и животным, а следовательно, и человеку. В результате повторяется судьба гренландских норманнов, но без смены места обитания: выпадающие зубы (гораздо раньше 30 лет), разрушаемые кости, неспособность женщин рожать самим и, что особенно опасно для человеческой популяции, увеличение количества детей, рождающихся нездоровыми.

Здоровье человека зависит от того, насколько правильно он питался в детском возрасте. Растущий организм ребенка прежде всего должен получать достаточное количество высокомолекулярных белков — не менее 2,4 г на 1 кг веса (в сутки), снижаясь до 0,8 г к возрасту окончания роста. Недостаток белка в питании детей нарушает процесс формирования иммунной системы, вызывает детский маразм. Следует до минимума свести потребление ребенком простых углеводов (сахара), так как это приводит к развитию различных пороков сердца и других органов. Увеличение в организме веществ углеводной природы по сравнению с веществами белковой природы делает организм ребенка доступным для патогенных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов), то есть снижает его устойчивость к болезням. Пища ребенка должна содержать вторичные соединения в количестве и соотношении, присущих для местных растений и животных, служащих ему пищей.

Если дети не должны испытывать белкового голода, то в половозрелом возрасте эпизодический недостаток белка даже полезен, так как стимулирует синтез защитных веществ, усиливающих в том числе и репродуктивную функцию. Такие условия создаются в периоды христианских постов, когда исключается потребление животной пищи. В то же время посты не распространяются на детей, беременных женщин, и во время поста не разрешается зачатие детей, то есть растущий организм не лишается так необходимого ему в этом возрасте полноценного белка. (Но в питании в зимнее время обязательно должна присутствовать рыба, чтобы не возник дефицит витамина D, образующегося под влиянием ультрафиолетового излучения, очень слабого в это время года в высоких широтах.) Это пример того, как в национальных традициях отражаются законы природы, управляющие жизнью человека.

Во всех перечисленных событиях мы видим опосредованное влияние внешней среды на человека — через пищу. Характерным примером непосредственного влияния одного из физических факторов среды обитания на живой организм является влияние звука, в частности музыки. Современной наукой доказано влияние музыки на работу всех органов человека: на частоту сокращений сердечной мышцы, ритм и глубину дыхания, величину давления крови, развитие интеллекта и т.д. Музыка может спровоцировать состояние агрессии или покоя, радости или печали, возбудить или утешить. Музыку можно рассматривать как разновидность психооружия. Так, периодически повторяющиеся низкочастотные звуки, характерные для рэпа и металла, могут вызвать, особенно у молодежи, разрушение клеточных структур. Звуковые частоты 6–8 Гц являются смертельным оружием. Они вызывают необратимые процессы в нейронах мозга, влекущие за собой смерть человека. А вот классическая музыка, написанная в ритме работы сердца (60–80 ударов в минуту), благотворно влияет на живые организмы: быстрее растут растения, коровы дают больше молока, ее с удовольствием слушают дельфины и т.д. Различные виды музыки по снижению ее положительного воздействия на живые организмы можно выстроить в следующий ряд: народная музыка, церковное пение, классическая музыка, джаз, рэп, поп­музыка, рок, тяжелый рок, металл.

Психическое и соматическое (телесное) здоровье человека зависит от того, какую музыку он слышал в детстве и даже в период нахождения в чреве матери. Для нормального развития ребенок должен слышать классическую музыку, народные напевы, песни, являющиеся шедеврами музыкальной культуры, и обязательно в исполнении голосовых певцов. Только тогда музыка окажет положительное влияние на ребенка, на работу его звукозависимых биохимических структур и в конечном итоге воспитает его музыкальный слух, сформирует у него пристрастие к полезной музыке и неприятие вредной. С этих позиций мы можем говорить о том, что здоровье нации зависит и от состояния ее музыкальной культуры. Понимая значимость музыки в жизни общества, Пифагор писал: «Когда меняются стили музыки, фундаментальные законы государства меняются вместе с ними». А потому, считал Аристотель, «музыка должна регулироваться государством».

А что же мы слышим в наше время? Из телевизора и радио изливается далеко не музыка, а стоны, хрипы, крики, шепот, бормотание, визг и прочие звуки, превращающие работу звукозависимых ферментов нашего организма в хаос. Это особенно опасно для растущего организма. Поэтому такую «музыкальную культуру» с полным правом можно назвать приемом, способствующим сокращению численности населения страны, а вот сознательным или несознательным — стоит выяснить. (Кстати, представители этой далеко не музыкальной культуры, по их собственному признанию, своим детям дают слушать классическую музыку и голосовых певцов.)

