От Стамбула до Каппадокии

Ирина Александровна Свистунова окончила факультет международных отношений Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.
Кандидат исторических наук, тюрколог, старший научный сотрудник сектора Ближнего Востока Российского института стратегических исследований.
Автор публикаций по внешней политике Турецкой Республики, российско-турецким отношениям и христианскому наследию на территории Турции.

Тайна семи городов Апокалипсиса

Тайна Апокалипсиса волнует человечество на протяжении двух тысячелетий. Точное время наступления конца света сокрыто от людей, но известно, что он произойдет внезапно. Сотни толкователей пытались вычислить его дату и искали признаки его наступления в политических событиях или стихийных бедствиях. Десятки ложных пророчеств будоражили умы и вызывали страх у народов различных стран. Многие люди видели приближение конца света в грозных явлениях современной им жизни.

В наши дни тема глобального бедствия, в котором должен погибнуть мир, сохраняет свою популярность. На голову современного человека почти ежедневно обрушиваются новые «даты конца света». Для кого-то ожидания апокалипсиса становятся элементом шоу-бизнеса, порождая сюжеты голливудских блокбастеров. В калейдоскопе информации для многих людей Апокалипсис утрачивает свою реальность, превращается в обычный миф, кажется чем-то далеким и невероятным. Но так ли это? И что такое Апокалипсис?

Апокалипсис — последняя и самая загадочная книга Нового Завета. Она написана апостолом Иоанном Богословом в конце I века, когда он был в ссылке на острове Патмос в Эгейском море, неподалеку от побережья Малой Азии. Эта книга названа Апокалипсис, или Откровение, потому что она открывает тайный смысл мировой истории и говорит о будущей кончине мира, о конце света. Апокалипсис — это не хроника земной жизни, не история государств и цивилизаций. События прошлого в нем служат прообразом событий будущего. Но будущее открывается не настолько ясно, как людям хотелось бы, и открывается оно далеко не всем, поэтому на протяжении двух тысячелетий появлялось так много ложных предсказаний и лжепророков. Появляются они и в наши дни.

Пророчества Апокалипсиса относятся не только к будущему, которое для нас непостижимо. Апокалипсис начинается с послания к семи реально существовавшим городам, судьба которых таинственным образом отражает судьбы мира.

«Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Откр. 1, 10).

Все семь городов, упомянутых в Апокалипсисе, находятся на полуост­рове Малая Азия и когда-то входили в состав Римской империи, а сегодня все они расположены на территории Турции. Некоторые из них еще остаются населенными пунктами, другие давно обратились в античные развалины. Но, несмотря на свою историческую судьбу и внешний облик, все они по-прежнему являются городами Апокалипсиса, к которым обращены звучащие сквозь века слова таинственной Книги.

В конце I века, когда апостол Иоанн получил и записал свое Откровение, христианство уже было известно почти на всех бескрайних просторах могущественной Римской империи. Повсюду возникали общины христиан — первые церкви, созданные апостолами и их учениками.

Римское государство жестоко боролось с инакомыслием, уничтожая христиан за отказ приносить жертвы языческим богам и считать богом императора. Но соседство многих народов в одной империи приводило к быстрому распространению христианского учения. К концу I века многие государственные деятели и военачальники уже стали христианами. Христианство принимали даже родственники императоров.

В то же время смешение в Римской империи многих народов и культур приводило к появлению различных ересей и лжеучений, с которыми Церкви предстояло бороться в последующие столетия.

Римская провинция Азия, в которой находились семь городов Апокалипсиса, не была исключением. Так же как и в других областях, в ней появились первые мученики за веру и первые ереси. Особенностью региона было его геостратегическое положение на перекрестке дорог и морских путей, соединявших отдаленные уголки империи. Такие приморские города, как Эфес и Смирна, даже имели собственные торговые колонии в Испании, Галлии и Британии. Непрерывный поток людей двигался по знаменитым римским дорогам, принося и унося с собой новые идеи, древние языческие культы противостояли новому учению.

И все же возникает вопрос: почему Апокалипсис обращается именно к этим семи городам? Христианские общины существовали во многих городах этой области, и некоторые из них были более крупными. Какую же тайну хранили семь церквей Малой Азии?

Первым русским исследователем, искавшим ответ на этот вопрос, был Авраам Сергеевич Норов — самый необычный путешественник XIX века и незаслуженно забытый потомками герой своего времени. В тот период в России и в мире получили широкое распространение ожидания конца света. Многие видели его приближение в Наполеоновских войнах. Датами возможного конца света считались 1826-й, а затем 1836 год. Трезвомыслящие люди относились к таким прогнозам скептически, однако общее настроение пробуждало интерес к библейским сюжетам. Однако до Норова никто из русских людей не посещал все эти таинственные города Апокалипсиса, оказавшиеся под властью мусульманской Турции.

