Реки Москвы

Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»

На высоком берегу Москвы-реки, при впадении в нее Неглинной, в стародавние времена появилось небольшое селение, ставшее спустя несколько столетий самым великим городом Русской земли. Москва-река служила защитой от чужеземных захватчиков и являлась удобной и единственной торговой дорогой. Кроме того, она была кормилицей, снабжала население питьевой водой и рыбой, привлекала к себе птиц и зверей, к ней сгоняли на водопой скот. На ее берегах произрастали многие дикие и лекарственные растения, ягоды и грибы. Весенние разливы способствовали плодородию почв, используемых под огороды и сенокосы.

Москва-река берет свое начало в Смоленской области. Возле деревни Старьково до сих пор существует лесное болотце, прозванное Московской лужей. Из него вытекает ручеек Коноплянка, который впадает в Михалевское озеро и по выходе из него уже именуется Москвой-рекой. Как и многие другие русские реки, Москва-река имеет очень извилистое русло, ее причудливые излучины (крутые повороты) придают городу живописное своеобразие.

Вскрывается Москва-река обычно около 10 апреля. Ледостав наступает примерно 19 ноября. В пределах центральной части города из-за стока теплых, отработанных вод река замерзает крайне редко. Ширина русла в пределах города от 120 до 200 метров, самая узкая часть — возле Кремля, самая широкая — в Лужниках.

В Москву-реку впадает 92 притока, в которые в свою очередь несут свои воды многочисленные реки и ручьи. Всего бассейн Москвы-реки насчитывает 362 реки и около 550 ручьев, среди них 44 реки длиной более 15 километров. На территории города самой значительной из них всегда была Яуза. Вытекая из болот Лосиного острова, она пересекает Мытищи и уже в городе пополняет свои воды за счет речек с чудесными старинными названиями: Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Рыбинка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок... Большинство из них за прошедшее столетие или вовсе засыпали, или взяли в трубы, точнее — в коллектор (трубопровод большого поперечного сечения).

Другой знаменитый приток Москвы-реки — Неглинная берет начало в болотистой низине возле нынешней Самотечной площади, при слиянии небольших речек Самотеки и Напрудной. Ее берега почти на всем протяжении были изрезаны мелкими оврагами и ручьями, и, значит, долина реки была сильно заболочена. Одно из таких «мокрых мест» существовало на месте здания Манежа, там, где впадает в Неглинную наиболее крупный ее приток — Успенский Вражек. Еще в XIX веке Неглинную навсегда упрятали в подземную темницу. А протекала она по нынешнему Цветному бульвару, пересекала Трубную, Театральную и Манежную площади и, спустившись Александровским садом к Большому Каменному мосту, впадала здесь в Москву-реку.

Вступая в город в районе Строгина и покидая столицу у Бесединского моста, Москва-река принимает здесь около семидесяти притоков. Наиболее крупные из них, после Яузы и Неглинной, — Сходня, Сетунь, Городня, Нищенка, Химка, Котловка, Чура, Таракановка, Пресня, Филька (Хвилка), Кровянка, Рачка. Среди них следует особо выделить Сетунь, русло которой является более древним по отношению к современной долине Москвы-реки, на ее левом берегу, недалеко от устья, обнаружены следы древнего городища.

Притоки Москвы-реки, хоть и текут теперь в своем подавляющем большинстве под землей, продолжают способствовать сохранению в городе зелени. Их поймы не были полностью застроены и стали бульварами. Красногвардейский бульвар в районе Пресни обязан своим существованием ручью Студенец, Звездный и Ракетный бульвары в Останкине — Копытовке, Самотечный и Цветной бульвары, а также Александровский сад — Неглинной.

Гуляя по заасфальтированному городу и разглядывая таблички с названиями улиц, мы убеждаемся, что Москва стояла на мокром месте: Левобережная, Кашенкин Луг, Песчаная, Краснопрудная, Черногрязская, Озерная, Заречная, Затонная, Ключевая...

