Театр и кино на Покровке

Владимир Николаевич Кислов родился в 1938 году. Окончил Московский государственный историко-архивный институт.
Работал в «Совэкспортфильме», «Союзкинофонде», «Совинформ­кино».
Автор более 80 статей о деятелях зарубежного кинематографа, об американских киноактерах, истории российских кинопрокатных фирм.
Живет в Москве.

Театр Пролеткульта

В 1914 году известный архитектор Р.И. Клейн построил «Колизей». Он дважды был кинотеатром и дважды театром. Сначала, с 1914 по 1924 год, «Колизей» был кинотеатром. При входе — классическая полуротонда с ионическими колоннами. Полукруглый портик напоминает садовые павильоны XIX века. На подвесном потолке в зале — огромная театральная люстра. По бокам — изгибающийся барьер балкона.

В 1924 году из «Эрмитажа» в «Колизей» переехал театр Пролеткульта во главе с С.М. Эйзенштейном. В этом театре играли будущие режиссеры Григорий Александров и Иван Пырьев, актеры Эраст Гарин, Максим Штраух и другие. В 1923–1924 годах С.М. Эйзенштейн поставил спектакли «Слышишь, Москва» и «Противогазы». Эти постановки привели его к мысли об отмирании театра. Вместе со своим коллективом С.М. Эйзенштейн перешел работать в кино и в 1925 году поставил один из лучших фильмов мирового кино «Броненосец “Потемкин”».


Московский театр «Современник»

До 1973 года труппа «Современника» играла в зале дореволюционного театра «Альказар» на площади Маяковского. Тридцать лет «Колизей» действовал как кинотеатр. После переезда «Современника» с площади Маяковского на Чистые пруды и реконструкции кинотеатра театр с успехом продолжил творческую жизнь. Главным режиссером «Современника» с 1972 года является Галина Борисовна Волчек.

Директор «Современника» Олег Табаков создал свой театр, а Людмила Иванова в 1990 году — детский музыкальный театр «Экспромт» на Чистых прудах. Людмила Иванова, так же как Игорь Кваша, умерла. Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова — ведущие актеры театра. Елена Яковлева покинула «Современник».

Была построена новая маленькая сцена, на которой блеснула Марина Неёлова с «Шинелью». Чулпан Хаматова прославилась «Голой пионеркой». В числе других постановок театра: «Антоний и Клеопатра. Версия», «Насмешливое мое счастье», «Бабье лето», «Бедность не порок». В 2014 году Екатерина Половцева поставила спектакль «Золушка» по пьесе Шварца. Больше двадцати лет в «Современнике» с успехом идет спектакль по пьесе Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» (в ролях — Марина Неёлова, Лия Ахеджакова, Ольга Дроздова).

Сама Галина Волчек в 2013 году поставила спектакль по пьесе Дональда Кобурна «Игра в джин». Зарубежные драматурги представлены спектаклями «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Двое на качелях» Мела Гибсона и др. Галина Волчек, по словам Алены Бабенко, «единственная женщина такого масштаба в нашем театральном мире. Она четко держится современных принципов существования театра. Ее никто не может сломать». Волчек удалось собрать целую плеяду профессиональных актеров.

Сейчас, во время ремонта театра, спектакли идут во Дворце культуры на Яузе. Состоялись премьеры спектаклей «Сезоны на Яузе» — «Играем Шиллера» по Фридриху Шиллеру, «Амстердам» Александра Галина, «Дама» Тадеуша Ружевича.


Театр под управлением Олега Табакова

В 1974 году 38-летний Олег Табаков создал свой театр. Никто не мог подумать, что грязный подвал на улице Чаплыгина станет безумно популярным местом. Но Табаков вместе с группой молодых актеров-энтузиастов очистил подвал от нечистот. Студия стала театром, в народе называемом «Табакеркой». Помогали мэтру Сергей Безруков, Марина Зудина, Андрей Смоляков, Сергей Беляев и др. Осенью 1978 года было подписано постановление об основании театра.

Государственным театром студия Табакова стала в 1987 году. Три выдающихся российских драматурга — Александр Володин, Александр Вампилов и Виктор Розов давали театру свои пьесы. Памятники им стоят перед входом в студию. Сергей Безруков, Владимир Машков, Евдокия Германова стали признанными мастерами. Актеры прошли испытание временем, зрителем и, наконец, славой.

Спектакли ставили Миндаускас Карбаускас, Константин Богомолов. Руководителями своих театров стали Евгений Миронов и Сергей Безруков. Умерли — Елена Майорова, Сергей Шкаликов, Игорь Нефедов.

Были поставлены пьесы А.Н. Островского («Не все коту масленица», «На всякого мудреца довольно простоты»), А.П. Чехова («Дядя Ваня»), Ф.М. Достоевского («Идиот»), зарубежных драматургов — «Двенадцатая ночь» У.Шекспира, «Билокси-блюз» Н.Саймона. В 2007 году в труппу театра приняты заслуженный артист Иван Шибанов, Евгений Миллер, Андрей Фомин. В 2008 году стало работать театральное училище для одаренных детей. Артист МХАТа Олег Тополянский поставил спектакль «Под небом голубым».

В 2002 году началась реконструкция театра. Была выстроена большая многофункциональная сцена на Малой Сухаревской площади. В здании разместились театральные мастерские и школа Олега Табакова.

За тридцать сезонов на улице Чаплыгина театр поставил 100 спектаклей. В марте 2017 года на улице Чаплыгина Олег Табаков вернулся к пьесе Александра Гельмана «Скамейка». В ролях — Федор Лавров и Наталья Швец.