Итак, человек, как и любой живой организм, — это лаборатория с идущими в ней сложнейшими химическими и физическими процессами. Нормальное течение последних возможно лишь в пределах определенных параметров тех химических и физических факторов окружающей живой и неживой природы, к которым организмы приспособились в течение длительного периода эволюции. Приспособление шло активным и пассивным образом. При активном приспособлении организмы изменяли условия окружающей среды, регулируя влияние температуры, света, влажности и других физических факторов, и здесь более всего преуспел человек. При пассивном приспособлении образовывались адаптированные к местным условиям популяции, названные экотипами. Компенсация в отношении разных участков градиента температуры, освещенности и других факторов сопровождалась появлением генетических рас, часто с морфологическими проявлениями (расы человека). В пределах рас это были физиологические акклимации; для человеческого общества это народы, народности, нации, то есть популяции, адаптированные к более узким пределам физических факторов. И чем разнообразнее физические условия и отображающая их растительность на единице пространства, тем большее количество разных народностей населяет это пространство. Это особенно характерно для горных районов (например, для Кавказа). Еще Гиппократ отметил, что физическая конституция и психические особенности народов есть результат природных условий и географического положения мест их обитания.

Адаптивные механизмы воплощались в национальных традициях: в пище, музыкальной культуре, одежде, духовных ценностях и т.д., являвшихся отражением исторического опыта поколений людей, длительное время обитавших в конкретных условиях природной среды. Вот почему сохранение народных традиций и следование им — необходимое условие для выживания любого народа. Именно поэтому великий китайский философ Конфуций указывал, что задача любого государства заключается в поддержании, сохранении национальных традиций. В противном случае народу грозит вымирание, а государству распад. Но национальные традиции не выполняют адаптивной роли при переселении народа в другие условия обитания, отличающиеся от условий, к которым шла адаптация в течение длительного периода эволюции, о чем свидетельствуют примеры деградации мигрировавших народов. Расселение человека по земному шару началось 60 тыс. лет назад, и именно столько лет потребовалось на образование народов, народностей, наций, адаптированных к условиям их современных мест обитания, создания традиций, обеспечивающих успешное существование в данной среде. Глобализация современного общества в той форме, в какой она происходит, это прямой путь разрушения всех традиций, а следовательно, уничтожения государств и народов. Прогрессивная эволюция, достойное существование коренных народов нашей России возможно только тогда, когда каждый народ будет жить на своей исторической, малой родине и дружить «семьями», живущими в разных квартирах одного большого дома, называемого Россия. Необходимо поддерживать, приветствовать и воспитывать национализм, ту его часть, которая отражает экологобиологи­ческие законы существования народов, чтобы не поднялся нацизм.

Существует очень важная проблема в отношениях людей друг к другу — это феномен разделения людьми других людей на «своих» и «чужих», действительно фиксируемый наукой факт этнического самосознания индивидов. Существуют глубокие биологические предпосылки социального феномена свой–чужой. Изучение этих предпосылок — очень важная научная задача, особенно в настоящее время, время интенсивного проникновения одних этносов в другие, интенсивных миграционных процессов. Исторический опыт говорит о том, что это не полезно ни мигрантам, ни тем более коренным жителям. Наглядный пример — судьба коренных жителей Америки, и строить жизнь поамерикански значит загнать коренные народы России в резервации, что случилось с американскими индейцами — коренными жителями Америки. Неограниченная миграция опасна для нашей страны тем, что может вызвать эффект перевыпаса, так как количество плодородных почв и пастбищных угодий у нас невелико и может полноценно прокормить чуть больше того количества населения, какое мы имеем в настоящее время (да и то только коренных жителей страны, если речь идет о полноценном питании). Проблему же перенаселенности каждая страна должна решать сама, а не выталкивать своих граждан из их собственной родины.

Чтобы сохранилась Россия, сохранились ее многочисленные коренные народы, в настоящее время перед страной стоят три важнейшие задачи: правильно накормить, правильно воспитать и надежно защитить. Решение этих трех задач вполне можно провозгласить национальной идеей.

Задача правильно накормить может быть решена только путем развития сельского хозяйства, возрождения крестьянства. Численность населения страны еще не говорит о перенаселенности. Природных ресурсов, в том числе и земельных, вполне достаточно для нормального существования. Но мы разучились трудиться на земле, и надо заново учиться этому самому главному и даже самому полезному для здоровья труду. По данным исследований, проведенных на Украине еще в 1950 году, большое количество долгожителей, в возрасте 100 лет и выше, наблюдалось в селах с их традиционным укладом жизни. При этом все они с детства (7–9 лет) находились в постоянном труде. Долгожительство в городских условиях встречалось реже, да и возможно оно было в основном за счет искусственного поддержания лекарственными препаратами, что не делало жизнь городского долгожителя счастливой. И в цивилизации майя вымерло именно городское население, а потомки сельского населения живут и поныне.

В настоящее время самым почетным, самым высокооплачиваемым должен стать сельский труженик. Для него должны быть созданы самые благоприятные условия жизни. А агрономы и зоотехники должны владеть глубокими знаниями в области экологии.