В годы Гражданской войны, когда железнодорожный транспорт работал с исключительной нагрузкой и особым напряжением, на Москве-реке впервые открылось пассажирское движение от Москвы до Рязани небольшими одноэтажными пароходами. Позднее на реке были введены двухэтажные пароходы большего размера. Затем линия Москва – Рязань была слита с линией Рязань – Горький (до 1932 года и после 1990 года Нижний Новгород). С навигации 1933 года эта линия стала беспересадочной от Москвы до Уфы. А с 1935 года стала существовать новая сквозная туристическая линия Москва – Архангельск (3408 км), самая длинная в Европе.

По Москве-реке между Бабьегорской плотиной и Дорогомиловской линией с 28 мая 1923 года начали курсировать прогулочные пароходы с остановками у Воробьевых гор и Нескучного сада.

С воскресного дня 26 июля 1925 года в связи с участившимися случаями гибели купающихся по Москве-реке в дни отдыха стал курсировать в черте города катер со спасателями. В этот день на Ленинских (Воробьевых) горах прошло 50-е рабочее гулянье. На следующий день о нем газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Десять тысяч, не меньше, пришли вчера принять участие в различных играх, понежиться в воде, расходящейся кругами от пароходов и моторных лодок, посмеяться и спеть коллективно... Вот игра в англичан, индийцев и красноармейцев. Замысел игры прост: “индийцы” стонут от ига англичан, “красноармейцы” выручают “индийцев”. Вот и все. Но как увлекает эта коллективная игра, с каким азартом перекидывают мячи, которые изображают снаряды!»

Газета «Вечерняя Москва» 1 августа 1925 года сообщала: «На Пресне производится большая работа по заключению в каменную трубу диаметром десять футов речки Пресни. Труба будет проложена по Ново-Пресненскому переулку на протяжении шестидесяти сажень. Эта работа служит продолжением работ, начатых еще в довоенное время».

На углу Неглинного и Театрального проездов в начале марта 1926 года начались работы по выводу реки Неглинной, которая заключена в трубу, из-под здания Малого театра под Свердловскую площадь[1]. Труба под Малым театром пришла в ветхость и угрожала разрушением зданию театра.

К четырем часам дня 22 апреля 1926 года Москва-река вышла из берегов и затопила многие дома в Хамовническом районе. На Бородинском мосту скопилось множество подвод, конных и пеших милиционеров. Здесь формировались отряды для переселения жильцов из затопленных домов. В 8 часов вечера вода все продолжала прибывать и стала заливать домики огородников в Дорогомилове. Залило также Лужники с Тихвинской церковью, подвалы жителей Бауманского района. На Сельскохозяйственной выставке, что возле улицы Крымский вал, залило павильоны «Мосполиграф», «Табактрест», «Сахаротрест». К ночи вода покрыла окрестности Ордынки, Якиманки, Кадашевские переулки. Из-за наводнения было прервано сообщение между Москвой и районами Благуша и Черкизово. Здесь затоплены первые этажи многих фабрик. Лишь 26 апреля уровень воды в Москве-реке пошел на убыль.

В час ночи 3 мая 1929 года уровень воды в Москве-реке поднялся до так называемой критической отметки — 7 метров 55 сантиметров, при которой вода начинает выступать из берегов. Стало затоплять Кадашевскую и Бережковскую набережные. Лужники тоже оказались под водой.

На Москве-реке в начале мая 1934 года открыли пять ресторанов-«поплавков». Они находились у Москворецкого, Каменного, Крымского, Краснохолмского мостов и у Воробьевых гор. На пяти пароходах — «Кремль», «Энергетик», «Динамовец», «Электросварщик» и «Калибровщик» — оборудовали большие вместительные рестораны на верхних палубах.

