Рождение концепции сознания

Главы из рукописи «Размышления о природе сознания»
 

Для большинства людей жизнь собственной души, своего «я» — мир вполне привычный и любимый. Все чужое, незнакомое и агрессивное, как представляется человеку, находится вне его. Привязка человека к своему внутреннему духовному состоянию, какое бы оно ни было, вполне оправданна, но вне духовных знаний человек никогда не сможет разобраться, насколько разумной является его душа и к какому духовному миру «прилепилась».

Человек, не наученный опытным путем различать духов, как бы ни был он образован, никогда не сможет понять, из какого банка данных он черпает информацию, а значит, не сможет проследить, какое воздействие она может оказать на его жизнь. Поэтому путь ученого, смотрящего на мир только глазами исследователя и закрывающего глаза на путь веры, превращается из пути проб в путь постоянных ошибок, а также в очередной эксперимент над своим сознанием. Такой путь ведет в тупик. Наша задача сводится к тому, чтобы и самим не оказаться в тупике, а с помощью Божьей найти зерно правды, которое могло быть утеряно по дороге, проложенной теоретическими исследованиями научных разработок.

В нашем случае, возвращаясь к работе сознания по теории Г.И. Шипова, этот тупик, в который ученый загнал сам себя, удалось обнаружить только при помощи тех духовно-нравственных основ, которые заложены в Православии. Никакое иное вероучение не раскрывает суть тех феноменов, на которые ссылается известный физик, когда пытается объяснить непостижимые явления при помощи религиозной теории о Сверхсознании. Так, Шипов пишет: «Например, в России, в городе Пензе, живет Анатолий Антипов, тело которого обладает удивительной способностью притягивать различные предметы. Анатолий может притянуть своим телом три металлические плиты общим весом 160 килограммов! Управляя этим процессом с помощью сознания, он заставляет перемещаться по телу плиту весом 60 килограммов! Ни теория гравитации Ньютона, ни теория относительности, ни электродинамика, никакая другая физическая теория современной науки не в состоянии описать это регулярно повторяющееся (по воле А.Антипова) явление» (Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Теория, эксперименты и технологии. М.: Наука, 1997).

Это явление стало удивительно для ученого. Но он был бы поражен еще больше, если бы смог увидеть стоящую за всем этим бесовскую волю, а не отдельный фрагмент совершенно бессмысленного феномена.

Надо сказать, что таких феноменальных явлений встречается достаточно много, но в них, как это ни прискорбно, приходится констатировать лишь сочетание крайне низкого уровня сознания человека с дьявольской волей, которая, как уже отмечалось, имеет огромную, разрушительную для души человека силу. Одна только бессмысленность действий Антипова уже говорит о том, что человеком в этом случае владеют не силы разума, а силы безумия. Сознание в этом случае просто «замкнуло», оно не работает или работает настолько слабо, что человек даже не замечает, как начинает управляться разрушающей силой беса. Никаких своих волевых сил у человека уже нет, а через него действует огромнейшая демоническая энергия.

Далее автор теории пишет: «Надо отметить, что теория физического вакуума, в своем содержательном смысле, не является “новой теорией”, поскольку много тысяч лет назад на Востоке было известно, что все материальные вещи появились из “Великой Пустоты” — физического вакуума».

Здесь мы отдаем должное ученому: он увидел мудрость Востока, но если бы он внимательнее присмотрелся к собственной исторической ойкумене, то также мог бы увидеть ничуть не менее значимые духовные знания своего народа, прямо относящиеся к его собственным исследованиям. Бог сотворил мир из Ничего, одним Своим Словом, и Слово было Бог, и оно было у Бога (Быт. 1). Но ученый этого почему-то не замечает, как не замечает он и того, что наша святоотеческая вера также исследует явления жизни в целом, как это свойственно Востоку, на который он ссылается в своей популярной книге.

Самосовершенствование, «по Шипову», в срезе восточных религиозных культов направлено на развитие «индивидуального сознания человека», конечная цель которого «видится в достижении сознания Универсального человека (или Сверхсознания)». Эти выводы, как мы видим, прямо вытекают из философских выкладок его работы, основанной на теософии, но никак не из тех научных данных книги «Теория физического вакуума», которая, как труд ученого, в целом могла бы быть оправдана, не будь она истолкована на уровне того религиозного сознания, которое демонстрирует нам ее автор.