Человек необычной судьбы и выдающейся силы духа, Авраам Норов принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с середины XV века. Отданный на военную службу, семнадцатилетний Норов принимал участие в Бородинском сражении в составе гвардейской артиллерии. Там он получил тяжелое ранение и лишился ноги, но провидение сохранило ему жизнь. Норов был спасен случайным вмешательством знаменитого лейб-медика Наполеона — барона Ляррея, который взялся лично оперировать юношу. Восстанавливая здоровье, Норов был вынужден несколько лет прожить в загородном имении, вдали от света. Оказавшись в уединении, талантливый молодой человек углубился в занятия наукой. Эти годы позволили ему получить широчайшее самообразование и привычку постоянно учиться. Иностранные языки, история, философия, литература, география, астрономия, археология, обществоведение — Норов стал одним из самых образованных людей своего времени. В числе других наук он овладел несколькими мертвыми языками: латинским, древнегреческим, древнееврейским. Впоследствии эти знания помогут ему приблизиться к тайне семи городов Апокалипсиса. Поправив здоровье, он вернулся на службу Отечеству, правда, теперь уже не военную, а гражданскую, где дослужился до поста министра народного просвещения и члена Государственного совета при императоре Александре II.

Но это возвышение было еще впереди, а пока, в 1834 году, чиновник Министерства внутренних дел Авраам Норов отправился в путешествие по святым местам Востока, продолжавшееся два года. В течение этого времени он тщательно исследовал библейские места и исторические памятники Египта и Палестины. Правитель Египта оказал содействие Норову, позволив ему получить недоступную обычным путешественникам информацию. Он первым из русских ученых сумел научно объяснить биб­лейскую географию, научился читать иероглифы и написал исследование об Атлантиде, которая, по одной из версий, находилась в Средиземном море. Любопытно, что Норов выступал против массового вывоза археологических находок в европейские страны, начатого учеными «просвещенной Европы» во главе со знаменитым французским египтологом Шампольоном.

Заключительным пунктом восточной экспедиции Норова стала Малая Азия. Преодолевая трудности путешествия по неизведанным маршрутам, он сумел посетить места, где располагались когда-то семь городов Апокалипсиса. Годы спустя — в 1847 году — он издал книгу путевых заметок «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе».

Что же искал Авраам Норов в Малой Азии и какая сила заставляла его, выражаясь современным языком, «человека с ограниченными возможностями», выносить тяготы утомительного путешествия? Не будем забывать о том, что в XIX веке такая продолжительная поездка — верхом или на повозке, нередко с вынужденным ночлегом в далеких от комфорта условиях — вызывала изнеможение сил даже здорового человека, не говоря уже об опасностях для жизни, подстерегавших путников в глухих местах.

Как разгадать тайну городов Апокалипсиса спустя два тысячелетия и в чем ее значение для нашей эпохи? Попытаться ответить на эти вопросы можно, совершив собственное путешествие по семи городам Апокалипсиса. Помочь в этом может книга русского путешественника А.С. Норова, в которой он описывает наиболее яркие страницы античной и христианской истории этих городов. За прошедшие с момента ее написания полтора столетия историки и археологи сделали много новых открытий, но она по-прежнему остается наиболее полным и глубоким исследованием.

Принято считать, что семь церквей, упомянутых в Апокалипсисе, — это не просто семь древних городов, в которых когда-то жили христиане. Полагают, что это мистические символы семи эпох мировой истории. Во времена Античности эти города переживали периоды расцвета и упадка, история некоторых из них была насыщена яркими событиями, другим были отведены менее заметные на исторической сцене роли. Горожане вели жизнь, соответствующую их положению в обществе и духу эпохи, были погружены в свои повседневные заботы и едва ли могли предполагать, что их родному городу уготована особая миссия в духовной истории человечества. Но внезапно наступил момент, когда Божественное Откровение избрало именно эти города, несмотря на все различия между ними, и обратилось к ним с посланием, которое одновременно обращено ко всему человечеству и таинственным образом будет звучать до тех пор, пока существует наш мир. Что же это были за города и что стало с ними теперь?


Эфес

Первый из семи городов Апокалипсиса — знаменитый Эфес — жемчужина античного мира. На заре христианства Эфес был четвертым по величине городом Римской империи — после Рима, Александрии и Антиохии. К тому времени его история уже насчитывала более тысячи лет. Основателем города считается Андрокл — сын афинского царя Кодра. Эфес стоял на берегу Эгейского моря и служил крупным морским портом, расположенным на пересечении торговых путей, соединяющих Рим с Малой Азией и Месопотамией. Благодаря своему выгодному географическому положению и торговому значению Эфес сумел установить особые отношения с Римом, и в частности, был освобожден от повинности выставлять армию в случае войны. При императоре Августе, в 27 году до н.э., римляне даже сделали его столицей провинции Азия вместо Пергама, несмотря на то что город нередко поддерживал восстания против римского владычества.

