Московский священный Кремль. Спасская башня

Епископ Арсений (Жадановский)

Кто из русских не знает или не слышал о Спасских воротах Кремля? Когда мы еще были в школе, нас знакомили с ними и в истории, и в стихах. «Шапки кто гордец не снимет у святых Кремля ворот?» — лепечут детские уста в школах, повторяя слова одного из наших родных поэтов. В виду Спасских ворот прошла почти вся наша русская история: и гражданская, и церковная. Они были свидетелями многого славного, а вместе и тяжелого, скорбного. Тут проезжали и проходили наши цари, выступая против врагов и торжественно возвращаясь с победою.

Этими воротами вошел Михаил Федорович и после него совершали торжественные въезды все русские цари и императоры для священного коронования; этими воротами были внесены в священный Кремль и все наши великие святыни: чудотворные иконы — Владимирская из Владимира, Благовещения из Устюга, Спаса Нерукотворенного из Новгорода и Вятки, св. Николая из Вятки и Гостуни, а также честные мощи благоверного князя Михаила и боярина его Феодора из Чернигова, царевича Димитрия из Углича, святителя Филиппа из Соловецкого монастыря. Через Спасские ворота совершались и доселе совершаются почти все крестные ходы, из которых необыкновенною торжественностью отличалось в XVI и XVII веках в Вербное воскресенье шествие из Успенского собора на Красную площадь патриарха на осляти, которого вел сам царь или же первый его сановник под уздцы. Московские первосвятители и доселе совершают свое вступление на Московскую кафедру этими же воротами. Облачившись в Казанском соборе, они отсюда с крестным ходом шествуют через Спасские ворота в Успенский собор, где совершают первое свое (московское) служение.

Видали Спасские ворота немало и грустных исторических событий, начиная с татарского ига и до наших дней. Пред Спасскими воротами происходило немало кровавых стычек с врагами нашего отечества: татарами, поляками и разного рода нашими бунтовщиками. Особенно сильное кровопролитие здесь произошло при нашествии хана Тохтамыша во времена Димитрия Донского и благоверной супруги его Евдокии, впоследствии преподобной Евфросинии. Против этих ворот, далее, на Лобном месте, производились страшные казни. Этими воротами въезжал Лжедимитрий со свитой и ими же протащен был обезображенный его труп на Лобное место после убиения. Видели Спасские ворота и Наполеона.

Спасские ворота, несомненно, существуют с самого построения Кремлевской стены, которая дважды была деревянной, а при Иоанне III, в 1491 году, сделана была каменная. Эти ворота поначалу носили название Фроловских, будучи в виду близлежащей около них Фроло-Лаврской церкви. В первоначальном своем виде Фроловские ворота представляли четырехугольное здание с узкими, в два ряда окнами, верх здания был шатровым, покрытый четырехскатною крышею с вышкою, на которой висел колокол, с четырьмя фронтонами, которые увенчивались московским гербом. Этот герб до Иоанна III представлял всадника на коне, поражающего копьем дракона (изображение св. Георгия Победоносца). Иоанн III заменил этот герб двуглавым орлом (Византийским), а прежний велел поставить сначала на Красной площади на видном месте, а потом, когда здесь был выстроен храм в честь св. Георгия Победоносца, прежний герб послужил здесь храмовой иконой (он был высечен на камне). По упразднении сего храма герб был перенесен в Вознесенский монастырь и поставлен в церкви св. Михаила Малеина, где он находится и доселе.

При царе Михаиле Федоровиче, в 1626 году, мастером Христофором Головеем Фроловские ворота были переделаны: им был придан пирамидальный вид. Впоследствии они еще несколько раз исправлялись, ремонтировались, но общий вид их и доселе остается пирамидальным. В это же время поставлены были новые часы, которые, правда, и раньше существовали, но эти часы были особенные. О них мы находим свидетельство у одного путешественника — барона Августина, который говорил, что эти часы большой величины, колокол их разносил звон на 10 верст, а время на них показывается от восхождения солнца до захода, то есть в течение всего дня, и при этом не стрелкою, а солнечным кругом, луч которого на циферблате показывает час. Эти древние часы потом были сменены Петром Великим, который выписал из Голландии новые часы со стрелками, за которые заплатил 42 000 руб. Они имеют до 30 колоколов и четыре раза играют пьесы: в 12.00 и 6.00 «Коль славен наш», а в 3.00 и 9.00 Преображенский марш. Эти часы существуют и доселе.

