О земных поклонах

Когда воинская часть проходит через мост, тогда она должна идти не в ногу, ибо при ритмичном шаге марша вся сила давления на мост во много раз увеличивается и может проломить его. Такова сила ритма.

Тот же естественный закон действует и в духовном мире. Индивидуальная молитва одного человека, от какого бы горячего сердца ни исходила, все же не может иметь такого действия, какое свойственно только общественной молитве. Последняя, сливая в едином ритме души многих, приобретает такую силу, которая в состоянии пройти небеса. «Истинно говорю вам, что если двое (или многие) из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

К сожалению, наша нынешняя общественная молитва представляет собой печальное явление. Каждый человек в храме в лучшем случае молится своей особой индивидуальной молитвой, совершая земные поклоны, сообразуясь с Церковным Уставом, а в худшем случае, не внимая молитве, занимается наблюдениями над соседями или думает о своих житейских делах. Каждая духовная овца бредет в свою сторону, не слушая призыва своего пастыря, — к полному духовному слиянию всех молящихся в едином духовном ритме соборной молитвы, чтобы «едиными устами и единым сердцем» обращаться к Богу.

Для достижения внутреннего единства в общественной молитве от каждого из нас требуется: 1) послушание внешней дисциплине во время богослужения, то есть точное исполнение Церковного Устава, и 2) полное сосредоточение своего внимания на содержании богослужения, раскрывающегося в словах чтения, пения и священных возглашений.

Конечно, полная сосредоточенность на словах богослужения дело нелегкое, требующее постоянных усилий и тренировки внимания, но необходимое. Надо всегда иметь в виду то, что если мы не слышим общественные молитвы, то и Бог нас не слышит. И такое наше участие в молитве остается бесполезным и бессильным. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.  Но тщетно (напрасно) чтут Меня» (Мф. 15, 8–9).

Первой ступенью в развитии сосредоточенной молитвы и в достижении единого духовного ритма в ней является однообразная внешняя дисциплина в храме, одинаковое исполнение всех обрядов, предписываемых Церковным Уставом.

Мы должны знать, что Церковный Устав предписывает нам в определенные моменты богослужения делать земные поклоны, сразу же вставая с колен. Стояние на коленях допускается в редких случаях. О нем верующие извещаются специальным возгласом священнослужителя: «преклонша колена... помолимся». Без этого же приглашения стоять на коленях не следует.

Правилами св. отцов и постановлениями вселенских соборов земные поклоны в дни воскресные (начиная с воскресной всенощной в субботу) и в дни великих праздников запрещаются:

1. Во время воскресной утрени подходящий к Евангелию «не до земли творит поклоны, но малые, преклоняя главу, дондеже, рукою достигнет до земли (поясные). В неделю бо (в воскресный день) и Владычний праздник и в Пятидесятницу (от Пасхи до Троицына дня) колена не преклонять» (Типикон, гл. 2, Утреня).

2. «В день Господень и во дни Пятидесятницы, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Св. Собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Правило 20-е Первого Вселенского собора).

3. «От Богоносных Отец наших канонически предано нам не преклонять колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова» (Правило 90-е Шестого Вселенского собора).

4. «День сей (воскресный) есть как бы некоторый образ чаемого (будущего) века... Посему церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы <...> как бы переселяя нашу мысль от настоящего в будущее (где уже не будет коленопреклонений)». «Но у меня, — скажет кто-либо, — есть усердие именно земной поклон сотворить». — «Умерь твое усердие, так не кстати и не вовремя родившееся. Для земных поклонов есть дни будничные. А в праздники их от нас не только не требуют, но и запрещают правила Св. Церкви» (св. Василий Великий).

В этих церковных постановлениях не трудно усмотреть, какое значение придавала Церковь земным поклонам в воспитании одинакового религиозного настроения у всех молящихся, и потому всякое излишнее усердие в коленопреклонениях, нарушающее правила Церкви, не только не приносит никакой пользы нарушителям, но и лишает их самого важного — возможности войти в полную гармонию, в единый ритм с собором молящихся.