Сознание как свойство, присущее только человеку (что вполне очевидно для всех разумных людей), приписывается автором любым физическим системам. Шипов пишет: «Под сознанием мы будем понимать способность системы к целенаправленному самодействию или взаимодействию с другими системами. Такое общее определение сознания дает возможность считать сознательным любую физическую систему, начиная от элементарной частицы и до Творца (системы со Сверхсознанием). Это позволяет установить шкалу сознаний, на которой человек занимает не самую высокую ступень...» (Шипов Г.И. Теория физического вакуума).

Одно это заставляет нас задуматься о совершенно немыслимых лабиринтах сознания самого человека: пытаясь самостоятельно, без Творца, увидеть целостную картину мира, он рассекает этот мир на пазлы в попытке собрать его вновь, но целостной картины уже не получается, и мир рушится, как карточный домик.

Но пойдем за размышлениями автора дальше. Так, в своей книге он приводит выводы другого российского ученого — В.Волченко, который говорит о витальности (жизненной силе) системы V как отношении информативности (I) к ее энергетичности (Е), или: V = I/E. Именно в этой формуле мы сталкиваемся с механизмом взаимодействия информационных и энергетических потоков всевозможных систем, и это самым непосредственным образом наводит нашу мысль на взаимосвязь витальности и сознания. Однако автор теории самопроизвольно характеризует сознание в прямой зависимости от витальности, что совершенно не обоснованно. Скорее всего, такой виртуальный замес в сознании (о сознании) человека и приводит к выводу о том, что оно (сознание) присуще даже, скажем, элементарной частице. Далее, говоря о витальности и сознании, автор все же дает некоторые пояснения в размышлениях о пороговой витальности, за которой и проявляется человек, но посмотрим, что последует за этими выводами.

«Исследования различных систем показали, что для неживых систем характерны большие значения энергетичности и малые значения информативности. Например, элементарная частица имеет относительно высокую энергетичность (Е) (удельную энергию) и относительно малую информативность (I) (удельную информацию). Отношение этих величин мало, поэтому витальность (и сознание) элементарной частицы невелика. Более сложные образования, такие, как минералы, образуются за счет внутренних связей системы с более высокой относительной информативностью и малой относительной энергетичностью. Соответственно, витальность (и сознание) у минералов выше, чем у элементарных частиц. Сложные образования минералов приводят к появлению живых систем, например растений, которые имеют малую по сравнению с минералами энергетичность (Е) и высокую степень информативности (I). Поэтому витальность (и сознание) растений выше, чем у минералов» (Шипов Г.И. Теория физического вакуума).

Налицо эволюционный подход к модели мироздания, который уже давно опровергнут не ангажированными учеными, и применять его к описанию модели сознания, по нашему представлению, не стоит, поэтому из лабиринтов сознания автора теории нам придется выбираться самостоятельно.

Не вмешиваясь в математические выкладки, описывающие энергоинформационные свойства различных систем, попробуем подойти к модели сознания в совокупности научных и религиозных представлений о человеке. Будем надеяться, что, имея твердую опору в библейском мировоззрении, нам удастся увидеть реальную природу нашего сознания и концептуально изложить ее в понятиях православного вероучения, поскольку ни наука, ни аналитическая философия этих представлений нам не дают.

Так, пройдя по цепочке размышлений ученого, мы заметили пороговую витальность, которой он отделяет человека от остальной природы. Здесь наш путь следования за мыслями автора можно прервать и начать путь иной. Святоотеческое учение о Пресвятой Троице говорит нам о том, что при сотворении человека наделил его Господь Бог свойствами по Своему образу и подобию. В главе 1 Книги Бытия, стих 27, читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Из чего следует, что только человек имеет такую уникальную способность, как творчество, которой нет ни у одного живого существа, какими бы разумными свойствами оно ни отличалось. Поэтому та пороговая витальность, о которой говорилось выше, только при сотворении человека приобретает свойства сознания, без которого никакое творчество и никакое разумное действие невозможно.

Более того, та кодовая структура природных начал живой и неживой природы, которая жестко скреплялась законами физического мира, неожиданно получает возможность изменения этой природы посредством преобразованной жизненной силы человека. Согласно замыслу Божию, только человек получает возможность кодирования информации, подобно Творцу, то есть наделяется способностью творческого акта, в то время как все остальные творения, более низкого уровня (будь то минералы или более высокоорганизованный животный мир), имеют жестко кодированную систему и сами ничего в ней изменить не могут.

