Н.Я. Данилевский на страже православной традиции

В рамках XXIV Рождественских чтений противодействие религиозному модернизму предложили считать фактором национальной безопасности

27 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) по инициативе Молодежного интеллектуального центра «Лаборатория мысли» прошла научно-практическая конференция «Наследие Н.Я. Данилевского в обеспечении цивилизационного развития и духовного суверенитета России» (http://riss.ru/actions/25832/).

Н.Я. Данилевский (1822–1885) — крупный и незаслуженно забытый русский философ и ученый, принадлежавший к поздним славянофилам, автор известного труда «Россия и Европа», в котором задолго до западных мыслителей — О.Шпенглера, А.Тойнби, В.Шубарта — открыл особый цивилизационный подход к изучению различных культур — культурно-исторических типов. Этот подход позволил ему обосновать существование отдельного славянского (русского) культурно-исторического типа, в противовес распространенному и тогда, и сегодня представлению об «универсальности» западноевропейской (романо-германской) цивилизации, что имеет в нынешних геополитических реалиях особую актуальность. Данилевский последовательно выступал с критикой дарвинизма и эволюционного прогресса. Будучи глубоко верующим православным человеком, Николай Яковлевич резко полемизировал также с филокатолическими и экуменическими идеями В.С. Соловьева.

В конференции, помимо известных историков, философов, политологов и исследователей творчества Н.Данилевского, принял участие и диакон Илья Маслов с докладом «Православный традиционализм Н.Я. Данилевского как мировоззренческий фактор духовного суверенитета России». В своем докладе о. Илья отметил, что «отсутствие в современной России осмысленной и ясной национальной идеи в ситуации, когда российское общество в целом интуитивно тянется к “державности” и традиции, а мировоззренческий климат в России по-прежнему испытывает “западное пленение” во многих областях общественной жизни — от культуры до экономики, остро ставит вопрос о приоритете традиционно-русского мировоззрения, вытекающего из Православия, в развитии России на современном этапе». Основой духовного суверенитета России, русской идеологии и вообще русского мировоззрения является Православие как стержень всего славянского культурно-исторического типа. Только верность древнерусскому Православию, православной экклезиологии, традиционным формам быта (что не мешает перенимать технологические новации Европы, сохраняя верность внутренним идеалам русской культуры) спасает от той мировоззренческой оккупации, которую Данилевский называл «европейничаньем»: взгляд на все русское с позиций Запада.

О. Илья подчеркнул, что проблема «европейничанья» российской элиты особо остро стоит сегодня, когда наши государственные и церковные чиновники заражены либеральным взглядом на многие современные проблемы. Европейскому Модерну, либеральным «общечеловеческим ценностям» и прогрессу Данилевский противопоставляет особую историческую миссию русского народа быть «хранителями живого предания религиозной истины». Данилевский прекрасно понимал, что без консервативно-охранительной функции Церкви невозможно сохранить незамутненность православной веры, а значит, и самобытность и независимость русской цивилизации. Докладчик выразил обеспокоенность тем, что современные модернистские тенденции в нашем богословии (обновленческо-кочетковский тренд) и церковной жизни (либерализация сознания верующих и секуляризация духовной жизни), сознательная дискредитация идеалов Святой Руси и византийского наследия в нашей церковной культуре (в духе Кураева и Чаплина), смущение верующего народа предстоящим Всеправославным собором и двусмысленными экуменическими контактами угрожают на цивилизационном уровне превратить русский мир в «этнографический материал», по выражению Данилевского, для Запада. Ведь если Русская Православная Церковь есть хранительница традиционных устоев всей славянской цивилизации и деятельность религиозная всегда, как верно отмечал Данилевский, пропитывала все стороны политической, культурной и даже экономической деятельности русского общества, то насколько разрушающе для всего славянского мира будут последствия «европейничанья» — модернизма — внутри самой Церкви. Диакон Илья завершил свое выступление тремя конкретными выводами:

«1. Проблема духовной, идейной независимости современной России от “европейничанья” должна разрешаться не путем модернизации нашего общества, а “традиционализацией” русского сознания.

2. Формирование будущей русской идеологии должно включать в себя религиозно-философскую идею России как “катехона” в цивилизационном пространстве.

3. Церковное противодействие религиозному модернизму как продвижению западной интеллектуальной экспансии является фактором национальной безопасности».

 

Комментарии







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0