«Двуглавый орел»

«Русские дни» в Сербии


12 мая 2017 года начался очередной проект фонда «Наследие» и общества «Двуглавый орел» — вторые «Русские дни» в Сербии. Делегацию возглавили руководитель движения «Двуглавый орел» генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников, председатель комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи, член высшего совета ЛДПР Михаил Владимирович Дегтярев и епископ Среднеуральский Евгений.

Первым пунктом программы стал монастырь Новое Хопово, который после революции являлся для русской эмиграции одним из духовных центров. И произошло это благодаря усилиям матушки Екатерины (Ефимовской), чьи нетленные мощи обрели в 1984 году. Известие об этом событии распространялось, и почитание игуменьи Екатерины росло. Были составлены тропарь, кондак, акафист и краткое жизнеописание. О прославлении игуменьи Екатерины заговорил в 1993 году первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) после ознакомления с ее письменными трудами.

Фонд «Наследие» в прошлом году, при поддержке ряда общественных организаций, установил на могиле матушки Екатерины новое надгробие и крест. В  этом году члены делегации начали программу «Русских дней» с молитвы на могиле игуменьи этого сербского монастыря. Перед молебном владыка Евгений сказал о том, что большевики, стремясь уничтожить Православие в России, тем самым способствовали не только его распространению по всему миру, но и возрождению женского монашества в Сербии.

После монастыря в Хопово делегация «Русских дней» отправилась в небольшой, но уютный городок Сремские Карловцы в сербской провинции Воеводина, который долгое время был духовной столицей Сербии, а после революции и Первой мировой войны стал центром русской эмиграции.

В начале 20-х годов XX века по решению Св. Синода Сербской православной церкви в Сремских Карловцах поселились беженцы с юга России: в марте 1921 года сюда прибыло Высшее временное русское церковное управление за границей во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), а в июле 1921 года сюда же была направлена и основная часть штаба главнокомандующего русской армией генерала П.Н. Врангеля. Проживая в Карловцах, П.Н. Врангель неоднократно посещал своих соратников в различных городах европейских стран, бывал и в кадетских корпусах. С октября 1926 года он обосновался в Брюсселе, где скончался в апреле 1928 года. В октябре 1929 года с воинскими почестями останки Врангеля были перезахоронены в русском храме Святой Троицы в Белграде. В городке установлен памятник герою Первой мировой войны, выдающемуся полководцу и лидеру Белого движения — Черному барону, как с ненавистью назвали его красные, П.Н. Врангелю.

Идея создания и установки памятника П.Н. Врангелю принадлежит представителям российской общественности из Москвы и Санкт-Петербурга. Автором идеи и основным спонсором создания монумента является петербургский предприниматель В.П. Лебедев, автором памятника — скульптор из Санкт-Петербурга Василий Аземша. Осуществлению идеи энергично способствовал начальник управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Виктор Васильевич Петраков. Установление бюста благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С сербской стороны куратором проекта являлся Драган Аврамов.

Церемония открытия памятника грозе большевиков — Черному барону состоялась 14 сентября 2007 года. Теперь это одна из достопримечательностей Сремских Карловец. В прошлом году, во время первых «Русских дней» в Сербии, участники делегации тоже были здесь, и тогда было решено заменить выцветший баннер на заднем плане памятника.

Перед началом церемонии возложения цветов выступили Л.П. Решетников и П.В. Мультатули, который напомнил собравшимся, что славный путь будущего генерала в годы Первой мировой начинался в Восточной Пруссии — с известной кавалерийской атаки на вражескую батарею, за которую ротмистр Врангель был удостоен первого офицерского Георгия в Первой мировой войне. После чего Л.П. Решетников вручил высшую казачью награду — медаль «Цесаревич Алексий» главе Сремских Карловец и другим сербским партнерам за заботу о памятнике и сохранение памяти о российских воинах.


На следующий день делегация побывала на литургии в храме Успения Пресвятой Богородицы в Русском селе и посетила могилу русского художника Владимира Зелинского. Русское село — небольшой поселок рядом с Кикиндой, ведет свою родословную с XII века, от русских варягов, нанимавшихся для охраны раздробленных балканских княжеств. После революции его название получило второй смысл в результате переселения сюда эмигрантов из России.