Значение земных поклонов в воспитании религиозного чувства прекрасно раскрывается в одном древнем отеческом повествовании. «Однажды пришел к авве Иоанну крестьянин и, рассказав ему про свою крайнюю нужду, просил у него в долг номисму (4 рубля). Старец пожалел его и занял для него эту сумму в обители. Прошло два года, но крестьянин к старцу не являлся. Между тем блаженный авва узнал, что крестьянин стал вести беспечную жизнь и вовсе перестал заботиться о своей семье. Долго думал старец, как помочь горю. И наконец, призвав к себе крестьянина, сказал ему: “Верни же мне долг, брат!” “Видит Бог, нечем мне заплатить тебе”, — отвечал крестьянин. “А я вот помогу тебе расплатиться, — сказал старец. — Когда только ты будешь свободен, приходи ко мне и клади перед иконой по 30 поклонов, я буду давать тебе за это всякий раз по керате (18 копеек)”. И стал крестьянин очень часто приходить в монастырь и вместе со старцем класть земные поклоны. “Зачем ты это делаешь? — спрашивала братия старца. — Полезны ли крестьянину одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял его”. На это старец отвечал: “Духовная жизнь в крестьянине угасла, и она не может появиться в нем сразу. Плод растения никогда не созревает мгновенно. Каждому плоду предшествует цвет. Цвету предшествует лист, а листу — почка и оживление ветвей. Не знаете ли, что дар истинной молитвы и духовной жизни есть плод. Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет. Поклоны же — это как бы первая окопка дерева. Среди поклонов неизбежно проявятся и начатки молитвенного духа”. И старец оказался прав. Он продолжал упражнять крестьянина до тех пор, пока последний таким образом не уплатил ему всего своего долга. Но и после этого крестьянина часто видели у старца. Он уже добровольно приходил  молиться с ним  и класть земные поклоны. В деньгах крестьянин перестал нуждаться, потому что с той поры он начал трезвую, трудолюбивую жизнь» (Луг духовный).

Оказалось, что земные поклоны, эти простые механические движения, вскрыли заснувшее в душе крестьянина сокрушенное сознание своей греховной жизни.

Теперь нам станет понятно, почему земные поклоны уместны и полезны на будничных богослужениях и в дни Великого поста, когда от верующих требуется сокрушение о грехах своих, и почему они неуместны и неполезны в дни воскресные и в дни великих праздников и Пятидесятницы, когда от верующих требуются радостное переживание победы Христа над адом и смертью и чаяние будущего торжества Церкви.

Во всякий обряд нужно не только всмотреться, но и глубоко практически войти в него, чтобы внутренняя его сила ожила для нашего сердца. Ведь всякий обряд в свое время создан великой мыслью, великим вдохновением веры и молитвы. И те святые моменты высокого подъема духовной жизни Церковь намеренно и закрепила в обряде, остановила их, так сказать, навеки — с целью духовного воспитания последующих поколений.

Вот почему очень важно еще в раннем детстве не только учить детей Закону Божию и молитвам, а и практически вводить их в церковную обрядность. Пусть ребенок вначале исполняет обряды механически и не понимая их; они постепенно, к более зрелому возрасту раскроют ему свою великую духовную силу.

Все наши церковные обряды — это те ступени, по которым миллионы верующих восходили к Богу. Мы должны не пренебрегать, а лобызать этот путь, эти следы святых миллионов...

Вспоминается одна прекрасная, глубокая легенда. Несли стеклянную Чашу с драгоценной Священной Влагой. Все, сделав земной поклон, стали подходить и лобызать Чашу. Но вот некоторые лица стали кричать: «Слепцы, зачем вы целуете стекло, простое стекло? Нам драгоценна одна лишь содержащаяся в нем Влага. Идолопоклонники, бросьте сосуд, он нам не нужен!» И вот бросили и разбили Чашу... и, разлившись, исчезла в земле Священная Влага. Так и в отношении внешних форм и обрядов. Разбей же их — и вместе с ними исчезнет и великая духовная сила веры и молитвы, которая в них заключается.

 

Комментарии







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0