Постепенно гавань стала мелеть, и море отошло от города на несколько километров. По мере отступления моря рядом с Эфесом стали появляться болота, служившие распространению малярии. Жители начали покидать город, перебираясь на соседний холм Аясулук, где возникло новое поселение. Во времена Византийской империи начавший приходить в упадок Эфес несколько раз подвергался разрушениям в результате вражеских набегов. По свидетельствам очевидцев, к середине XII века от античного Эфеса уже оставались одни развалины.

В современной Турции остатки античного Эфеса являются крупнейшим и наиболее известным музеем под открытым небом. Каждый год по древним улицам Эфеса проходит более 1,5 млн местных и иностранных туристов. Раскопки на территории города продолжаются уже более 100 лет. Результатом работы археологов стала частичная реконструкция некоторых строений. «Визитная карточка Эфеса» — фасад библиотеки Цельса, построенной во II веке до н.э., одной из крупнейших в античном мире, уступавшей только библиотекам Александ­рии и Пергама. Считается, что в ней могло храниться до 15 тысяч рукописей. Библиотека сгорела в III веке, во время нашествия готов. То, что осталось, позволяет судить о великолепии здания. Статуи на фасаде, изображающие добродетели, — это всего лишь гипсовые копии, оригиналы вывезены европейцами в Вену.

На протяжении многовековой истории города его границы неоднократно изменялись, поэтому сейчас общая площадь территории, на которой можно вести раскопки, достигает восьми квадратных километров. В XIX веке русский путешественник Авраам Норов отмечал, подъезжая к Эфесу, что его конь почти на каждом шагу спотыкался о мраморные обломки роскошной жизни древнего города. Норов выдвинул предположение, что Эфес был построен на том самом месте, где находился один из древнейших городов этого берега — Азия, давший свое имя всей части света. Возможно, это и есть первая загадка Эфеса?

В христианскую эпоху этот город был тесно связан с памятью об апостолах Иоанне Богослове и Павле. Считается, что первый город Апокалипсиса символизирует эпоху апостольской проповеди, но, несмотря на это, Божественное Откровение содержит грозное предостережение для Эфеса и его жителей.

«Ангелу Эфесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 1–7).

Эфесской церкви пришлось бороться с первыми ересями. Одной из них была секта Николаитов, основатель которой, бывший диакон Иерусалимской Церкви, исказил учение апостолов. Согласно некоторым толкователям, значение Эфесской эпохи связано также с первой из семи таинственных печатей, о которых говорится в Апокалипсисе. Апостольская проповедь о Христе одержала победу над языческими традициями античного мира.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6, 1–2).

Апостол Павел дважды посещал Эфес в ходе своих миссионерских путешествий. В 52 году он впервые прибыл в этот город по морю, направляясь из Коринфа в Антиохию. Апостол недолго оставался в Эфесе, но уехал отсюда, полный решимости вернуться. В том же году Павел отправился из Антиохии в свое третье путешествие и добрался до Эфеса по суше, пройдя через всю Малую Азию. В течение двух лет он жил здесь и проповедовал о Христе, оставаясь в Эфесе дольше, чем в каком-либо другом городе.

В то время Эфес представлял собой великолепное зрелище: выложенные огромными мраморными плитами улицы и площади, святилища языческих божеств и римских императоров, дворцы, амфитеатры, гимназии, бани, акведуки и прочие величественные сооружения во множестве наполняли город. До наших дней от того времени дошло немало остатков античных строений, богато украшенных каменной резьбой. Богатые жители города строили себе дома на склонах холмов недалеко от центральной части города. Развалины этих домов с мозаичными полами и настенной живописью можно и сегодня увидеть в Эфесе.

И вот в этот огромный многолюдный мраморный город с тысячелетней историей пришел скромный апостол в небогатом одеянии, чтобы открыть новую страницу в истории Эфеса.

Население города достигало 250 тысяч человек и было весьма пестрым по составу: различные народы Малой Азии, римляне, греки, египтяне, евреи. Благодаря своему статусу столицы римской провинции, а также торговому и религиозному значению Эфес был наводнен выходцами из других городов и народов, приезжавшими сюда по различным делам. Это благоприятствовало проповеди апостола Павла, позволяя ему обращаться к новым людям, которые потом расходились по различным районам империи. Вместе с тем апостол был вынужден преодолевать распущенность нравов, широко распространенную в эфесском обществе. А.С. Норов писал о том, что уроженец Эфеса знаменитый древнегреческий философ Гераклит, у которого учились Сократ и Платон, «не преставал скорбеть о том уничижении, до которого довело себя бессмертное существо человека; — видя разврат ефесян, он отвергнул предложенное ему владычество и жил более в ущельях гор, — чем с людьми».

