Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Библиотеки

Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»


 

Первые рукописные книги создавались в московских монастырях, здесь же были созданы первые библиотеки. До XIX века библиотечное дело в Москве почти не развивалось, ограничивалось частными собраниями книг и библиотеками при научных обществах и учебных заведениях. Но к 1914 году в городе уже насчитывалось около 160 библиотек, из них 76 общедоступных, бесплатных.

На основе декрета Совета народных депутатов от 21 июля 1918 года «Об охране библиотек и книгохранилищ» в собственность государства поступали крупные библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений. Некоторым деятелям науки и культуры выдавали охранные грамоты, что спасало их книжные собрания от реквизиции. Национализированные книги передавались в научные и массовые библиотеки, в просветительские учреждения.

Библиотекам Исторического и Румянцевского музеев было передано 350 книжных коллекций, в том числе богатейшие частные библиотеки Барятинских, Воронцова-Дашкова, Рябушинских, Шереметева, Юсуповых, книжный склад антиквара П.П. Шибанова, библиотека Московской духовной академии.

Пополнялись библиотеки и музеи также ценнейшими книжными находками, чьи владельцы даже не понимали, каким богатством они обладают. Так, газета «Вечерняя Москва» 12 декабря 1924 года сообщала: «Совершенно случайно у крестьянина Томской губернии найден целый ряд редчайших, совершенно не имеющих цены книг. Найдена книга, которую печатали первые русские книгопечатники Иван Федоров и Петр Тимофеев в 1574 году. Эта книга — старинное Евангелие с редчайшими рукописными заставками и металлическими украшениями. Кроме того, найдена так называемая “Степная книга” — редчайшая рукопись, относящаяся к 60-м годам XVI столетия. Найдено также множество других книг, относящихся к этой эпохе. Интересно отметить, что владелец бесценных книг тяготился ими, так как листы не годились даже на курево».

К 1919 году в Москве насчитывалось 480 библиотек.

3 ноября 1920 года появился декрет «О централизации библиотечного дела в РСФСР», по которому библиотеки различных наркоматов и ведомств включались в единую библиотечную сеть и передавались в ведение Главного политического просветительного комитета (Главполитпросвета), при котором была создана Центральная межведомственная библиотечная комиссия.

Библиотека при Румянцевском музее на Моховой улице, в Доме Пашкова, была самой крупной в Москве. В 1919 году она вышла из состава музея и начала самостоятельную жизнь. В декабре 1921 года вышло постановление СНК, по которому все издательства были обязаны присылать в эту библиотеку бесплатный экземпляр всех выходящих в России газет, журналов, брошюр и книг. Начался также книгообмен с ведущими библиотеками и научными обществами зарубежных стран. Кроме того, в ее фонды поступили книги из конфискованных богатых частных книжных собраний и расформированных учреждений. За шесть лет советской власти она пополнилась двумя миллионами томов, ее фонд составил три миллиона книг.

19 января 1924 года Румянцевская библиотека реорганизована в Государственную публичную библиотеку. 6 февраля 1925 года ее переименовали в Публичную библиотеку Союза ССР имени В.И. Ленина. К 1941 году в ее фондах хранилось уже около 9 миллионов книг, включая памятники старославянской и русской письменности XI–XVI веков и другие раритетные издания.

Другая крупнейшая научная библиотека Москвы с дореволюционным прошлым принадлежит Московскому университету. В ней, кроме нескольких миллионов книг последних трех столетий, хранятся 45 личных собраний — Дмитриевых, Муравьевых, профессоров университета Ф.И. Буслаева, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, И.И. Янжула и др., рукописные и старопечатные книги, инкунабулы, коллекции гравюр и рисунков.

В 1918 году в особняке на Знаменке (д. 11) была открыта библиотека Социалистической академии (с 1936 года — Фундаментальная библиотека общественных наук). Она издавала свыше двадцати серий информационно-библиографических бюллетеней текущих изданий. В ее функции входило составление библиографических указателей, научная работа в области библиотековедения и библиографии.