Театр на Покровке

В 1991 году бывший таганский артист Сергей Арцибашев создал «театральную артель». Артисты этой артели делали все: были и рабочими сцены, и реквизиторами, и пожарниками, и охранниками. Объединив коммунальное пространство двух квартир, Арцибашев и его труппа стали ставить спектакли в стометровом зале, покорившие театральных знатоков. Артисты театра — универсальны: они пластичны, отлично поют, играют на музыкальных инструментах, фехтуют. Директор марсельского театра Ришар Мартен увидел спектакль «Месяц в деревне». Он не знал ни единого слова по-русски, но понял все и был потрясен игрой русских актеров, особенно Наталии Гребенкиной.

Двенадцать лет ведущей актрисой театра была Елена Стародуб. Она сыграла Машу в «Трех сестрах», Наталью Петровну в «Месяце в деревне», Агафью Тихоновну в «Женитьбе». В театре происходит эффект соучастия зрителей в спектаклях. В «Женитьбу» Гоголя Арцибашев пригласил на главные роли Игоря Костолевского (Подколесин), Инну Ульянову (Сваха), Михаила Филиппова (Кочкарев). Каждый из них рядом с покровскими артистами раскрылся по-новому. Критики заговорили о театральной школе Арцибашева.

В театре ставили пьесы А.Островского («Бешеные деньги», «Таланты и поклонники»), зарубежных драматургов — «Сцены из супружеской жизни» И.Бергмана, «Гамлет» У.Шекспира и наших современников — «Старший сын» А.Вампилова, «Уроки музыки» Л.Петрушевской.

После нескольких лет работы в театре имени Маяковского Арцибашев сосредоточился на постановке пьес в своем театре. В 2015 году он умер, и режиссером театра стал Геннадий Шапошников. Сейчас идет ремонт театра, и спектакли проводятся в разных местах: на улице Ольховской, в ЦДРИ, в ЦДЛ и в театре Джигарханяна. За последние годы были поставлены спектакли «Пушкин. Метель» по Александру Пушкину, «Буратино» по Алексею Толстому. Из последних постановок — «Энергичные люди» по Василию Шукшину, «Набат» по Владимиру Высоцкому.


Кинотеатры Покровки

«Колизей» был кинотеатром дважды: с 1914 по 1924 год и с 1937 по 1967 год. Слева от фойе был зал со сценой для выступлений оркестров и певцов. Зрители увидели в «Колизее» трофейные фильмы — «Джорджи из Динки джаза», «Большой вальс», «Багдадский вор». Самым уютным кинотеатром была «Аврора» на втором этаже дома у Покровских ворот.

Был у нас и свой кинотеатр повторного фильма — «Спартак» на углу Покровки и Садового кольца. С 1900 года он назывался «Нерон», потом — «Народная свобода». Потом был период, когда кинотеатр назывался «Новороссийском». Во время перестройки он пришел в упадок. В конце 90-х годов ХХ века кинотеатр был переоборудован в современный кинозал «35 мм» со стильным дизайном и звуковой системой «Dolby Digital». Он стал главным центром «другого кино». Взыскательные поклонники арт-хауса знакомились с новинками, которые представляли Сэм Клебанов и Антон Мазуров.

Сейчас Российский дом предпринимателей выживает кинотеатр «35 мм». Руководство кинотеатра обратилось в суд. Оба иска рассматриваются Арбитражным судом Москвы.

В конце 90-х годов прошлого века в помещении Центра по кино и телевидению для детей и юношества имени Ролана Быкова открылся кинотеатр «Ролан». В фойе — красивый фонтан, греческие колонны, темный мрамор пола. Два зала — на двести и сто мест. Широкий экран с системой «Dolby» и с повышенной отражаемостью света.

В Центр имени Быкова входили студии, ставящие фильмы для детей и юношества, и фирма «Парадиз». Здесь проводились форумы молодых кинематографистов и международные фестивали фильмов для детей и юношества. Центр был закрыт, а кинотеатр работает.


Деятели тетра и кино на Покровке

Сергей Эйзенштейн с 1920 по 1934 год жил на Чистых прудах, недалеко от кинотеатра «Колизей», о чем свидетельствует мемориальная доска. Владимир Этуш учился в школе на Покровском бульваре. Олег Басилашвили вспоминает, что он в детстве, гуляя с бабушкой на Чистых прудах, катался на трехколесном велосипеде. В это время там снимали сцену из фильма «Подкидыш». Так актер участвовал в своей первой массовой сцене в кино.

Артистка Вера Васильева жила во время войны на Чистых прудах, в Большевистском переулке (теперь Гусятников). Юрий Нагибин провел детство в покровских переулках. По мотивам его произведений Алексей Сахаров 1965 году поставил фильм «Чистые пруды», а Бэлла Ахмадулина написала сценарий к этой картине.

Георгий Данелия жил на Чистых прудах с женой — актрисой Любовью Соколовой, которая после развода переехала. Вместе с писательницей Викторией Токаревой Данелия написал сценарий к фильму «Мимино» и «Джентльмены удачи». Марина Неёлова живет в Потаповском переулке, в знаменитом «доме Троицких». В разное время на Покровке и в близлежащих переулках жили актрисы Зинаида Кириенко, Ольга Гобзева, Нинель Мышкова, режиссер Эльдор Уразбаев.

На Покровке и Чистых прудах снимались сцены из фильмов «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, «Привет, дуралеи» Эльдара Рязанова, «Похороны Сталина» Евгения Евтушенко и др.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0