Пороговая витальность, о которой говорит ученый, становится функционально подвижной и может не только устремляться к источнику своей силы, но и действовать против него. Это и называется сознанием, которое получает возможность удерживать элементы всех живых и неживых систем в стабильном равновесном состоянии или разрушать их, действуя по своей воле (своевольно). Человеческий разум, подчиняющий себя воле Творца, ясно это понимает.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Через Дух Святой, Который самовластен и самодвижим, человек подключается к системе жизни мироздания и вмещает в себя все знания о Вселенной, сотворенной Словом Бога. Способность человека владеть этими знаниями и заниматься творчеством, управляя разными уровнями информации, заложенной в подчиненной ему природе, дается человеку именно через сознание. Каким будет сознание человека, таким будет и мир, который он создает вокруг себя.

Безусловно, та математическая модель витальности, которую мы можем отнести и к сознанию, близка к нему лишь функционально. В полной же мере эту модель, работающую как сознание, можно считать таковой только тогда, когда информационная составляющая этой функциональной схемы подключается к воле своего Создателя и получает возможность самостоятельного изменения потенциала этой векторной величины. При этом видно, что наше сознание тем выше, чем глубже оно постигает себя по отношению к воле Бога, которую нужно учиться распознавать. Падение же этого уровня начинается с того момента, когда воля Создателя уходит на второй план и человеком начинают управлять помыслы, явно расходящиеся с жизненно важными задачами, противодействующие им, стремящиеся подавить их, прокладывающие путь греху.

Сознание в предложенной модели выступает как катализатор греха, оно его нейтрализует, поэтому очень важно, чтобы сознание работало правильно, иначе грех может разрушить все естество человека.

Так на первый план выступает духовно-нравственное состояние человека, которое непосредственно связано с энергетической компонентой сознания. Именно оно подвержено изменению, в отличие от информационной компоненты, которая, в сущности, совершенно нейтральна, пока находится на материальных носителях. И только воспринимаемая сознанием человека, эта компонента начинает активно обрабатываться, порой изменяясь до неузнаваемости.

Если принять рассматриваемую концепцию сознания за реально действующий алгоритм работы, нужно будет признать, что уровень сознания человека определяется личными качествами его собственной души. Только ее целомудрие, целостность и неискаженность дают нам возможность удерживать систему жизни (мир Божий) от разрушающего воздействия подсистемы (мира демонического), осуществляя равновесие всего мироздания. Но после грехопадения это равновесие в природе было нарушено. Потенциал необходимой для бессмертия жизненной силы (витальности) человека, соединяющей его с Богом через сознание, стал неумолимо падать, и человек стал умирать. Вместе с ним стала падать и жизненная сила другой природы, с которой человек неразрывно связан всеми звеньями своего существа.

Если мы еще раз посмотрим на приведенную выше модель сознания, выраженную через формулу витальности, в которой показана зависимость сознания человека от его энергетической компоненты и получаемой информации, то сможем заметить непосредственную реализацию в этой формуле заповедей Божиих.

Они — это информация духовного уровня, она постоянно соприсутствует человеку, но не все об этом знают и потому воспринимают всякую информацию как продукт деятельности человеческого разума и накопленных веками знаний о мире природы, что далеко не так.

Возможность распознавания информации сопряжена с духовными и душевными качествами человека, как их описывает Закон Божий. Если эти качества не развивать, то отследить и распознать потоки информации, идущие к человеку из разных источников, будет весьма сложно. Человек крутится в этом сжигающем его душу информационном вихре как челнок, болеет, гибнет в катастрофах, как бы беспричинно умирает и даже не хочет задуматься над тем, какими же именно силами он управляется. Но мы все же разумные существа и должны об этом задумываться, поставив на первое место мысль о спасении своей бессмертной души.

Духовный мир — пространство вполне конкретное, устроенное иерархически. Есть низшие слои, и есть высшие. Каждый из этих миров оказывает свое воздействие на человека, в зависимости от того, каким сознанием он обладает, каково состояние его души и духа. Информация об этих мирах (ангельском и демоническом) хотя и очень скупая, но все же есть.

Небесные силы составляют «ангельский собор», а люди — «человеческий род». «Поэтому, — замечает В.Н. Лосский, — единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о “роде человеческом”, то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них — отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое... но гармоническое».

«В основе “гармонического” единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает ап. Павел (Еф. 1, 21; Кол. 1, 16) и многие отцы и учителя Церкви. Строй “небесной иерархии” подробно описан в “Ареопагитиках”. Ангельская иерархия состоит из трех триад:

— серафимы, херувимы, престолы;

— господства, силы, власти;

— начала, архангелы, ангелы (CH VI 2)...

Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям» (Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/115092.html).

О низших слоях мира духовного (аде) известно меньше, но тем не менее, несмотря на всю сложность проникновения этой информации в мир людей, она также существует.

«Разумное существо, захотевшее остаться без Бога, само себя ставит в условия аномального существования. Как наделенное Богом даром жизни, оно продолжает жить, но там, где нет жизни (такое существование становится, по сути, существованием в смерти, или вечным умиранием). Состояние богооставленности, таким образом, не требует с необходимостью особого “места”, где оно могло бы быть реализовано. Оно зарождается в волевом акте отпадения от Бога и переживается непосредственно самим существом, совершившим этот акт. “И рай, и ад, — гласит христианская мудрость, — зарождаются в сердце человека”. При всей справедливости этого изречения следует, однако, иметь в виду, что по аналогии с раем, который не только зарождается в сердце, но и является местонахождением первых людей до совершения ими греха, библейские свидетельства дают основание полагать, что ад, появившийся в тварном мире вместе с появлением греха в человеческом сердце, также занимает какое-то место, недоступное чувственному восприятию» (Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/63424.html).

Исходя из этого, можно заключить, что мир демонов также устроен иерархически, соответственно, и демоны могут приближаться к человеку и оказывать на него свое влияние. Если этого не знать, то человек, живя на земле, не сможет даже помыслить о том, какое место уготовано ему в вечности, а оно обязательно будет уготовано сообразно тому потенциалу духовных сил, который будет наработан в душе при помощи своего же сознания. Это весьма убедительно подтверждается еще одним повествованием Православной энциклопедии, из которого мы видим, что удовольствие и радость «жизни» человек может получать и от зла, которое поведет его в совсем иные миры.

«Радость, порождаемая злом, естественно, не имеет ничего общего с радостью жизни в Боге. Она, подобно червю (сравните “гееннский червь”), будет вечно пожирать грешников в аде; адские страдания будут тяжелыми и безысходными, хотя и различными по своей силе, в зависимости от глубины падения того или иного грешника».

И здесь мы тоже видим некие уровни пространства, также, по всей видимости, иерархически устроенные. Только если в первом случае духовный мир состоит из иерархически устроенных ангельских триад, как небесной твердыни, на которой находятся воскресшие люди и ангелы, то во втором — это бесконечное падение в бездну шеола (ада).

Если бы все в нашем мире зависело только от науки, то, возможно, ученые рано или поздно смогли бы создать такой прибор, который бы определял уровень сознания человека. Но, увы, это невозможно в принципе, хотя бы потому, что не существует единицы измерения духовности. Поэтому мы оставляем за собой право ориентировать человека на духовно-нравственное развитие, как это делает наша Церковь, очищая его от грехов через таинства и настраивая на полноценную работу сознания.

Если оно будет работать в полную силу и бороться с грехом, то вероятность стать наследницей обителей Божиих для души может возрасти согласно силе той надежды, которую человек возлагает на Господа Бога. И если бы мы не знали о тех этапах восхождения души, которые даны нам в Предании Церкви, можно было бы сказать о душе как о стреле в тетиве натянутого лука. При своем отрыве от тела она полетела бы в невидимое пространство вселенского бытия в том направлении и с такой силой, которые приобрела себе на земле. Именно об этом пишет архиепископ Димитрий (Вознесенский; 1871–1947) в своей книге «Апокалипсис», изданной в 2009 году Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, относительно упокоения святых: «Да, то, что предуказано было о себе ап. Павлом, когда он о смерти своей филиппийцам писал: «Желание имый разрешитися (от уз тела) и со Христом быти» (Флп. 1, 23); что выявлялось в многовековой истории Церкви, в длинном ряде видений о смерти праведников, как молния, по выражению преподобного Серафима, пролетавших, минуя мытарства, к небесной своей славе...»

По Преданию же, душа удерживается Богом на определенных уровнях духовного пространства три, девять и сорок дней, как бы соизмеряя ее силу с мирами, в которые ей надлежит войти при помощи ангелов.

При переходе в мир иной наше сознание уже ничем не сможет помочь душе, поскольку своя воля, которая поддерживала механизм работы сознания в плотном теле, отсутствует. Посмертная участь человека полностью становится зависимой только от воли Божией. Поэтому так важно разобраться с работой своего сознания еще при жизни на земле.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0