О критском соборе: главными организаторами этого собора были апологеты экуменизма

Прихожане просят сказать несколько слов о прошедшем на Крите «Вселенском соборе». Если говорить совсем просто, то складывается ощущение, что некоторое сообщество людей задумало внедрить в Церковь некоторые чуждые идеи и таким образом постепенно подменить сам «формат Церкви». Собственно, так действовали все ереси во все времена, но Церковь всегда сама распознавала ложь и, обличая, отторгала ее, сохраняя себя в чистоте. На этот раз речь идет о ереси экуменизма, которая, по крайней мере, в последние полвека активно овладевает умами и чувствами многих людей. В «экуменическом православии» акцент делается на миссионерстве в значении социальной работы, образования, утверждения общих принципов морали и нравственности... Это выглядит благообразно, но чревато подменой подлинной духовности некой размытой «общехристианской» душевностью. И главная опасность как раз заключается в том, что эту «душевность» предлагают в качестве основания для объединения всех христиан, как бы отодвигая на второй план вопросы духовной жизни. Но мы помним предостерегающие слова апостола Павла о том, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 14). И именно это нас настораживает и заставляет быть особенно внимательными.

Главными вдохновителями и организаторами этого собора, который анонсировался как «Великий, Святой и Всеправославный», изначально были именно сторонники и апологеты экуменизма. Это в первую очередь патриарх Константинопольский Варфоломей и его сподвижники. Фактов более чем достаточно. Например, на соборе «последним критерием истины» выступал митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), который волюнтаристски «отвергал поправки, изменял их или принимал». Так что же это за человек?

Заглянем в послужной список этого «авторитетнейшего богослова» Константинопольского патриархата и одного из организаторов собора.

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) в юности параллельно с учебой в Афинском университете прошел полный курс обучения в экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей в Боссе (Швейцария), по окончании которого поступил в аспирантуру Гарвардского университета, затем, по возвращении в Грецию, занимался научной работой и вскоре был назначен секретарем отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей. Несколько лет он преподавал богословие в Эдинбургском университете, а также в Глазго. В 1989 году митрополит Иоанн стал постоянным почетным профессором Королевского колледжа Лондонского университета. Активный сторонник идей экуменизма. В декабре 2014 года в интервью «Vatican Insider» митрополит Иоанн заявил, что видит основания для «быстрого прогресса» на пути к достижению полного христианского единства при папе Франциске...

Почему я об этом упомянул? Потому что углубленное западное образование и теснейшее сотрудничество на протяжении десятилетий с руководящими экуменическими организациями просто по факту не могли не наложить отпечаток на духовную жизнь любого православного человека, будь он хоть семи пядей во лбу. И то, что именно такой человек считается одним из влиятельнейших архиереев Константинопольского патриархата, также о многом говорит. А именно — о духовном настроении определенной, и притом руководящей, части Константинопольского патриархата. Это нам поможет понять истинные задачи созыва этого самого собора. А истинные задачи — это слияние с отпавшими от Православия христианскими деноминациями на основании каких­то общих и туманных душевных приоритетов. А по сути — попытка пересмотреть исключительную роль Святой Православной Церкви в деле спасения человека, подменить истину духовного преображения человека ложью душевной многопопечительности. И опасность, которую таит в себе ересь экуменизма, не меньшая, чем опасность иных ересей. Так что если и состоится когда­нибудь действительно Святой и Всеправославный Собор, то он именно должен будет собраться для того, чтобы обличить ересь экуменизма.

Но нет худа без добра. И те лукавые, «преобразующиеся в ангела светла» и потому не всегда распознаваемые сразу идеи и мысли, которые пытались примешать к чистоте православной веры, обнаружились со всей очевидностью в результате широкого обсуждения документов Критского собора. И многие действительно духовные и верные чада Церкви, а в конце концов и несколько поместных Церквей отказались от этих чуждых православному сознанию идей. Так поступили Антиохийская, Болгарская, Грузинская и Русская Церкви.

Здесь еще несколько слов хочется сказать вот о чем. Во время собора со стороны организаторов прозвучали упреки в отношении этих Церквей и чуть ли не обвинения в расколе. Но, во-первых, отказ от участия в данном случае есть следствие твердого стояния в истине, что можно увидеть ясно, если только попытаться разобраться в причинах этого отказа, а во-вторых, опасна сама тенденция обвинять в чем бы то ни было те или иные поместные Церкви именно потому, что это «части от целого», то есть части Тела Христова. Это, кстати, относится и к Константинопольскому патриархату, в котором живут и действуют многие верные чада Православной Церкви, и если мы говорим о каких­то неправдах, то мы говорим о конкретных людях, выступающих от имени всей Церкви с сомнительными идеями, и обличаем именно эти идеи, но не саму Церковь. Вот об этом нам надо всем помнить в ходе полемики, которая, несомненно, и дальше будет продолжаться со всей остротой, приличествующей обсуждению важнейших вопросов духовной жизни.

 

Комментарии







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0