Во второй половине XVI века и в первой XVII Фроловские ворота назывались еще Иерусалимскими — по всей вероятности, по двум причинам: 1) через эти ворота совершалось торжественное шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье, которое знаменовало собою вход Господень в Иерусалим, а 2) потому, что эти ворота, подобно судным Иерусалимским воротам, выходящим на Голгофу, вели к московскому Лобному месту; отсюда и Покровский собор (Василия Блаженного) иногда назывался Иерусалимскою церковью. Ныне эти ворота не иначе называются как Спасскими. Это название усвоено им со времени перенесения в Москву из Вятки чудотворного образа Нерукотворенного Спаса в 1645 году. Этот образ три года оставался в Кремле, а потом он был перенесен в Новоспасский монастырь, где находится и доселе. В память этого события был поставлен образ Спасителя на башне, и самая башня стала называться Спасской. К этому же времени относится обычай снимать шапку при проезде и проходе этими воротами. Благочестивый царь Алексей Михайлович подтвердил это указом, при этом были поставлены особые сторожа — воротники и стрельцы, которые должны были следить за исполнением сего обычая. Виновные подвергались наказанию: они должны были тут же и, по всей вероятности, перед образом Спасителя класть 50 поклонов. Впоследствии сторожа эти были сняты, и можно думать, обычай этот стал приходить в забвение, что заставило митрополита Филарета возбудить ходатайство о том, чтобы снова поставлены были сторожа, что и было приведено в исполнение.

В наше время этих сторожей нет, но обычай снимать шапку существует. Правда, часто можно видеть, как некоторые с большим неудовольствием снимают шапку, в чем сказывается дух времени, но боязнь укора со стороны истовых москвичей заставляет и этих людей исполнять исконный московский обычай, ибо установилось такое мнение, что в случае нарушения этого правила всякий проходящий может безнаказанно сорвать шапку у нарушителя.

Интересно предание относительно въезда Спасскими воротами Наполеона. Этот гордый завоеватель, въезжая в Кремль, и не подумал о том, что нужно снять шляпу, но вот сама стихия заставила его это сделать. Подул страшный ветер и сорвал у него шляпу, а лошадей повернул назад; тогда вспомнил он о русском обычае, и не только сам, но и своей свите скомандовал снять шапки...

Различно объясняют установление правила проходить и проезжать Спасскими воротами с обнаженной головой. Одни ставят это в связь с установлением на этой башне иконы Спасителя, когда благочестивый царь Алексей Михайлович, вводя этот обычай, желал последовать примеру Едесского царя Авгаря, который, когда получил от Спасителя Нерукотворенный образ и велел повесить его на городских воротах, также издал указ проходить этими воротами с обнаженной головой.

В одной летописи приводится и такой мотив сего обычая. При выходе из Спасских ворот в Кремль открывались царские терема, а в древнее время на Руси был обычай в виду не только царских палат, но даже и господских первым делом обнажать голову.

Гораздо проще то объяснение, которое указывает, что Спасские ворота считались главными, так сказать, Святыми воротами Кремля, и как таковые они были обставлены иконами, на что указывают существующие в них ниши, а Святыми воротами, как и в монастырях доселе, все проходят без шапок.

Как бы то ни было, этот обычай служит постоянным напоминанием древнего русского благочестия. Весь уклад жизни русских людей близок был к монастырскому, и хотя в самом Кремле немало было дворов боярских, но тут было множество и монастырей, и около 40 церквей, да на Красной площади около 15. Все кремлевские башни имели также церковный вид; на всех их были или церкви, или часовни, или чудотворные иконы, при этом везде пред надворотными иконами горели лампады. Кремль запирался зимою в 8 часов вечера и отпирался после заутрени. В самый Кремль не позволялось въезжать обычным москвичам, а они должны были вставать из экипажей у ворот и пешком входить в Кремль.

