Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Археологи на Покровке и цветовая гамма ее домов

Владимир Николаевич Кислов родился в 1938 году. Окончил Московский государственный историко-архивный институт.
Работал в «Совэкспортфильме», «Союзкинофонде», «Совинформ­кино».
Автор более 80 статей о деятелях зарубежного кинематографа, об американских киноактерах, истории российских кинопрокатных фирм.
Живет в Москве.

Стена Белого города на Хохловской площади

Белый город — крупнейшая русская крепость, построенная в 50-х годах XVII века по указу царя Федора Ивановича после того, как от набегов крымских татар сгорели деревянные укрепления. В 1612 году стена защищала город в битвах с поляками. Постепенно она утратила свое оборонительное значение, и ее начали разбирать на кирпичи.

Стены Белого города строились из красного кирпича, а название Белый город произошло оттого, что ремесленники, обслуживающие царский двор, были освобождены от уплаты налогов и их называли белыми. Белый город — крепость, построенная по проекту зодчего Федора Коня в 50-х годах XVII века. При Екатерине II стены и башни Белого города снесли.

В середине 2000-х годов было остановлено строительство подземной парковки на Хохловской площади. Когда подняли грунт, увидели, что стена проходит в том месте, где уже установлены сваи. Вместо гаража решили открыть для обзора стену Белого города.

В 2007 году Хохловскую площадь постановлением правительства Москвы признали частью объединенной охранной зоны: Ивановская горка — Кулишки — Хитровка. За концепцию преобразования площади взялись архитекторы мирового уровня: ландшафтные архитекторы Парижа, филиала Лувра в Абу-Даби и Центра исполнительского искусства в Сеуле.

Хохловская площадь, согласно проекту, должна стать двухъярусной. На нижнем уровне запланирован музей археологии под открытым небом. Будет подготовлена площадка для уличных концертов. Вдоль стены высадят девичий виноград. На верхнем ярусе будет амфитеатр с деревянными ступенями.

Фрагмент стены Белого города обнесен невысоким забором. Сейчас площадь посещают так же, как площадь Испании в Риме или площадь Микеланджело во Флоренции. Посетители назвали это место «яма» или «алкояма», потому что здесь пьют, но культурно, тихо и не привлекают внимания. Здесь свои правила: нельзя устраивать пьяные дебоши и включать громкую музыку. Частые гости здесь — иностранцы, особенно французы. Стена Белого города не нуждается в обустройстве, защитной конструкции или укрытии. Специалисты Мосгорнаследия следят за состоянием стены Белого города.
 

Покровские клады

В тайнике дома Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке были найдены сундучок с драгоценностями и скрипка Страдивари. Эта скрипка положила начало Государственной коллекции музыкальных инструментов. На ней играли Давид Ойстрах, Леонид Коган и другие.

В Армянском переулке археологи нашли мужские перстни, принадлежавшие личному ювелиру Екатерины II. Перстни сделаны из белого металла и медного сплава.

В доме № 10 по Потаповскому переулку в двух чулках были найдены 111 крупных жемчужин. Один из бриллиантов нельзя было измерить, и его зарегистрировали по весу.
 

Какого цвета Покровка

Каждый цвет несет соответствующую информацию, он — элемент эстетики и культуры. После пожара Москвы в 1812 году дома в стиле барокко по указу Александра I стали яркими, а здания в стиле классицизма — розовыми, голубыми, желтыми и зелеными.

Дворец Юсупова — изумрудно-зеленого цвета, с белокаменными украшениями. У «Дома-комода» (Покровка, д. 22) — бледно-лазоревые стены с белыми наличниками. Из 160 цветов Сталин оставил всего несколько десятков. После войны дома начали красить в серые и желтые цвета. Большинство домов Покровки — серого, светло-желтого и зеленого цвета. Художник Владимир Брайнин отметил, что цвет домов в Москве — бежевый, желтый, а крыши — красные, рыжеватые и зеленые. Санкт-Петербург — красно-коричневый. В Москве — жестяные крыши, а в Санкт-Петербурге — ржавые, с красными фасадами домов. А Москва — белокаменная.

В 40–50-х годах ХХ века страну одели в серо-стальные и зеленые цвета. В 70-е годы были разработаны флюоресцентные краски. Почти все разработчики этих ядовитых цветов умерли от рака.

Во время Олимпиады 1980 года появился странный розовый цвет. Видимо, завезли краску, и розовый цвет появился везде. В советское время была запрещена неоновая реклама. Теперь цветовая композиция улиц стала более привлекательной.

У каждого московского здания есть колористический паспорт. В нем оговорены все цвета и оттенки дома.
 

Фасады покровских домов

Модерн к лицу Покровки — ни одной прямой линии, а конструктивизм не прижился — им богата Мясницкая, на которой разошелся Корбюзье. Дом № 3 по Покровскому бульвару — массивное здание двухсотметровой длины, с мощным дорическим портиком (архитектор Доменико Жилярди). Это бывшие Покровские казармы. В 1960 году здание передано Госснабу.

На Покровском бульваре находится замечательное творение М.Ф. Казакова — дворец с шестиколонным портиком. Он принадлежал дворянам Дурасовым вместе с целым кварталом и большим садом.

Самым интересным домом Казарменного переулка является большой доходный дом Н.Г. Тарховой. Очаровательны наивный лепной декор дома, окна причудливой формы, окошки на углу со стеблями фантастических цветов, львиными масками, с узором металлических балконов, с белыми наличниками окон и эркера с желтоватым цветом грубо оштукатуренной стены. Напротив этого дома здание, построенное в строгой симметрии классицизма, с угловой ротондой.

В конце длинного Подсосенского переулка — здание (дом № 21), построенное для Викулы Морозова (архитектор Михаил Чичагов). Дом № 8 — с яркой цветовой керамикой на аттике. В 1900 году Ф.О. Шехтель сделал купольную пристройку к зданию.

Одна из самых красивых в Москве площадей — Лялина площадь — образована несколькими переулками. Дом № 10 — первоклассный позднеампирный особняк. Дом № 7 в Лялином переулке отличается огромными женскими масками и башенкой-эркером. Доходный дом № 9 по Лялиному переулку в начале XIX века был усадьбой Николая Львовича Пушкина — дяди поэта. Фасад дома — в стиле модерн. Архитектор М.А. Фидлер построил деревянный дом № 7 в новогреческом стиле — с ионическими пилястрами.

Дом № 9 в переулке Огородная Слобода украшен резным декором. В 2016 году здание было включено в реестр культурного наследия как образец малоэтажной архитектуры второй половины XIX века.

Самое известное здание на улице Макаренко — дом № 5/16. Его построил в 1898 году С.С. Эйбушитц для одного из лучших учебных заведений Москвы — училища И.Фидлера.

На Покровском бульваре стоит доходный дом Оловишниковых (дом № 4), построенный в 1913 году (архитектор С.Ф. Воскресенский). Огромное неоклассическое здание, в верхней части которого декоративный фриз с пальметтами и грифонами, масками под окнами четвертого этажа, металлическими балконами и зонтиками над входными дверями под московский ампир. Здесь проявились высокий профессионализм и культура архитектора.

Типично южный дворик в доме № 4 на Покровке. Открытые веранды и лестницы. Этот дом построен в начале XVIII века князьями Долгоруковыми. В начале XIX века в нем жил Католикос Грузии.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0