На Петровке в начале августа 1919 года открылась Центральная медицинская библиотека Наркомата здравоохранения. В ее состав вошли собрания книг и журналов медицинских учреждений и обществ России. Вскоре библиотека переехала в здание Вдовьего дома на Кудринской площади.

В 1919 году открылась Городская библиотека (с 1946 года — имени Н.А. Некрасова) и при ней «Кабинет московского библиотекаря», где изучались и систематизировались книги о Москве.

В 1920 году открылась Неофилологическая библиотека — собрание книг на иностранных языках. О ней газета «Известия» 1 апреля 1930 года сообщала: «Состоялось торжественное открытие Библиотеки иностранной литературы в новом помещении — бывшей церкви Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, д. 2. На открытии доклад о перспективах работы библиотеки сделала ее заведующая М.И. Рудомино».

В 1922 году появилась Государственная центральная театральная библиотека, в 1923 году — библиотека Политехнического музея. Последняя получила книжные фонды Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1934 году переименована в Государственную научно-техническую библиотеку Наркомата просвещения РСФСР, в 1940 году — в Государственную политехническую библиотеку.

В 1925 году была сформирована в бывшей усадьбе Демидовых (Большой Толмачевский пе-
реулок, д. 3) справочная библиотека Наркомата просвещения, позже переименованная в Педагогическую библиотеку (с 1945 года — имени К.Д. Ушинского), в 1930 году — справочная библиотека ВАССХНИЛ (ныне Сельскохозяйственная библиотека).

Существовали также районные и городские библиотеки. На всех крупных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях имелись свои библиотеки. По данным Всесоюзной библиотечной переписи 1934 года, в Москве насчитывалось 2253 библиотеки, среди них 662 — массовые, 845 — научные, 746 — детские и юношеские.

Главполитпросвет в середине сентября 1923 года издал постановление о пересмотре библиотек, обслуживающих массового читателя (рабочих, районных, клубных и прочих). Из библиотек изымались книги «контрреволюционного содержания и антихудожественные».

Газета «Рабочая Москва» 13 ноября 1923 года сообщала: «Чистка библиотек в Москве закончилась. Из употребления изъято 7300 книг контрреволюционного и порнографического содержания».

Во всех заводских и фабричных библиотеках в сентябре 1924 года производилось изъятие книг «религиозного или зловредного в общественном или художественном смысле направления». Изъяты часть романов Данилевского, романы Вербицкой, религиозно-философские сочинения Льва Толстого и многое другое.

По постановлению МОНО Губполитпросвет в ноябре 1924 года ввел плату в размере 25 копеек в месяц за одну книгу в следующих библиотеках: Пушкинской, Радищевской, имени Льва Толстого, Гоголевской, Суриковской, Верхарновской, имени Ключевского, Лермонтовской, Грибоедовской и имени Карла Маркса. Коллегия Наркомата просвещения с 1 сентября 1925 года отменила платные абонементы в московских библиотеках. Они переведены на государственное содержание.

Весной 1925 года в помещении Центральной биржи труда открыли центральную читальню для безработных. Читальный зал был рассчитан на тысячу человек. При читальне организовали ряд уголков: уголок Ленина, «Долой безграмотность», уголок безработного, работницы и т.д. В зале установили громкоговоритель. В читальне стали устраивать лекции, главным образом по профдвижению, социальной гигиене и соцстрахованию.

Газета «Вечерняя Москва» 13 апреля 1926 года сообщала: «В Москве открылась подвижная библиотека, доставляющая на дом заказываемые по телефону книги».

20 декабря 1938 года открылась Государственная публичная историческая библиотека РСФСР (Старосадский переулок, д. 9). Ее основной фонд составили книги Исторического музея, упраздненных Института красной профессуры и Коммунистического университета трудящихся Востока.

Особое место в библиотечном деле занимала Книжная палата (Кремлевская набережная, д. 1/9) как центр библиографии и статистики печати. В ее функции также входило снабжение библиотек «обязательными экземплярами», издание библиографических указателей и каталожных карточек на все выходящие книги.

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0