Конечно, уже невозможно жить по законам, полностью отражающим законы природы, по каким жили наши далекие предки, но максимально приблизиться к ним еще возможно и жизненно необходимо. Для этого потребуется тесное сотрудничество биологов, экологов, агрономов, экономистов, политиков. Вполне разумна была бы помощь городского населения деревне. В согласии с законами природы был бы отдых городских детей в условиях родной природы, и даже посильная работа их на земле. И пусть политики подумают, как это организовать. А горожане, обогащенные знаниями законов природы, управляющих здоровьем и благополучием их детей, помогут им.

Из­за неправильного питания родителей все большее количество детей рождается с различными пороками, помолодели болезни, поэтому именно в детском и репродуктивном возрасте особенно необходимо наладить правильное питание. Это будет самой действенной профилактикой заболеваний. А вот в пострепродуктивном возрасте скудность питания даже полезна, о чем свидетельствует, например, долгожительство людей, длительное время находившихся в концлагерях, ссылках, тюрьмах, то есть в условиях весьма ограниченного питания.

Необходимо научить ребенка любить и беречь родную природу, источник и телесного, и духовного здоровья его в будущем. Это не значит, что он должен не любить природу или народы других стран, но это значит, что именно родная природа может и должна вызывать у него чувство глубокой привязанности, тоски по ней при случившейся разлуке, желание встать на ее защиту от вандалов. Все это и есть гражданский патриотизм. Родная природа — это вторая мать человека, кормящая его своими соками всю его жизнь. Несмотря на пафосность, эти слова несут глубокий материальный смысл, который уже давно был высказан мудростью народов в их поговорках: «Ты есть то, что ты ешь!» и «Где родился, там и пригодился!».

Необходимо воспитывать в детях честность, убедить ребенка в том, что если он, будучи уже взрослым, заработает деньги, продав обманом плохой продукт своего нечестного труда, например испорченную пищу или поддельное лекарство, то на полученные деньги он приобретет то же самое и что такое общество обречено на гибель. Поэтому одна из заповедей Библии призывает: «Не обмани!»

Будущее человечества зависит от того, насколько он сможет сохранить природу живой, насколько экономно он сумеет распорядиться ее ресурсами. Но разрастающийся и в нашей стране класс богачей демонстрирует примеры самого варварского отношения к природе. Живую природу они заменяют каменистыми пустынями — своими домамизамками, окружают себя мертвыми предметами, так называемой роскошью: личными самолетами, кораблями, яхтами и т.д., на производство и содержание которых тратится та же живая природа и погоне за которыми они посвящают всю свою жизнь. В этом безобразном бездуховном мире, мире богатых, человек превращается в вешалку для роскоши, за которой его и не разглядеть. И так хочется, перефразируя классика, крикнуть этим вешалкам: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что вы детям своим оставляете, воздух, один только воздух, да и тот испорченный!» Не потому ли Библия говорит: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай», — видимо, приравнивая убийство живой природы к самому тяжкому, незамаливаемому греху. Это очень опасная заразная болезнь, присущая человеческому обществу, и от нее следует делать «прививки» молодому поколению правильным его воспитанием и образованием, чтобы уберечь человечество от самоуничтожения. Богачи, сгребая себе кучи денег, обрекают на нищету всех тех, которые должны создавать для них жизненные блага — кормить, лечить, учить, одевать, защищать и так далее. Могут ли труженики, призванные все это создавать, сделать хорошо все эти блага, если они все время должны думать, как выжить, чем накормить детей, во что их одеть и т.д.?

В настоящее время, после трудного ХХ столетия, отмеченного бесконечными войнами, революциями, смутами, наша страна, наша Россия в поисках такого обустройства своего государства, которое обеспечило бы народам, его населяющим, мирное и комфортное существование, уверенность в том, что у детей и внуков их будет будущее. Настало время, когда промедление в решении проблем, вызванных непониманием того, что человек лишь часть живой природы и должен жить по ее законам, может приблизить конец света (по крайней мере для человечества), о чем так много сейчас говорят, но не видят реально существующей причины его. В связи с этим первым шагом в решении проблемы должны явиться мероприятия по ликвидации экологической безграмотности населения, незнания им экосистемного устройства живого мира, места и роли человека в нем. Молодое поколение страны эти знания может получить в школе, в процессе изучения биологии и экологии. Курс экологической биологии необходимо ввести во всех учебных заведениях страны, независимо от их профиля. Взрослое же население нужно знакомить с законами живой природы с помощью лекций, популярных телевизионных и радиопередач. Экологобиологическое просвещение населения должно стать первейшей задачей общественных экологических организаций, основателями и руководителями которых могут быть только экологически грамотные люди. Такие же люди должны управлять страной. Сможем ли мы перейти к высшей степени проявления разума — обеспечению возможности жизни будущим поколениям? Хотелось бы, чтобы народы России смогли это сделать!

 

Комментарии







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0