В этот день впервые сослужили вместе епископ Банатский Никанор и епископ Среднеуральский Евгений. По окончании службы оба владыки выступили со словом к собравшимся. Владыка Никанор сказал, что сербы рады видеть русских в Воеводине, которая сто лет назад приютила их предков, бежавших от коммунистического террора, и что для него является примером то, как сегодня русские сохраняют память о своих предках. Владыка Евгений сказал о том, что русских и сербов объединяет общая родина — Царство небесное, и, пока наши народы будут почитать своего Отца — Бога и свою Мать — Православную Церковь, их ничто не сможет разъединить. Владыка преподнес храму подарок от российской делегации — икону царя-мученика Николая II, он сказал о том, что в начале XX века царь пострадал за Россию и Сербию, и пожелал, чтобы Николай II хранил Сербию. Л.П. Решетников напомнил собравшимся, что в начале XX века русский художник-эмигрант Владимир Зелинский расписал этот храм, но за столетие роспись сильно обветшала, и сообщил, что русская делегация, движение «Двуглавый орел» приложат все усилия к тому, чтобы отреставрировать роспись храма.

После этого русская делегация посетила могилу Владимира и Татьяны Зелинских, где настоятель храма Святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана отслужил панихиду.

Российский художник Филипп Москвитин возложил цветы от российской делегации на могилу.


13 мая участники российской делегации и их сербские партнеры посетили русское кладбище города Кикинда.

Здесь похоронены русские эмигранты, волею судьбы оказавшиеся на земле Сербии в результате революции. В прошлом году фонд «Наследие» совместно с рядом общественных организаций провел комплекс мероприятий по восстановлению этого кладбища. Установкой самого памятника занималась калининградская региональная организация «Калининградский патриотический форум». Были установлены и выбиты на памятнике имена всех похороненных здесь русских людей. В этом году у кладбища появилось ограждение.

Владыка Никанор и владыка Евгений вместе отслужили панихиду по похороненным здесь русским людям. Помимо участников «Русских дней», на панихиде присутствовали жители Кикинды, мэр города и представители российского посольства. Венки к памятнику возложили депутат Госдумы РФ, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев, секретарь посольства России в Сербии Михаил Соловьев, представители муниципалитета Кикинды. Затем участники делегации возложили венок к могиле советских воинов, павших в бою за Кикинду в 1944 году.

Еще два года назад на этом месте были заросли кустарника и о наличии русских могил знали только старожилы. Теперь русское кладбище Кикинды восстановлено, совершенно неожиданно для проживающих здесь сербов, и стало одной из достопримечательностей этого города, герб которого изображает руку с отрубленной турецкой головой. Когда-то Кикинда была границей между Османской и Австро-Венгерской империями. Будем верить, что сегодня она является границей между прошлым и будущим сербского народа. Границей, которая подводит черту под «красным» периодом истории страны.

После возложения цветов российские журналисты взяли интервью у Л.П. Решетникова.


Центральным событием вторых «Русских дней» в Сербии, в провинции Кикинда, стала научная конференция «Православные монархии ХХ века. Опыт России и Сербии».

Открыл конференцию руководитель российской делегации, депутат Государственной думы РФ М.В. Дегтярев. Он отметил, что посещение русских кладбищ в провинции Кикинда (Сербия), на острове Лемнос (Греция) помогает нам понять, что произошло в нашей стране в начале ХХ века, помогает переосмыслить нашу историю.

С приветственным словом выступил председатель общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» генерал-лейтенант Л.П. Решетников. Он подчеркнул, что выбор темы конференции не случаен: «Это естественная для нас тема. Те русские люди, которые похоронены в Кикинде, были монархистами, это были подданные Российской империи. Если мы говорим о сохранении исторической памяти, то сегодня мы должны понять, чем дышали эти люди, о чем они мечтали, что они защищали. Кроме того, для Европы монархия — это естественное состояние. Вспомним, сколько было в Европе монархических стран. Идея монархии живет и в умах наших людей, что подтверждают недавние опросы общественного мнения. Все это делает тему нашей конференции актуальной».

С докладом «Роль и судьба православной монархии в ХХ веке. Король Александр I Карагеоргиевич» на конференции выступил кандидат исторических наук Н.В. Бондарев. В своем выступлении он осветил фигуру короля Александра I через призму создания Королевства сербов, хорватов, словенцев. Король Александр стремился создать сильное государство сербов, отстаивал интересы сербского народа. Он не принял навязанную ему Западом модель государства и за это был убит в 1934 году в Марселе. Король Александр I был образцом настоящего православного самодержца. Он очень много сделал для организации жизни русских беженцев, приехавших в Сербию после революции 1917 года.

