Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Угроза для христиан

Андрей Александрович Серебрич родился в 1984 году. Окончил исторический факультет Одесского национального университета имени И.И. Мечникова и богословский фа­культет Православного Свято-Ти­хоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в Москве.
Работал корреспондентом в Управлении по связям с общественностью ПСТГУ.
В настоящее время научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Про­фессиональный аналитик-религио­вед. Специализируется на анализе современной жизни Поместных Пра­вославных Церквей, а также рели­гиозной ситуации на Украине.

Проблема притеснений христиан в последние десятилетия приобрела поистине глобальный масштаб — христианское население подвергается дискриминации и открытым гонениям практически по всему миру. Тем не менее эта проблема до недавнего времени не получала должного внимания со стороны международных институтов и СМИ. Только критическая ситуация, которая сложилась в последние несколько лет на Ближнем Востоке, где христианство оказалось перед угрозой полного уничтожения, заставила международные институты и мировые СМИ обратить внимание на проблему гонений на христиан.

Стоит признать, что едва ли не единственными участниками комплексного мониторинга и освещения проблемы гонений на христиан были СМИ католической церкви. Однако, активно освещая проблему притеснений христиан на Ближнем Востоке, католические СМИ демонстрировали непоследовательность и избирательность в освещении данной проблемы в Европе, в частности на Украине, о чем будет сказано далее.

Причины долгого молчания ведущих СМИ Запада по поводу притеснений христиан на Ближнем Востоке имеют политический характер. Западные СМИ старательно не замечали преследования христиан, чтобы избежать обвинений в исламофобии. Вместе с тем СМИ во многом зависимы от правительств своих стран и транслируют официальную позицию властей США и их союзников, в частности Великобритании, которые принимали активное участие в свержении легитимных режимов в ходе так называемой «арабской весны».

Позиция правительств такова, что признание геноцида христиан на Ближнем Востоке означает автоматическое признание Западом своей политики на Ближнем Востоке как агрессивной и недальновидной. США долгое время игнорировали плачевные последствия для христиан своей внешней политики. В то же время США не желают портить отношения с режимами, приход к власти которых они поддерживали.

На сегодняшний день администрация президента США Барака Обамы не спешит признавать христиан Сирии и Ирака жертвой геноцида ИГИЛ, несмотря на многочисленные призывы в конгрессе. Исключение было сделано только в отношении езидов. Сам Обама упоминает о христианах всегда осторожно, с оглядкой на исламское сообщество страны. Более того, Белый дом старается избегать употребления самого слова «христиане». Когда ИГИЛ казнило 21 человека, египетских коптов, Госдеп упомянул о жертвах просто как о «египетских гражданах».

Подобно принц Чарльз рассматривает притеснения христиан в качестве геноцида, но правительство Д.Кэмерона не спешит признавать гонения геноцидом по причине «целесообразности», которая проявляется в том, что христиане Сирии в своем большинстве остаются лояльными президенту Сирии Башару Асаду. При этом СМИ признают важный момент — связь между сохранением правительства Асада и христианским населением Сирии. При свержении Асада прогноз по гонениям на христиан неутешительный: они будут только усиливаться. По мнению ведущих американских изданий, христианские церкви в Сирии должны дистанцироваться от режима Асада и быть готовы к политическим переменам.

Примечательно, что в медиасреде практически отсутствует анализ причин, которые привели к столь масштабному геноциду христиан со стороны ИГИЛ. Максимум — американские СМИ рассматривают геноцид христиан на Ближнем Востоке как побочный продукт вторжения в Ирак и критикуют руководство США за неспособность его предупредить.

Сам вопрос защиты христиан на Западе во многом приобрел политический и в то же время двойственный характер.

С одной стороны, американские СМИ критикуют администрацию Обамы за недолжное внимание к данному вопросу. Высказываются опасения, что политика Путина на Ближнем Востоке, борьба с ИГИЛ увеличивают популярность России среди населения Сирии, особенно христиан, которые начинают воспринимать российского лидера в качестве своего избавителя — а это способствует укреплению России в регионе. СМИ призывают власти США включить вопрос защиты христиан в число приоритетных направлений своей внешней политики.