В большом эфесском амфитеатре, вмещавшем до 24 тысяч зрителей, апостол произносил свои вдохновенные проповеди и вел дискуссии с философами. Они собирались здесь во множестве, безуспешно пытаясь победить божественную мудрость мудростью человеческой. Павел совершил в Эфесе немало чудес, исцеляя больных и одержимых злыми духами. От апостола исходила такая Сила Божия, что исцеления приносила даже его одежда, возложенная на страждущих.

Книга Деяний апостолов повествует о том, как некие иудеи, видя чудеса, которые Бог творил руками Павла, решили повторить их. Они стали заклинать злого духа именем Иисуса Христа, Которого проповедовал Павел. Но злой дух сказал им в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» И одержимый бросился на них с побоями, так что они были вынуждены бежать из дома (Деян. 19, 13–16).

Проповедь Павла в Эфесе встречала яростное сопротивление язычников. Жизнь апостола не раз подвергалась опасности, и ему приходилось сидеть в темнице. Сохранилось предание о том, что однажды по требованию местных жителей эфесский градоначальник приговорил его к съедению зверями. Ночью две женщины-эфесянки, подкупив стражей темницы, в которой содержался апостол, вошли к нему и просили крестить их. Павел пошел с ними на берег моря, совершил там обряд крещения и добровольно вернулся в темницу. В день, назначенный для казни, выпущенный на апостола разъяренный лев кротко приник к его стопам. В это самое время разразилась буря с сильным градом, разогнавшая толпу. Градоначальник обратился ко Христу, и апостол был чудесно спасен от смерти.

На одном из холмов, окружающих остатки античного Эфеса, можно и сегодня увидеть невысокое квадратное здание, которое считают темницей апостола Павла. В наши дни доступ в нее закрыт, и она не привлекает к себе большого внимания, хотя и отмечена на туристическом плане Эфеса. Но посетивший город в XIX веке А.С. Норов побывал внутри этой темницы и оставил свидетельство о том, что она сложена из огромных кусков гранита и состоит всего из четырех комнат.

В античном мире Эфес считался крупным религиозным центром. Серьезными противниками Павла, из-за которых он в конце концов был вынужден покинуть город, стали жрецы культа языческой богини Артемиды Эфесской, или Дианы. Согласно языческим преданиям, поклонение Артемиде принесли в Эфес амазонки — эти феминистки древнего мира, считавшие ее воплощением женщины-воина. Почитание Артемиды слилось здесь с культом богини-матери Кибелы, распространенным в Малой Азии, и в таком виде просуществовало несколько столетий.

Созданный в VI веке до н.э. на мес­те бывшего святилища Кибелы эфесский храм Артемиды считался одним из семи чудес света. Его длина достигала 115 метров, ширина — 50 метров. В святилище стояло 127 пятнадцатиметровых колонн, над украшением которых трудились выдающиеся мастера античного мира. В центральной части храма находилась гигантская статуя Артемиды высотой двадцать метров.

Сегодня во все это трудно поверить, глядя на пустырь, усеянный редкими камнями, который находится на месте знаменитого языческого храма. Только одинокая колонна, составленная из небольших обломков, возвышается посреди пустыря, как надгробный памятник культу Артемиды Эфесской. Необходимо регулярно откачивать воду, чтобы сохранить эту территорию от подтопления, так как храм был построен на болоте, для того чтобы защитить его от землетрясений. Закладка фундамента храма оказалась более сложным и дорогостоящим делом, чем само строительство, так как рабочим пришлось долго заполнять болотную трясину углем и шерстью.

Само местонахождение храма Артемиды было установлено лишь во второй половине XIX века британскими археологами, работавшими в Османской империи и несколько лет искавшими бывшее «чудо света». Все артефакты, найденные при раскопках, были вывезены в Британский музей в Лондоне. Турецкие археологи, скорбящие о потере национального достояния, называют углубление, оставшееся в земле на месте раскопок, «английской ямой».

Культ Артемиды Эфесской был широко распространен в городе и за его пределами. Говорят, горожане настолько почитали Артемиду, что однажды, когда к городу приблизилась вражеская армия лидийского царя Креза, они в целях обороны протянули от святилища богини канат и прикрепили его к городской стене. Этот поступок был тем более выразителен, что храм Артемиды находился вне городских стен, на значительном удалении от Эфеса. Неожиданным образом надежды горожан оправдались. Удивленный их наивностью, Крез не стал разрушать город.

