Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»
 

Священное Предание — это часть Божественного Откровения, это «живое Божие слово, только изустно переданное апостолам и соблюдаемое в Церкви. Поскольку Священное Писание — это записанное Священное Предание, постольку Священное Предание — это устное Священное Писание. Происхождение того и другого — божественное, ибо то и другое — это Откровение одного и Того же Троичного Божества»[1].

Поскольку мы живем в эпоху некоего главенства, или примата, так называемых «демократических норм», то ничто не мешает нам воспользоваться понятиями и терминами из словаря нашей новейшей социологии и юриспруденции. Речь, в частности, идет о пресловутой «презумпции невиновности». В приложении к Священному Преданию это понятие может играть ту позитивную роль, что не охранителям Священного Предания нужно доказывать его правомерность и достоверность (в этом смысле Священное Предание как a priori, так и a posteriori — невиновно!), а наоборот — авторам нападок на Священное Предание придется доказать его неуместность и/или подложность.

Современные протестантствующие священнослужители (игумен Петр (Мещеринов), протодиакон Андрей Кураев и др.), умаляющие значение Священного Предания как богооткровенной истины, обычно подвергают сомнению некоторые исторические события, вошедшие в агиографическую сокровищницу Православной Церкви: например, Пресвятая Богородица не посещала святую гору Афон, апостол Андрей Первозванный никогда не посещал Русскую землю, апостол Лука на писал иконы Богородицы на досках от стола, за которым трапезовало Святое Семейство, святитель Николай Чудотворец не заушал еретика Ария, за что подвергся наказанию от отцов I Вселенского Собора, все житие преподобного Алексия, человека Божия, — это сплошная выдумка, преп. Серафим Саровский не кормил медведя и т.д. и т.п. Кроме этого, современные протестантствующие отрицают чудесное схождение Благодатного огня накануне православной Пасхи, не признают историчность праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Да и вообще, все чудеса объявляются ими «благочестивой выдумкой» и «более поздним напластованием» в агиографических материалах.

Некоторые из протестантствующих являются проповедниками так называемого «асфальтового православия», в первую очередь это протодьякон Андрей Кураев. Эта плеяда неверующих богословов — «новых саддукеев» — представляет собой крайний случай рационалистического подхода уже не только к Священному Преданию Церкви, но и к Священному Писанию. «Асфальтовое православие» полностью исключает наличие каких-либо чудес в истории Церкви Христовой, в агиографии святых, в повседневной жизни отдельного христианина, да и, наверное, в самом Евангелии, хотя об этом протодиакон Кураев и его либерально-атеистические «подельники» пока еще не решаются открыто рассказать своей «пастве», ибо такое откровенное признание в неверии в евангельские чудеса и их «фейковость» неизбежно может повлечь за собой извержение самого протодиакона и прочих протестантствующих священнослужителей из сана.

Именно рационалистическое исследование нашими протестантствующими священнослужителями и историками («новыми саддукеями») правдивости чудес, содержащихся как в житиях святых Церкви Христовой, так и в Евангелии, рано или поздно способно довести их до полного отрицания и евангельских чудес, а тем самым и до отрицания божественного естества Господа нашего Иисуса Христа и Его спасительной миссии. Эта позиция хорошо известна нам из древности. В Евангелии ее выражали иудейские священники, входящие в секту саддукеев. Именно они преобладали в Синедрионе. Саддукеи не верили ни в ангелов, ни в Воскресение. Как написано в Синаксаре недели о мытаре и фарисее, «саддукеи, иже ниже Воскресению, ниже Ангелу, ниже Духу быти приемляху».

Господь не полемизировал с саддукеями. Это было бесполезно. Когда они видели силу ангелов — они отрицали существование ангелов. Когда им предъявлялся факт Воскресения — они отрицали возможность Воскресения. Для них духовной нормой являлась хула на Духа Святого, поэтому Христос Спаситель отказался показать им знамение (кроме знамения Ионы-пророка), так как их скептический ответ был предрешен. Какими были саддукеи во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, такими «новые саддукеи» остаются и поныне. Но Бог поругаем не бывает.
 

* * *

В последнее время некоторые либеральные священнослужители — «протестанты восточного обряда» — прямо с амвона начинают «учить» свою паству протестантским, пацифистским («антимилитаристским») и либеральным постулатам, то есть открыто проповедуют с амвона православных храмов антиправославные идеи. Например, что в житии святителя Николая содержится один эпизод, якобы противоречащий православной вере и который священника Илью лично очень смущает, а именно: заушение святителем Николаем еретика Ария на I Вселенском Соборе. По словам таких либеральных священнослужителей, «это позднейшая вставка XV века в житие свт. Николая, эта история явно выдумана, это типичная издевка дьявола, который паразитирует на добре и старается отравить все самое светлое — “образ кротости” затеняется нетерпением и агрессией». Церковь величает святителя Николая «правилом веры и образом кротости», а удар в лицо Арию — это, по мнению церковных либералов, никак не согласуется с кротостью святителя Николая. «Ну как можно оправдать православного христианина, который ударяет по щеке своего обидчика или врага?» — вопрошают такие «православные протестанты».