Газета «Вечерняя Москва» 5 мая 1934 года сообщала: «Первый семафор на Москве-реке — у выхода Канавы в Москву-реку — работает сегодня с утра, регулируя движение на водном проспекте. Второй семафор — у Чугунного моста — начнет работы завтра».

В 1935 году началось строительство набережных Москвы-реки — Кропоткинской, Фрунзенской, Крымской, Смоленской, Бережковской, Болотной, Берсеневской, Озерковской, в 1936 году — Дербеневской, Крутицкой, Повелецкой и других. Берега приподняли на несколько метров (в связи с повышением уровня воды в 1937 году после завершения строительства канала Москва – Волга), спуски к воде одели в гранит и бетон, проезжие части и тротуары заасфальтировали. Благоустройство набережных по времени соединили со строительством и реконструкцией мостов.

По проекту А.М. Рухлядева в 1937–1938 годах был создан сложный комплекс гидротехнических сооружений — Карамышевский гидроузел. Газета «Московский транспортник» 27 мая 1938 года сообщала: «Сегодня открывается судоходство на новом канале столицы: Хорошевском спрямлении Москвы-реки. Путь пароходов, теплоходов и катеров, направляющихся с канала Москва – Волга к центру города, сокращается на 5,8 километра. Новое сооружение длиной 1,7 километра спрямляет извилистую излучину Москвы-реки у села Карамышева. Глубина канала — 3,5 метра. Хорошевский Серебряный бор, окруженный со всех сторон водой, стал теперь большим островом. Над спрямлением воздвигнут новый красивый мост Хорошевского шоссе. В северной (входной) его части построены заградительные ворота, с помощью которых воды Москвы-реки можно направлять в случае необходимости в старое русло».

Газета «Московский транспортник» 23 сентября 1938 года сообщала: «Заканчивается строительство магистрали вдоль набережных по левому берегу Москвы-реки. К октябрьским торжествам магистраль эта будет полностью сдана в эксплуатацию. Вчера закончилось строительство магистрали до Краснохолмского моста. Трасса начинается от Каменного моста, проходит под береговыми арками Москворецкого, Большого Устьинского (через Малый Устьинский) и Краснохолмского мостов до Ново-Спасского моста. Общая длина магистрали — 3300 метров».

Яуза — самый крупный приток Москвы-реки, ее длина — 48 километров, и большая часть — в черте города. Берега Яузы долгие годы служили свалкой для мусора. По ее берегам было расположено множество заводов и фабрик, сливавших в реку нечистоты. В два часа дня 22 марта 1938 года воды Яузы были пущены по новому руслу — ее извилистые берега на всем протяжении решили выпрямить. Позднее старое русло засыпали.

В 1939 году развернулись работы по строительству набережных и мостов на Яузе. Реку углубили, а построенный Лихоборский обводнительный канал повысил уровень воды в ней. На протяжении 10,5 километра были построены гранитные набережные, четыре моста. Вдоль берегов реки проложили асфальтовые дороги.

В 30-е годы Москва украсилась не только многочисленными новыми домами, но и новыми фундаментальными мостами. 30 апреля 1933 года, в пять часов вечера, состоялось торжественное открытие нового — Даниловского моста.

Осенью 1936 года приступили к строительству современных мостов через Москву-реку и Яузу.

22 мая 1936 года началась передвижка Крымского моста на 50 метров вниз по течению Москвы-реки, чтобы освободить площадку для строительства нового моста. В 1938 году был построен единственный в Москве мост висячей цепной конструкции — Крымский мост через Москву-реку с улицы Крымский вал на Садовое кольцо (инженер Б.П. Константинов, архитектор А.В. Власов). Длина трехпролетного моста с подходами составила 688 метров, ширина — 38,5 метра. 1 мая 1938 года по мосту было открыто движение.

В 1938 году был построен современный Большой Каменный мост (инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус) от Боровицкой площади до улицы Серафимовича. Длина его с подходами составила 487 метров, ширина — 40 метров.