С другой стороны — спасение христиан представляется весьма спорным мероприятием, поскольку оно может быть воспринято как участие в столкновении цивилизаций.

Тем не менее в западном медиапространстве интерес к рассматриваемой нами проблеме вырос в последнее время на фоне другой проблемы — беженцев. В данном контексте следует отметить несколько моментов.

1. Западные СМИ, в том числе американские, отмечают нежелание США принимать у себя беженцев-христиан. И это действительно проблемный вопрос. За 2015 год, согласно годовому отчету Бюро по миграции и беженцам Госдепа США, 97% сирийских беженцев в США были мусульманами. За последний год из Ирака и Сирии США приняли 380 беженцев-христиан и 11 500 беженцев-мусульман. Всего же за последние пять лет гражданской войны в Сирии США приняли только 53 беженца из Сирии, исповедующих христианство (это 2,5% от общего числа сирийских беженцев, получивших убежище в США). И это притом, что треть христианского населения Сирии, около 600 000 человек, покинула страну.

Несмотря на то что Госдеп отрицает наличие предвзятости в данном вопросе и заявляет о том, что обеспечивает приоритет в приеме именно беженцам-христианам, Обама критикует республиканцев, которые говорят, что среди беженцев предпочтение следует отдавать христианам из Сирии.

Характерно, что на фоне предвзятого отношения Штатов к беженцам-христианам американские СМИ критикуют ряд европейских государств за исламофобию и отказ в приеме беженцев-мусульман. Так, Польша стала объектом критики за исламофобию и нарушение Женевской конвенции 1951 года. Дело в том, что после того как в июне 2015 года Евросоюз потребовал от Польши разместить у себя 3700 беженцев, ряд польских политиков выступили за то, чтобы принимать в Польшу только христиан.

2. Притеснение и ущемление прав христиан в лагерях для беженцев. Так, в Великобритании жильем обеспечиваются беженцы, регистрирующиеся в инспекции ООН по делам мигрантов. Однако именно христиане избегают этой процедуры, поскольку по прибытии в Британию прибегают к помощи религиозных центров. Проблема в том, что в лагерях под эгидой ООН угроза для христиан продолжает сохраняться. Они подвергаются притеснениям со стороны радикально настроенных мусульман. Более того, в такие лагеря проникают террористы и продолжают преследовать христиан — убивать, грабить, похищать. И это проблема, поскольку, отказываясь поселяться в лагерях для беженцев при ООН, христиане не попадают в списки беженцев на получение убежища. Госдеп США знает об этой ситуации, но не предпринимает никаких мер и продолжает закрывать глаза на то, как «Уполномоченный (Комитет) по делам беженцев при ООН формирует списки беженцев на получение убежища без внимания на сохраняющиеся угрозы для христиан»[1].

Одной из проблем в освещении гонений на христиан на Западе является сосредоточенность СМИ на регионах с традиционно мусульманским населением — Ближнем Востоке и Северной Африке. При этом абсолютно замалчиваются факты притеснения христиан в традиционно христианских странах, как ни парадоксально это звучит.

Если о дискриминации христиан в Европе все же говорят некоторые правозащитные организации, то, скажем, о гонениях на христиан на Украине европейские и американские СМИ просто молчат.

На Украине после государственного переворота в феврале 2014 года православные христиане, верующие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), правящим режимом стали рассматриваться в качестве врагов украинской нации и подвергаться систематическим преследованиям. Дело в том, что УПЦ МП, по сути, является на сегодняшний день единственным институтом, благодаря которому сохраняются связи Киева с Москвой, что не может не вызывать недовольство как властей Украины, так и их заокеанских кураторов.

Многочисленные факты притеснений и гонений на УПЦ МП практически полностью замалчиваются, в том числе со стороны католических СМИ, активно освещающих проблему положения христиан на Ближнем Востоке. Более того, сложную конфессиональную обстановку в стране, нарушение прав верующих УПЦ МП разные стороны используют в информационной войне против России.