Любопытно, как вели себя ночные кремлевские сторожа по древним описаниям. Близ Успенского собора часовой страж первый начинал протяжно и громко, нараспев возглашать: «Пресвятая Богородице, спаси нас», за ним второй возглашал: «Святые московские чудотворцы, молите Бога о нас», потом третий: «Святый Николае Чудотворец, моли Бога о нас», четвертый: «Все святые, молите Бога о нас», пятый: «Славен град Москва», шестой: «Славен город Киев», седьмой: «Славен город Суздаль» — и так поименовывались многие другие русские города. Затем первый страж снова восклицал: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т.д. После этих перекличек те же стражи начинали вполголоса петь духовные песнопения, а потом опять начиналась перекличка.

Главную святыню Спасских ворот составляет икона на воротах, именуемая Великого Совета Ангел. Происхождение этой иконы относится к 1521 году, ко времени нашествия на Москву татарского хана Махмет Гирея. В это время одна благочестивая слепая старица, инокиня Вознесенского монастыря, видала такой сон. Будто из Успенского собора направляется большой крестный ход, во главе идут святители Петр и Алексий и износят вдвоем Владимирскую икону Божией Матери; крестный ход прошел уже Спасские ворота, но тут у Лобного места повстречали его два преподобных — Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые спросили святителей о причине их исхождения из Кремля совместно с великой святыней. И когда был ответ, что они исходят по воле Божией за нечестие града, преподобные Сергий и Варлаам припали к ногам святителей и умоляли их не покидать града. «Вы убо, о святые святители, — говорили преподобные, — некогда в жизни сей души свои полагали за паству вашу, ныне же в великой скорби хотите оставить, но да не будет сего — прострите убо ваши молитвы к Пресвятой Богородице, да Ее предстательством отвратит Господь Свой праведный гнев на милость и да обратятся люди к покаянию и исправлению». Припали эти преподобные к ногам святителей и до тех пор их умоляли, пока они не возвратились снова в Кремль.

Результаты сего видения были чудесны. Враг был прогнан, а сама старица, видевшая сей сон, прозрела. В память этого чудесного события — примирения с Богом подпавшим гневу Его людей — над воротами на образе Спаса были изображены преподобные Сергий и Варлаам, а на другом образе, надворотном, обращенном к Кремлю, — святители Петр и Алексий, которые держат образ Божией Матери Печерской. Образ Спасителя с преподобными, известный под именем Великого Совета Ангел, весьма чтится москвичами. Пред ним в фонаре всегда горит много свечей, приносимых богомольцами. В прежнее время молебствия совершались пред этим образом на открытом воздухе, впоследствии построена была часовня справа и там помещена копия с надворотного образа Спасителя, который также весьма чтится, и к нему, собственно, теперь и прибегают богомольцы с молитвой.

Остановим свое внимание на том обстоятельстве, что за нечестие Москва едва не лишилась великой святыни — Владимирской иконы Божией Матери. Да, нечестие может делать людей недостойными святыни, и Господь может ее, так сказать, от нас отбирать. Так было еще в Ветхом Завете. Долго хранились в храме Иерусалимском святыни: ковчег Завета со скрижалями, процветшим жезлом Аарона и манной. Но по мере уклонения евреев от веры, по мере их развращения стала отходить от них и святыня. Сначала она попала в плен к язычникам и некоторое время оставалась у них, и это было как бы грозным предупреждением для евреев, а потом она была и совсем отнята от них и скрыта неизвестно куда.

И среди нас наблюдается то же явление. Великое множество святынь было собрано в Византии, но развращение греков послужило причиной падения Константинополя, с которым немало погибло и святынь: исчезла знаменитая Влахерна, погиб Живоносный Источник, утрачено великое множество других христианских святынь. От нас не так давно был отнят чудотворный образ Божией Матери Казанской в Казани, и совсем недавно было нам грозное предостережение в Троице-Сергиевой лавре, при мощах великого заступника земли Русской преп. Сергия, который дал нам понять, что и он может нас оставить. Господь если и посылает нам в обладание святыню, то Он вместе с тем требует от нас, чтобы мы были и достойны ее, чтобы благоговели перед ней, охраняли ее, не забывали и своею жизнью как бы очищали для нее среди нас места. Не кладут драгоценную вещь в мусор, а в чистое место и ее оберегают. Так и христианские святыни среди нас могут находиться только под условием нашего к ним благоговейного отношения и чистоты жизни.