В том же году и тоже через Москву-реку построили новый Большой Краснохолмский мост, соединяющий Таганскую площадь с улицей Зацепский вал (инженер В.М. Вахуркин, архитектор В.Д. Кокорин). Общая длина с подходами этого арочного моста составила 725,5 метра, ширина — 40 метров.

В том же году и тоже через Москву-реку построили Большой Москворецкий мост, соединяющий улицы Варварка и Балчуг (инженер В.С. Кириллов, архитекторы А.В. Щусев, И.Г. Сардарьян). Общая длина с подходами составила 554 метра, ширина — 40 метров.

В том же году через Москву-реку у устья Яузы, соединяя Яузский бульвар с Садовническим проездом, был построен Большой Устьинский мост (инженер В.М. Вахуркин, архитекторы Г.П. Гольц, Д.М. Соболев). Длина моста с подходами составила 478 метров, ширина — 40 метров. Перпендикулярно ему одновременно построили через Яузу однопролетный металлический Малый Устьинский мост (инженер М.Д. Гайворонский, архитектор И.В. Ткаченко), соединивший Москворецкую и Котельническую набережные. Общая длина его составила 64,5 метра, ширина — 40 метров.

Газета «Московский транспортник» 10 сентября 1940 года сообщала: «Заканчиваются работы по реконструкции Лефортовского моста через Яузу. Проезжая часть расширяется с 15 до 23 метров. Трамваи курсируют беспрерывно в одну линию. Сейчас по мосту укладываются рельсы. Развернуто строительство нового Костомаровского моста. Это будет самый высокий мост через Яузу. Ширина нового моста — 36 метров, длина — 80 метров, а вместе с подходами — около 300 метров. Основные работы по строительству этого моста закончатся в текущем году».

Был также построен мост через Москву-реку для поездов метро по линии Смоленская площадь — Киевский вокзал и Крестовский путепровод через железнодорожные пути на автомагистрали 1-я Мещанская улица — Ярославское шоссе (проспект Мира).

Москва имеет три речных порта. Южный находится в Кожухове (2-й Южнопортовый переулок, д. 10). У Даниловского моста, напротив автомобильного завода имени Сталина, 21 июля 1937 года открыли для нормальной эксплуатации речной вокзал Южного порта. В красном здании, обрамленном густой зеленью деревьев, разместились просторные и уютные помещения для пассажиров. Под центральным куполом — полукруглый зал ожидания пассажиров дальнего следования. Над ним — ресторан, опоясанный колоннадой. С веранды открывается замечательный вид на Москву-реку и ее берега. С залом ожидания граничит просторное помещение, занятое под кассы. Здесь можно было купить билеты не только до пристаней Москва – Уфа и Москва – Горький, но и до других городов — Ульяновска, Куйбышева, Саратова. К услугам пассажиров на новом вокзале устроили почтовое отделение, камеру хранения ручного багажа, киоск с книгами, журналами и газетами, шахматы, шашки. В отделении матери и ребенка — уютная спальная и комната с игрушками.

Северный порт (Ленинградское шоссе, д. 93) с большим зеленым парком и все сооружения — причалы, склады, производственные здания — были построены на берегу Химкинского водохранилища до заполнения его в 1937 году водой. Среди них своей неповторимой архитектурой выделяется Северный речной вокзал (архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский, скульптор И.С. Ефимов, художник Н.Я. Данько). Изящное и легкое здание с башней и шпилем, увенчанным пятиконечной звездой. Широкая гранитная лестница идет от центрального портала к главному причалу.

Западный порт расположен вблизи железнодорожной станции Фили (Заречная улица, д. 2/1). Начал строиться в 1937 году, сдан в эксплуатацию в 1940 году. На его территории находятся открытые склады для приема многочисленных грузов и сеть железнодорожных и автомобильных дорог.

Продолжение следует.

 

[1] Ныне Театральная площадь.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0