В 356 году до н.э. знаменитый храм был сожжен местным жителем по имени Герострат. У мраморного святилища была кипарисовая крыша, поэтому оно быстро стало жертвой огня. Поджигатель, отнюдь не скрывавший своего деяния, надеялся таким образом прославиться в веках. Городской совет Эфеса запретил упоминать о Герострате, желая лишить его славы, к которой он так пламенно стремился, но его имя все же вошло в историю. Сожженный храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Примечательно, что Александр Македонский, который родился в ночь сожжения храма Артемиды, посетив Эфес, предложил пожертвовать деньги на его восстановление при условии, что в храме будет начертано его имя. Но жрецы Артемиды сочли дату рождения полководца дурным знаком и дипломатично ответили ему, что одному божеству не пристало строить храм для другого.

Широкое поклонение языческой богине Артемиде сохранялось в Эфесе вплоть до апостольских времен. Ежегодно в город приходили тысячи паломников. Храму принадлежало право предоставлять убежище преступникам, благодаря чему они во множестве жили в этом городе.

Придя в Эфес и начав проповедь христианства, Павел вступил в духовную борьбу с языческим культом Артемиды. За несколько сотен лет почитания этой богини в городе широко распространились занятия магией, город был наводнен колдунами и прорицателями. Полагают, что эфесские чародеи противостояли Павлу, не только подстрекая народ, но и пытаясь бороться с ним при помощи магии. Но перед силой Божией их искусство оказалось бессильным. Под влиянием проповеди апостола Павла жители Эфеса стали отказываться от поклонения Артемиде и от магии, а многие из тех, кто занимался чародейством, сложили свои книги в одном месте и публично сожгли их.

В Эфесе апостолу Павлу приходилось бороться и с широко распространенными здесь суевериями различного рода. В частности, большую популярность имели так называемые «эфесские письма», в которых якобы были написаны волшебные слова, способные исцелить обладателя письма от болезней, помочь ему во время путешествия и защитить на войне. Это поверье было настолько распространено в античном мире, что многие люди, приезжавшие в Эфес из других городов, стремились приобрести такое письмо.

Культ Артемиды служил источником благосостояния Эфеса наряду с торговлей. Жрецы, маги и ремесленники, делавшие серебряные копии храма Артемиды, получая за это немалую прибыль, ополчились на апостола, увидев в нем угрозу своему материальному положению. Как-то раз серебряных дел мастера подняли против Павла народный мятеж, от которого он едва спасся. Зачинщиком волнений стал человек по имени Димитрий, владевший большой мастерской. Собрав других ремесленников, он убедил их выступить против Павла, который говорил, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и отвращал людей от почитания Артемиды.

Обслуживавшие культ богини ремесленники были столь многочисленны и влиятельны, что они быстро заразили своим возмущением весь город. Собравшись в многотысячном амфитеатре, жители Эфеса, охваченные странным исступлением, на протяжении двух часов кричали одну и ту же фразу: «Велика Артемида Эфесская!» При этом, по свидетельству Деяний апостолов, большинство присутствующих даже не знали, зачем они здесь собрались. Влиятельным горожанам, которые были последователями Павла, не без труда удалось успокоить волнение. Но апостол был вынужден покинуть город (Деян. 19, 26).

Труды и подвиги Павла не остались бесплодными — многие жители Эфеса приняли христианство, и впоследствии город стал важным христианским центром. Несмотря на укорененность в Эфесе языческих культов и распущенность нравов, царившую в многолюдном портовом городе, хрупкие ростки христианской веры, посаженные в городе пламенным апостолом, быстро укоренились и принесли обильные плоды. Никто уже не пытался восстанавливать храм Артемиды Эфесской после того, как он был разрушен во время нашествия готов, опустошивших этот край в III веке. Впоследствии его обломки были увезены в Константинополь и там использованы для строительных нужд.

Известно послание к христианам Эфесской Церкви, которое апостол Павел написал незадолго до своей кончины, находясь в заключении в Риме. Послание к Ефесянам чрезвычайно важно для понимания христианского воззрения на систему социальных связей в обществе. В нем представлен идеал взаимоотношений членов семьи — мужей и жен, детей и родителей, а также затронута актуальная для античного мира проблема отношений между рабами и господами. И в наши дни отрывки из послания апостола Павла к жителям Эфеса читаются в православной церкви во время совершения таинства венчания.

История Эфеса неразрывно связана с жизнью другого великого апостола — Иоанна Богослова, автора таинственного Откровения о грядущих судьбах мира и о судьбе семи церквей Малой Азии. Он прожил в Эфесе долгие годы, встретил в этом городе кончину и именно здесь был погребен. Один из ближайших учеников Христа, самый юный из двенадцати апостолов, Иоанн единственный из них дожил до глубокой старости и умер собственной смертью. Полагают, что апостол Иоанн жил в Эфесе в период с 37 по 48 год и основал здесь первую христианскую общину. В последующие годы своей жизни он неоднократно возвращался в Эфес.