К сожалению, современные, потерявшие страх Божий люди не так думают. Они смотрят на святыню как на что-то магическое, которое помимо нашего к ней отношения может творить чудеса. Эти люди осмеливаются даже посылать упрек и самой Св. Церкви. «Почему святыня нас не спасает?» — говорят они. Или вот что пришлось нам однажды слышать: «Плохо вы, отцы святые, молитесь, когда у нас столько неудач!» Но тут презорство, нравственное отупение. Требовать от Господа Бога себе помощи, защиты и благополучия без собственного покаяния, исправления и богоугождения — ведь это верх дерзости пред Господом Богом... И если небрежное отношение к святыне есть признак упадка веры и развращения, то, наоборот, благоговейное отношение к ней есть признак веры и живущего в нас страха Божия, а в этом залог и нашего благополучия.

В старое доброе время русские люди все это имели, вот почему они оберегали святыню, и в частности св. Кремль, и любили его. Не то теперь. Как-то в стороне стоит наше московское общество от жизни Кремля. Оно забыло Кремль и его святыни, не дорожит ими, не оберегает их. Отсюда и получаются такие нежелательные в жизни Кремля явления, как, например, игра в футбол на площадке против памятника Александру II, бесцеремонная езда на автомобилях и вообще ненужный через Кремль проезд извозчиков. Только в царские приезды Кремль принимает свой настоящий, тихий, святой порядок. Не видно, чтобы и город принимал меры к благоустройству Кремля. Придет лето — все улицы города поливаются водой, за исключением св. Кремля, где ветром подымаемый песок засыпает драгоценные священные изображения соборов. Вследствие охлаждения того же религиозного чувства объясняется появление в Кремле таких учреждений, как Окружной суд и Арсенал. Место ли здесь человеческому суду, когда здесь происходит суд Божий в св. храмах?! Место ли здесь оружию и пороху, когда в Кремле все должно напоминать о мире и Царстве Божием?

По нашим церковным законам в алтарь воспрещено входить с оружием. Кремль есть алтарь Св. Руси. Когда мы были в Иерусалиме, то невольно обратили внимание на то, как усердно охраняется мусульманами гора Мориа, на которой стоял древний иерусалимский храм и где теперь находится мечеть Омара. Уже самый пропуск сюда весьма затруднен; при входе на площадь стоит много сторожей, которые вас опрашивают, за вами следят и вас сопровождают. На громадной площади, занимаемой священной горою Мориа, вы не увидите праздношатающихся, не увидите игр и бесчинств, а, наоборот, вашим глазам представится картина молитвы мусульман, которые группами в известные часы собираются на площадь и, стоя на коленях совместно с муллой, производят молитву. Город Иерусалим очень скученно построен, а площадь горы Мориа обширна, почему же, кажется, ее не использовать для общественных нужд, помимо религиозных? Но мусульмане этого не делают, они ревниво оберегают неприкосновенность своей святыни.

И наш священный Кремль стоит того, чтобы пред ним благоговеть, его оберегать, пред ним преклоняться. Сюда собрано столько христианских святынь, что если бы их показать верующему, благоговейному христианину, он пал бы в чувстве умиления ниц пред ними и, подобно Моисею, вопиял бы: «Господи, я грешный человек, я недостоин видеть Тебя!» Сколько в Кремлевских соборах собрано чудотворных икон: Донская, Владимирская, Корсунская, Устюжская и др. Здесь мы имеем Животворящий Крест Господень, гвоздь и хитон. А частиц честных мощей в ковчегах, крестах и других церковных предметах столько собрано, что их и не перечтешь.

Как-то мы поставили себе задачу — составить список святых, мощи которых можно найти в кремлевских церквах и соборах, и пришли к такому заключению, что почти на каждый день есть мощи святого, так что можно составить особый — кремлевский месяцеслов с указанием, где мощи находятся в Кремле дневного святого. И выходит, таким образом, что почти каждый православный москвич имеет здесь своего Ангела. Это ли не счастье, это ли не духовное утешение! Отсюда долг каждого москвича любить, хранить св. Кремль, беречь его!