К сожалению, необходимо признать, что западные католические СМИ становятся средством трансляции антироссийской пропаганды. Когда в июне 2014 года в Донбассе были похищены и убиты четыре пастора местных протестантских общин, этот случай был использован для обвинения России и Путина в причастности к гонениям на христиан-протестантов в Донбассе. В дальнейшем как правительственные органы западных держав, такие, как Комиссия по соблюдению религиозных свобод в мире при Госдепе США, так и неправительственные организации, католические медиа Европы и Америки распространяют мифы о «религиозных чистках», гонениях на конфессии, которые не принадлежат РЦП на подконтрольных ДНР и ЛНР территориях Донбасса и в Крыму.

В 2014 году официальные представители Ватикана трубили об угрозах гонений на УПЦ КП и УГКЦ. Последние два года католические СМИ, в основном из США, формировали из УГКЦ образ «церкви-мученицы», жертвы «российской агрессии». Перерегистрация религиозных общин в Крыму в соответствии с российским законодательством, проходившая в 2014–2015 годах, представлялась как акт гонений по отношению к религиозным меньшинствам — УГКЦ, УПЦ КП и различным неорелигиозным движениям.

Это притом, что многочисленные факты гонений на УПЦ МП — в течение 2014–2015 годов было зафиксировано около 600 случаев гонений (как репрессии духовенства, так и действия против культовых сооружений) — не находят отображения на страницах западных изданий. Захваты храмов УПЦ МП раскольниками при поддержке властных структур и радикальных организаций, как, например, в с. Птичья Ровенской области в декабре 2015 года, известной правозащитной организацией «Human Rights Without Frontiers» преподносятся как «реализация законного права верующих выбирать место для своего служения».

Нужно отметить хорошо поставленную и слаженную совместную работу украинских политических и медийных структур с западными правозащитными организациями и СМИ по искаженному освещению событий на Украине и трактовке их в антироссийском ключе.

Помимо трагических событий на Украине, примером ангажированного освещения вопроса о притеснениях христиан является ежегодный отчет о соблюдении религиозных свобод в мире за 2014 год Комитета демократии, человеческих прав и труда при Госдепе США по Македонии. Архиепископ Иоанн (Вранишковски), возглавляющий в Македонии Охридскую архиепископию в юрисдикции Сербской Православной Церкви и испытывающий преследования со стороны македонского государства за нежелание присоединиться к неканонической и не признанной в православном мире «Македонской Православной Церкви», признан в отчете именно «самопровозглашенным» главой Охридской архиепископии. Такая трактовка македонского раскола повторяет позицию македонских властей, представляющих владыку Иоанна незаконным предстоятелем ОА, и имеет ярко выраженный антисербский подтекст. К слову, суд над епископом Иоанном, священниками, монахами и верующими ОА продолжается, на середину марта назначено очередное слушание. Тем не менее западные правозащитники об этом молчат.

Сложившаяся ситуация по освещению гонений на христиан в современном мире требует разработки комплекса мер по системному мониторингу и освещению всех случаев притеснений верующих легитимных христианских конфессий на Украине и Балканах; необходимо привлечение внимания западных СМИ к проблеме притеснения верующих на Украине и Балканах, поднимая данный вопрос на международных площадках по линии МИД и отечественных правозащитных организаций. Не будут лишними ежемесячные пресс-конференции о притеснениях УПЦ МП на Украине, где каждый месяц фиксируется 30–50  случаев гонений на Православную Церковь.

 

[1] Показательным является письмо наместника Георгиевского монастыря, члена интеграционного Совета при федеральном канцлере Германии игумена Даниила Ирбитса федеральному министру по особым поручениям и главе ведомства федерального канцлера Петеру Альтмайеру, в котором священнослужитель описывает случаи притеснения христиан — беженцев с Ближнего Востока в лагерях для беженцев в Германии со стороны радикально настроенных мусульман.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0