Вот что по этому поводу пишет протоиерей Владимир Переслегин:

«Может ли православный христианин говорить: “Святитель Николай не ударял в ланиту Ария?” Нет, не может — так как вера в то, что Николай-угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви.

Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания. “Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды” (Пространный христианский катехизис. Введение).

Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью жития святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография святых угодников Божиих являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания и в этом качестве — предметом веры в Церковь.

Является ли житие святителя Николая Чудотворца “учением веры”? Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь “правилом веры”. Его житие назидает не в чем ином, как в вере православной: “Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что, одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.

Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь как великому угоднику Божию” (жития святых святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6).

Вопрос: Что значит веровать в Церковь?

Ответ: Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа” (Пространный христианский катехизис. часть вторая: О вере).

Благодать Божия учит, а мы — согласно Символу веры — веруем, то есть повинуемся ее учению.

Церковь учит нас, что пощечина была. Иначе бы не повторяли “выдумку” о ней бесчисленные cвятые — от Димитрия Ростовского до Иоанна Кронштадтского. Бог не скрывает от Церкви такие вещи. И Бог не попускает Своей Церкви заблуждаться относительно таких вещей, хранит верных Своих от лжи. Бог не играет со Своей Церковью в прятки, но открывает ей Своим Духом то, что скрывает от мира. Церковь же фиксирует и неповрежденно держит сие Откровение своим Преданием.

Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение святителя Николая его архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую XIII веком: 1294 годом. Господь и Богородица подают своему угоднику Евангелие и омофор — знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография.

Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она — дар Божий. И она требует от христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13, 5)».
 

* * *

Протестантствующие приводят в свое оправдание, что в заключительных актах I Вселенского Собора не упоминается имя архиепископа Мир Ликийских Николая. Отсутствие подписи сего святителя в актах I Вселенского Собора легко объясняется тем фактом, что в то время святитель Николай находился под запрещением, наложенным на него cвятыми отцами Собора, за заушение ересиарха Ария, похулившего Христа Бога.

И, согласно Священному Преданию, Божия Матерь явилась святителю Николаю и вернула ему архиерейский омофор, снятый с него отцами Собора. Это событие изображается в правом и левом верхнем углу на иконах святителя Николая Чудотворца: в правом верхнем углу на иконах святителя Николая Чудотворца — Божия Матерь возвращает святителю омофор, а слева — Господь и Бог наш Иисус Христос благословляет Свою Матерь на этот поступок.

Если Церковь несколько веков назад (как минимум с XIII века) приняла именно такое иконописное изображение святителя Николая, а иконописная традиция — это составная часть Священного Предания Церкви, то есть боготкровенная истина, — то, следовательно, именно так Святая Церковь и заповедовала нам веровать. Вопреки мнению современных «новых саддукеев» и прочих протестантствующих маловеров, которые проповедуют откровенный антихристианский пацифизм и толстовское непротивленчество. Когда речь идет не о личном оскорблении, а о поругании святой православной веры, то непротивленчество равносильно соучастию в оскорблении веры или святыни.

Приведем цитату из творений великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста:

«Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге... именно чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов; ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше — оскорбляющих Того (Царя)»[2].

И в заключение необходимо отметить, что заушение святителем Николаем еретика Ария — это настоящий подвиг святителя по защите православной веры. Если мы не доверяем житийной агиографии, составляющей неотъемлемую часть Священного Предания Церкви, нам придется пересмотреть жития многих святых и пойти по пути Католической церкви после II Ватиканского собора, которая удалила из своих святцев ряд древних святых (деканонизировала их) из-за «сомнительности и недоказуемости» некоторых эпизодов из их житий.

 

[1] Преп. Иустин Челийский (Попович). Догматика Православной Церкви: Собр. творений: В 4 т. / Пер. с серб. С.Фонова. М.: Паломник, 2006. Т. 2. С. 27.

[2] Святитель Иоанн Златоуст. Беседа о статуях: Беседа первая // Полное собр. творений: В 12 т. СПб.: С.-Петербургск. духовная академия, 1899. Т. 2. кн. 1. С. 25.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0