Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Рождественка

Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.

Одна из старейших улиц Москвы, Рождественка образовалась из древней дороги от Кремля к Богородице-Рождественскому девичьему монастырю, основанному в конце XIV века и давшему улице имя. Длина улицы невелика — чуть меньше километра. Долгие годы регулярно застраивалась лишь правая сторона улицы, левую же вплоть до 70-х годов XIX столетия занимали монастырские огороды, спускавшиеся к реке Неглинке.
Начинается Рождественка от Театрального проезда. С нечетной стороны ее открывает солидный многоэтажный дом № 1, построенный в 1893 году архитектором Л.Кекушевым, классиком отечественного архитектурного модерна. Увы, от тогдашнего облика дома ничего не сохранилось: в 1934 году он был перестроен в помпезном советском стиле (архитектор С.Чернышев), а в 90-х годах ХХ века еще раз перестроен после пожара. Соседний дом, № 3, построен в неоклассическом стиле для отеля «Савой» (1913 год, архитектор В.Величкин). В 1958 году отель был переименован в «Берлин» и специализировался на немецкой кухне. Ныне он снова зовется «Савоем», а его исторический облик тщательно восстановлен.
С четной стороны улицу открывает импозантное здание универмага «Детский мир» (1957–1961 годы, архитектор А.Душкин). Здание, ради строительства которого был снесен целый квартал старой застройки, довольно удачно вписалось в ансамбль Лубянской площади и радовало глаз степенным ритмом огромных арок и светлой облицовкой. Для детворы, московской и приезжей, универмаг был домом чудес и своеобразным «луна-парком». За полвека без ремонта здание сильно обветшало. Его хотели снести, но после долгих дискуссий и протестов публики решено было восстановить в прежнем виде, модернизировав внутри. Сейчас оно плотно замаскировано огромными полотнищами и окружено натужно ревущими подъемными кранами. Через какое-то время мы увидим его в новой красе. Но сказочным домом чудес, как в далекие 70-е годы, «Детский мир» уже никогда не будет...
После пересечения с Пушечной улицей начинается второй, также очень короткий отрезок Рождественки. Слева сплошной стеной тянется строение под № 5, которое с XVII века занимало Суздальское подворье, принадлежавшее суздальскому архиерею и использовавшееся в торговых целях. Угловой дом, № 7, с башенкой, построен в 1913 году, но с сохранением фундамента и части стен, восходящих еще к XVII веку. В нем расположены Консульский отдел Посольства Молдавии, Испанский центр, Центр розыска и информации Российского Красного Креста.
Правую сторону до самого пересечения с Кузнецким мостом занимает длинный дом № 8, перестроенный в 1859 году из более старого здания, по предположениям, знаменитым К.Тоном, автором проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Монотонность постройки смягчается четким делением фасада чередой коринфских пилястров и узорными карнизами. В 1860 году здесь был открыт Немецкий клуб с рестораном, известным скандалами и безобразиями. Тем не менее именно здесь показал свои первые режиссерские работы К.Стани­славский, а в 1891 году состоялась первая постановка комедии Л.Толстого «Плоды просвещения», в которой играла великая актриса В.Комиссаржевская. После революции Немецкий клуб стал клубом Союза коммунальных рабочих, в 1939 году здесь открылся Цент­ральный дом работников искусств (ЦДРИ). Прежний главный вход, с Пушечной, давно закрыт. В 1975 году в фасаде дома была проделана арка, ведущая во внутренний дворик — к станции метро «Кузнецкий мост». Там и находится новый вход в ЦДРИ. Весь участок от Пушечной до Кузнецкого моста превращен в своеобразную зону отдыха: обе стороны улицы заняты небольшими кафе, барами, ресторанчиками, магазинами мод. Поставлены скамейки и стилизованные уличные фонари.
После пересечения с улицей Кузнецкий мост начинается третий, самый длинный и интересный отрезок Рождественки. Слева его открывает живописное, отделанное в духе древнерусского зодчества здание № 9 с высокими шатрами на кровле (1893 год, архитектор А.Каменский). Оно принадлежало братьям П. и С.Третьяковым, основателям Третьяковской галереи. В нем располагались банк «Лионский кредит» и популярный магазин картин и художественных репродукций Дацциаро, часто упоминаемый в мемуарной литературе. Сейчас здание восстановлено в первоначальном блеске — и снаружи, и внутри. Там располагается Банк России.
Далее до самого 1-го Неглинного переулка тянутся постройки Архитектурного института (№ 11). Когда-то на их месте была усадьба графа И.Л. Воронцова, за главным ее домом к реке Неглинке спускался огромный сад с фонтанами и беседками. В 1808 году главный дом был куплен казной и передан Медико-хирургической академии, в 1844 году владельцем здания стала клиника Московского университета, где преподавали крупнейшие светила российской медицины. В конце 80-х годов XIX столетия клиника уступила место Строгановскому художественно-промышленному училищу, для которого архитектор С.Соловьев перестроил главный дом и возвел новые корпуса по улице. Керамические панно, выполненные студентами, до сих пор украшают фасад здания. С 1930 года здесь располагается МАРХИ — Московский архитектурный институт, давший стране не одно поколение талантливых зодчих и художников.