Когда апостолу было уже почти девяносто лет, по приказу гонителя христиан императора Домициана он прибыл из Эфеса в Рим. Домициан первым из римских императоров объявил себя живым богом и потребовал себе поклонения. В Эфесе был возведен храм, посвященный Домициану. Отказ признать императора богом жестоко карался. Приговоренного к казни апостола Иоанна дважды пытались предать смерти. Сначала ему дали выпить яд, который не причинил ему вреда, а затем бросили в котел с кипящим маслом, но он вышел из него невредимым.

Затем Иоанн был сослан на дикий каменистый остров Патмос в Эгейском море и оставался там в заточении несколько лет. На острове апостол получил Божественное Откровение и написал Апокалипсис.

Вернувшись в Эфес, Иоанн жил в этом городе до самой кончины, не оставляя своих трудов по укреплению Церкви. Он поселился на высоком холме рядом с городом и именно здесь написал свое Евангелие и апостольские послания. После смерти он был погребен здесь же, в могиле, сделанной в форме креста. Говорят, что пыль над могилой апостола то поднималась, то опускалась, как от дыхания, словно Иоанн не умер, а только уснул. Когда же через некоторое время могилу открыли, тела апостола в ней не оказалось. Кончина автора таинственного Апокалипсиса и его могила всегда были окутаны глубокой тайной. Существует предание о том, что апостол Иоанн был взят на небо живым, подобно пророкам Еноху и Илии, и вместе с ними снова придет в наш мир незадолго перед концом света, чтобы проповедовать о Христе человечеству последних времен.

Со временем могила апостола была перенесена к подножию холма, и в V веке византийский император Феодосий II построил над ней крестообразную базилику. В VI веке другой император — знаменитый Юстиниан воздвиг здесь великолепный храм из красного кирпича, облицованного мрамором. Это был один из самых больших (до 125 метров в длину) и богато украшенных соборов своего времени. Архитектура храма напоминала знаменитую константинопольскую церковь Двенадцати апостолов, служившую усыпальницей византийских императоров. Храм Апостола Иоанна был окружен целым комплексом других строений и обнесен двойным рядом стен с двадцатью башнями. Общая протяженность стен достигала 900 метров, и они были предназначены для защиты храма от набегов арабов, которые стали угрожать территории Византийской империи начиная с VIII века. Примерно в это же время храм стал местом постоянного служения эфесских епископов, которые перебрались сюда из опустевшего Эфеса.

В середине XIV века храм сильно пострадал от нескольких мощных землетрясений, прокатившихся по региону. Остатки храма Апостола Иоанна Богослова, окончательно разрушенного во время нашествия Тамерлана в 1402 году, сохранились до наших дней. На колоннах храма можно увидеть монограммы императора Юстиниана и его супруги — императ­рицы Феодоры. Могила апостола расположена в самом центре храма, под плитой на месте бывшего алтаря. Но могила пуста — место пребывания святых мощей апостола Иоанна Богослова по-прежнему остается неразгаданной тайной.

Считается, что название холма, на котором жил и был погребен апостол Иоанн, — Аясулук  — связано с его памятью и происходит от греческого выражения «Айос Теологос» — святой Богослов. Это же название — Аясулук — получил и городок на холме, в который переселились некоторые жители Эфеса, когда он начал приходить в упадок. Постепенно новому городу стало там тесно, и он переместился на равнину неподалеку от подножия холма, где и продолжает свое существование в настоящее время.

Сейчас этот город называется Сель­джук и служит административным центром одноименного уезда. Интересен тот факт, что город был переименован в Сельджук только в 1914 году, а до этого времени на протяжении многих столетий он сохранял название Аясулук, связанное с памятью об авторе таинственного Апокалипсиса. На холме Аясулук сохранились крепостные стены, окружавшие город до того, как он переместился на равнину. Остатки древней крепости возвышаются над современным Сельджуком, как корона, отмечая собою то место, где апостол Иоанн писал свое Евангелие в то время, когда там еще не было никаких построек.

Раскопками храма и исследованием могилы апостола Иоанна первыми начали заниматься греческие археологи в 1921–1922 годах, когда во время турецко-греческой войны Эфес находился в руках греков. Затем раскопки продолжили западные и турецкие специалисты. Археологические работы на территории храма продолжаются до сих пор.