С докладом о почитании царя-страстотерпца Николая II в Сербии выступила докторант Белградского университета Милана Живанович. Она отметила, что почитание Николая II в Сербии началось в 20-х годах ХХ века, сразу после его зверского убийства, и оно продолжается до сих пор. Один из самых почитаемых в Сербии святителей Николай (Велемирович), епископ Жичский, писал: «Велик долг наш перед Россией. Долг Сербии перед Россией, за помощь сербам в войну 1914 года, огромен — многие века не в состоянии будут возместить его все последующие поколения. Это долг любви, без раздумия идущей на смерть, спасая ближнего. “Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” — это слова Христа. Русский царь и русский народ, приняв решение о вступлении в войну ради защиты Сербии, будучи не подготовленными к ней, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы забыть когда-нибудь, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы смолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам самим? Русские в наши дни повторили косовскую трагедию. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, эгоизма, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил голову свою, за что сложили головы чада его и миллионы подданных». В 1936 году, при закладке в Брюсселе храма-памятника царской семье, митрополит Сербский Досифей, выступая от имени Святейшего Патриарха Варнавы, сказал: «Сербия чтит государя императора Николая II как святого, а на Соборе сербских архиереев не так давно был поднят вопрос о причислении царя-мученика Николая II к лику святых Сербской Церкви. В двух новопостроенных в Сербии храмах царь-мученик Николай Александрович изображен на иконе как святой».

Сегодня в Белграде, в Баня-Луке стоят памятники царю Николаю II, защитнику славянства и сербов. Построенный в 1933 году в Белграде Русский дом носил имя царя Николая II. «Этот дом можно считать первым памятником русскому царю в Белграде», — отметила Милана Живанович. К сожалению, сегодня историческое название утрачено. В советское время это был Дом советской культуры, сейчас это Российский центр науки и культуры. После выступления Миланы Живанович Л.П. Решетников предложил подготовить обращение в Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество о возвращении исторического имени Русскому дому.

В докладе «Особенности русской самодержавной монархии» кандидат исторических наук М.Б. Смолин остановился на четырех особенностях монархии как государственного строя. Первой особенностью он назвал царскую прерогативу, второй — привлекательность как в личном, так и в общественном плане. Он опроверг утверждение, что монархия ничем не ограничена, и провел анализ династичности в сравнении с выборной республиканской системой. По мнению докладчика, династии зачастую охватывают всю историю нации, в то время как президент выбирается на короткий срок, поэтому можно образно сказать, что «династия — это любовь, а парламент — это влюбленность».

Завершил программу выступлений на конференции историк и писатель А.А. Музафаров. В своем докладе «От прошлого к будущему. Перспективы православной монархии в ХХI веке» он провел интереснейший исторический анализ и подробно остановился на условиях и препятствиях для возвращения монархического строя. «С XVI по начало XIX века в мире существовала лишь одна православная монархия — это Россия. К началу ХХ века при поддержке Российской империи в мире появилось еще пять православных монархий: Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Греция. После революции 1917 года большую часть этих монархий уничтожил СССР. Получается, Российская империя созидала монархии, а Советский Союз их разрушал», — подчеркнул докладчик. Можно с уверенностью сказать, что большинство монархий исчезло под активным внешним воздействием, это не была воля народа.

Говоря о препятствиях возвращения монархии, А.А. Музафаров выделил следующие: инерционность общества, боязнь перемен, наличие левой идеологии и тех, кто борется против монархии, мифология о монархии в массовом сознании. «Современные люди не знают, как жили их предки при монархии. До сих пор, к сожалению, очень сильны штампы советской идеологии, которые распространяются и на современную молодежь. Кроме того, восстановление монархии — это огромный труд, прежде всего в нравственном, в духовном плане», — подчеркнул докладчик.

По мнению А.А. Музафарова, есть два сценария возврата монархии: позитивный и негативный. Негативный — это тот, который пережила Россия в Смутное время, «когда монархия возродилась на пепелище», а позитивный — это тот вариант, когда обществу станет тесно в рамках республики и будет поставлен вопрос об изменении государственного строя (эта возможность прописана в Конституции страны).

Закрывая конференцию, к собравшимся обратился руководитель сербской делегации, основатель патриотических организаций «Наша Сербия» и «Сербский код» Младжан Джорджевич. Он сказал: «Русское кладбище в Кикинде было забыто и запущено 50 лет. Там был лес. Когда мы два года назад впервые приехали в Кикинду, местные жители нам сказали: “Что вы здесь ищете? Здесь ничего нет, просто лес”. А сейчас я с гордостью и огромной радостью могу сказать, что русское кладбище восстановлено и нам сегодня известны 260 имен похороненных там русских людей. Мы благодарны за возвращение памяти, за наш совместный проект “Русские дни” в Сербии, в провинции Воеводина».

Елена Решетникова







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0