За 1-м Неглинным переулком, знаменитым старинными, но до сих пор функционирующими Сандуновскими банями, стоит невзрачный трехэтажный домик № 13, где когда-то находился гремевший на всю Москву офицерскими скандалами и купеческими кутежами ресторан «Белый медведь». Ныне здесь располагается... подворье Свято-Пюхтицкого монастыря (Эстония), тесно связанного с начальным периодом деятельности патриарха Алексия II. История появления его в Москве весьма примечательна и связана со стоящим рядом храмом святителя Николая Чудотворца, «что в Звонарях» (№ 15, 1762–1781 годы, архитектор К.Бланк; ограда — начало XIX века). Когда в 30-х годах ХХ века храм был закрыт и разграблен, одна из наиболее почитаемых икон его, Божьей матери «Взыскание погибших», волею судеб очутилась в Пюхтицком монастыре. В 1995 году в уже восстановленный и функционирующий храм икона была возвращена. Пюхтицкий монастырь взял своего рода шефство над московским храмом: ему были переданы еще 25 отреставрированных икон, семь колоколов, а также богослужебные и певческие традиции, отличающиеся от московских. А рядом с храмом постоянно прописалось подворье Пюхтицкого монастыря.
После здания храма круто спускается вниз древний Звонарный переулок, где в XVI–XVII веках была слобода звонарей кремлевских соборов и колокольни Ивана Великого. Далее до конца улицы идет ряд небольших строений первой половины XIX века (№ 15, 17, 19, 23, 25), незатейливых по архитектуре, но хранивших еще недавно аромат эпохи. К сожалению, ныне они заменены новоделами, воспроизводящими их внешний вид, красивыми, но бездушными. Среди них выделяются два корпуса в духе конструктивизма 30-х годов ХХ века, построенные для Хладстроя (№ 21) и Трансстроя (№ 27). Завершает левую сторону дом № 31, известный среди историков как «дом с трактиром». Он перестроен в 30-х годах XIX столетия из двухэтажного здания конца XVIII века. Здание, увенчанное шестиколонным фронтоном, довольно тяжеловесно, это образец ампира, выполненного мастером средней руки.
Вернемся к перекрестку у Кузнецкого моста. Правую сторону Рождественки здесь открывает помпезное здание № 8 с большими коринфскими колоннами (1898 год, архитектор С.Эйбушиц), построенное для Международного торгового банка. Ныне здесь располагается Банк Москвы. Далее — длинное, солидной архитектуры современное строение. Оно тоже принадлежит Банку Москвы. В конце ушедшего века ради него был снесен целый квартал жилых домов, вполне заурядных, но представлявших историческую застройку улицы. Одно из них, на углу Варсонофьевского переулка, сохранилось. Здесь находилась знаменитая «Пирожковая», кормившая не одно поколение московских студентов, в первую очередь питомцев МАРХИ. Сейчас вместо нее заурядный парикмахерский салон...
Дом № 10 — обычное строение начала XIX века. Соседствующий с ним дом № 12, стоящий в глубине участка, — остаток усадьбы XVII столетия, сильно искаженной переделками. Здесь находилась гостиница «Париж–Англия», ныне его занимает Институт востоковедения РАН. Четырехэтажный дом № 14 вырос из двухэтажного ампирного домика 1817 года — путем надстроек. Нынешний вид приобрел в 1906 году. Дом № 18 — неприхотливое строение пушкинской поры, жилище бедных чиновников, ремесленников и пономарей.
Последний квартал вот уже более шести столетий занимают владения Бо­городице-Рождественского женского монастыря (в просторечье просто Рождественского), давшего имя улице. Он был основан в 1386 году матерью князя Владимира Серпуховского, одного из героев Куликовской битвы (1380), положившей конец двухвековому татаро-монгольскому игу на Руси. Монастырь был закрыт в 1922 году и долгие годы был занят конторами, учебными и научными учреждениями. Только в 1986 году он был возвращен церкви и возрожден из мерзости запустения. Подлинным сокровищем монастыря является Богородице-Рождественский собор (1501–1505), одно из старейших зданий Москвы. Восстановлены церковь Иоанна Златоуста (1677), кельи XVII–XVIII веков, протянувшаяся вдоль северной стены монастыря трапезная с храмом в честь иконы Казанской Божьей матери (1904–1906, архитектор Н.Виноградов). Монастырские стены возведены в 1671 году и переделаны в XVIII веке. Очень красива выходящая на улицу стройная колокольня (1853, архитектор Н.Козловский), символ материнской любви: она была построена на средства богатой москвички в память о горячо любимом, рано ушедшем сыне. Здесь Рождественка упирается в Рождественский бульвар. Отсюда очень эффектно смотрится северная стена монастыря — с башней и нависающей над ней громадой храма Казанской Божьей матери, сверкающего золотом куполов.




Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0