Рядом с храмом Апостола Иоанна сохранился баптистерий с высеченной в полу купелью с тремя ступеньками, предназначенной для крещения взрослых людей. Купели такого типа было принято создавать в период распространения христианства, когда крещение взрослых было частым явлением. Рядом с храмом находилась сокровищница, в которой хранилась церковная утварь для богослужений. На сохранившихся фресках даже сейчас можно увидеть изображения Христа и двух апостолов — Иоанна и Тимофея.

Жизнь апостола Тимофея также связана с Эфесом. Ученик апостола Павла, сопровождавший его в путешествиях, Тимофей стал первым эфесским епископом. Как известно, сами апостолы не принимали на себя звания епископов. Они путешествовали и проповедовали, рукополагая в различных городах епископов для руководства местными общинами христиан. Тимофей был близок к апостолу Павлу, который поставил его в епископы, навсегда покидая Эфес. Апостол Павел называл Тимофея своим братом и написал к нему два послания, которые входят в число священных текстов Нового Завета. Тимофей управлял Эфесской Церковью в то время, когда там жил апостол Иоанн Богослов, и находился с ним в тесном общении. В этом городе Тимофей встретил мученическую смерть от рук язычников в 97 или в 98 году. Толпа растерзала его во время шествия по случаю языческого праздника. Апостол Тимофей стал первым эфесским мучеником за веру.

Согласно церковному преданию, Эфес посещала Пресвятая Богородица, сопровождая апостола Иоанна Богослова, в доме которого она жила после крестной смерти ее Божественного Сына. Христос поручил Своему любимому ученику заботиться о Богоматери, и она следовала за апостолом Иоанном в его путешествиях. Неподалеку от развалин античного Эфеса, на поросшей лесами Соловьиной горе, есть небольшое здание ранневизантийской постройки (VI–VII века), возведенное на фундаменте, который датируется I веком. По одной из версий, в доме, который когда-то стоял на этом самом фундаменте, и останавливалась Пресвятая Дева. Место было выбрано по причине его уединенности и удаленности от Эфеса, пребывание в котором могло быть небезопасным.

В настоящее время здесь устроена католическая часовня. Рядом с домом есть источник воды, которая считается целебной. В 2007 году здесь произошло событие, которое можно назвать чу-дом. Страшные лесные пожары уничтожили деревья вокруг дома, но сам он остался невредимым. Это место считается священным не только среди христиан, но и среди мусульман.

Православная Церковь признает тот факт, что Пресвятая Богородица посещала Эфес и жила в нем некоторое время, но не разделяет бытующих в этих краях представлений о том, что Божия Матерь окончила здесь свою земную жизнь. Согласно православному учению, Успение Пресвятой Богородицы произошло в Иерусалиме, где она и была погребена апостолами в Гефсимании.

В 431 году Эфес, как город, связанный с памятью об апостолах Иоанне и Павле, был избран византийским императором Феодосием Младшим для проведения третьего Вселенского собора. Поводом для созыва собора стала ересь константинопольского архиепископа Нестория, искажавшего православное учение о Христе и Богородице.

Собор проходил в эфесской церкви, посвященной Пресвятой Богородице. Считается, что это был первый храм с таким посвящением, что и стало причиной избрания Эфеса в качестве места созыва собора. Сохранившиеся до наших дней развалины этой церкви свидетельствуют о ее величественных размерах. Более двух сотен еписко-
пов, собравшихся со всех концов христианского мира, осудили ересь Нестория и приняли решение о его низложении. Однако полностью искоренить лжеучение не удалось, на Востоке несториане сохранились до наших дней, проникнув даже в Индию и Китай.

Восемнадцать лет спустя, в 449 году, в том же самом храме состоялся второй Эфесский собор, не признанный Церковью и получивший в церковной истории название «разбойничий». Этот собор принял еретические постановления. Впоследствии выяснилось, что голосование на соборе было подневольным: в зал заседания были введены войска, несогласные епископы изгнаны, а Константинопольский пат­риарх Флавиан жестоко избит и умер от ран.

Эта мрачная страница истории Эфеса была полностью забыта в XV столетии. Тогда город снова прославился в веках именем своего мужественного епископа Марка Эфесского. В то время ослабевшая Византийская империя находилась в бедст­венном положении: с востока ее тес­нили турки-османы, с запада — расшатывали латиняне, стремившиеся подчинить Византию власти римского папы. Император надеялся получить от Рима помощь в борьбе с турками и согласился на созыв общего с католиками церковного собора. Это был один из самых драматических эпизодов византийской истории. Проходивший в Италии Ферраро-Флорентийский собор принял решение отступить от Православия и признать верховенство папы. Присутствовавший на соборе епископ Марк Эфесский не побоялся в одиночку выступить против решений собора и отказался подписать его постановление. Ни обещания богатых подарков, ни угрозы не заставили его отступить от истины. Епископа объявили сумасшедшим, но народ Византии поддержал Марка Эфесского и не принял решения собора. Впоследствии они были отменены.

В окрестностях Эфеса можно оты­скать еще одно древнее место, история которого удивительна. Это расположенная на склоне горы Панаир пещера Семи эфесских отроков, или пещера Семи спящих, как называют ее в современной Турции. Почти два столетия в ней чудесным образом спали семь юношей, замурованных здесь во время гонений на христиан в середине III века. История сохранила их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин.

Стремясь восстановить традиции Древнего Рима, император Деций (249–251) издал эдикт против христиан, предписывавший преследовать тех, кто не почитает римскую религию. Во всех городах были созданы особые комиссии, состоявшие из пяти человек, которые должны были следить за исполнением христианами языческих обрядов. Семь юношей укрылись в пещере, расположенной на одной из прилегавших к Эфесу гор, чтобы избежать участия в жертвоприношении. Ежедневно один из них, переодетый в нищенское рубище, ходил в город для покупки съестных припасов. Когда убежище юношей было обнаружено, по повелению градоначальника выход из пещеры был завален камнями, и молодые люди оказались погребенными заживо. Однако Бог сохранил жизни юных христиан, они погрузились в необычный глубокий сон и спали почти двести лет.

В V веке, когда камни, закрывавшие вход в пещеру, рассыпались от землетрясения, юноши проснулись и вышли наружу. Здесь они с изумлением обнаружили, что над городскими воротами водружен крест. Город стал христианским, а их гонителей давно не было на свете. В то же время появление людей, одетых в старинную одежду, вызвало изумление горожан. Вскоре после того, как все разъяснилось, юноши снова заснули, на этот раз вечным сном.

Это событие произошло в тот период, когда в империи стала распространяться ересь, отрицавшая возможность воскресения мертвых. Чудесное происшествие с эфесскими юношами остановило распространение ложных взглядов. Говорят, что во время этого события в Эфесе находился сам византийский император Феодосий II, который лично беседовал с молодыми людьми. Император велел похоронить юношей в той же самой пещере, где они спали, и воздвиг над ней храм. До сих пор Православная Церковь ежегодно отмечает память чудесного события, произошедшего в Эфесе.

Интересно, что на Руси в XIII–XV веках получили распространение изображения раки с мощами святителя Николая Чудотворца в окружении семи спящих эфесских отроков. Такая композиция отражала идею грядущего Воскресения. Особенно часто это изображение встречалось на нательных каменных образках, которые носили в Новгороде. Образки были двусторонними, и семеро спящих изображались на оборотной стороне, которая при ношении соприкасалась с телом владельца.

Пещера Семи эфесских отроков открывает собою катакомбы, уходящие в глубь скалы на несколько этажей. Долгое время катакомбы использовались для погребения умерших. По преданию, у входа в пещеру Семи спящих в I веке была погребена святая равноапостольная Мария Магдалина, также проповедовавшая в Эфесе. После чудесного случая с эфесскими отроками многие жители города выражали желание быть похороненными неподалеку от места их погребения, поэтому катакомбы все разрастались. В византийский период пещера Семи спящих стала местом паломничества.

Проведенные в XX веке раскопки подтвердили наличие в этом месте остатков церкви V века и позволили обнаружить большое количество надписей на латинском и греческом языках, посвященных семи эфесским отрокам. В настоящее время доступ в катакомбы закрыт, так как велика опасность обрушения древних сводов. Можно лишь издали увидеть обнесенный железной решеткой вход в пещеру Семи эфесских отроков, к которой приезжают не только христиане, но и мусульмане, обращаясь к помощи святых.

Короткая по времени Эфесская эпоха апостольской проповеди была насыщена знаковыми событиями. Апостолы самоотверженно трудились, с терпением перенося все бедствия. Посеянные ими семена дали обильные плоды. В первые века христианства Эфесская Церковь была одной из крупнейших и наиболее влиятельных. Считается, что сначала у эфесских христиан все было общее, не было ни бедных, ни богатых, и в этом была их таинственная сила. Когда не стало апостолов, а число христиан умножилось, братская любовь между ними стала охладевать. Именно в Эфесскую эпоху зародились тайные учения, которые стремились внушить людям мысль, что высшая сила вселенной — это не Бог, а человек.

И грозное пророчество Апокалипсиса исполнилось — «великий светильник» Эфеса угас. Из великого мирового центра город превратился в античные развалины. Сегодня в этом городе больше нет жителей — по улицам современного Эфеса ходят только туристы. Но заслуги Эфеса перед человечеством велики, и, быть может, именно благодаря подвигам апостолов этот мертвый город не исчез с лица земли, но сохранился до наших дней и влечет к себе нескончаемые потоки людей из разных стран.

Продолжение следует.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0