Но возвратимся снова к Спасской башне и ее святыне, чудотворному образу Великого Совета Ангел. Откуда это название и какой здесь разумеется Совет? Название это взято из Книги пророка Исайи, который, пророчествуя о Христе Спасителе сообразно с Его мессианским делом, называет Его различными наименованиями: Великого Совета Ангел, Чуден Советник, Бог Крепок, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9, 6). Великого Совета Ангел: Совет здесь разумеется Предвечный; Совет Божий во Святой Троице о сотворении мира, об искуплении грешного человечества кровию Сына Божия, Который Сам восхотел склонить небо и сойти на грешную землю, погибавшую от греха. А кто Ангел этого Великого Совета? Мессия, Христос Спаситель, Сын Божий, по причине совершенно ясной, ибо Он воплотился и вочеловечился, Он принес на землю Благую Весть, то есть Евангелие, о Царствии Божьем, о спасении нашем, Он же нас и спас Своею честною кровью и воскресением.

Остановимся несколько на понятии «Совет». И что значит в обыденной нашей жизни обращаться за советом, искать совета? Это когда человек в недоуменных случаях обращается к другому за разъяснением, указанием и когда он поверяет свои мысли, взгляды и намерения — мыслями другого. Обыкновенно мы обращаемся за советом к тем, коих считаем опытнее нас или в практическом отношении, если наши вопросы такого именно свойства, или же в духовном, если нас интересуют запросы духа. И советоваться с другими, особенно в духовных делах, имеет большое значение. Часто человек не видит себя, у него может заговаривать собственное самолюбие, страстность, а то и просто у него близорукость, недомыслие. Посторонний же человек может оказаться беспристрастным, спокойным и более дальновидным. А если мы к этому еще присоединим духовную опытность, чистоту души, благодатность человека, то обращение к такому лицу весьма полезно не только в том отношении, что мы поверяем свои взгляды или получаем нужное для нас разъяснение, но потому что приобретаем для себя духовного друга, покровителя, молитвенника, живую благодатную силу, которая своим воздействием способна нас поддержать, отрезвить, возродить и укрепить в добре.

Русский простой человек любит обращаться за советом к старцам, духовникам, пастырям. Несколько столетий стоит священный Кремль, и, думается, много здесь перебывало духовных руководителей, много православных людей духовно окормлялось в Кремле. Но люди изменчивы, дух благочестия может падать, могут оскудевать и старцы. И вот Промыслом Божьим у самых ворот священного Кремля, куда могут идти за советом православные люди, поставлен незыблемый, непоколебимый, вечно живой и неизменяющийся благодатный источник совета — это чудотворный образ Спасителя, именуемого Великого Совета Ангел. И действительно, кто жаждет милости Божией, духовного утешения и поддержки, тот идет в часовню Великого Совета Ангела и здесь изливает пред Самим Господом Богом, этим Великим и Всемогущим Советником, свои скорби и нужды и получает по вере просимое, получает от Самого Господа Бога совет.

Идите же сюда супруги и Тот, Кто некогда в Кане Галилейской благословил брак, Он благословит и ваш брачный союз. Вы несчастны в супружестве, в семье у вас распри, раздоры, стремление даже к разводу... Тот, Кто заповедовал соблюдать святость и нерасторжимость брака, когда сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), — Тот и ваш брачный союз сделает твердым, несокрушимым и даст вам семейное счастье. Идите сюда, родители, и молитесь о ваших детях, и Тот, Кто во время земной жизни любил детей, не запрещал им приходить к Себе и благословлял их, — Тот и ваших детей благословит. Ваши дети ленивы, не успевают в науках — Он просветит их светом Своего Разума; ваши дети непокорны, своевольны и непочтительны — Он научит их быть добрыми и кроткими, как был Он Сам кроток и послушлив своему мнимому отцу — старцу Иосифу, и как Он любил Свою Мать, имея о Ней попечение даже среди тяжелых крестных страданий.

Идите сюда, страждущие и обремененные всякого рода болезнями, скорбями, несчастьями, грехами и страстями, и Тот, Кто сказал: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы», — Он и вас примет и подаст упокоение. Если вы больны, исцелит вас, как Он исцелил тещу Петрову; если страждете от грехов, страстей, но каетесь и желаете исправления, Он простит и очистит вас, как Он прощал мытарей и грешников. Если одержимы духом неверия, сомнения — умножит в вас веру, как Он умножил ее у апостолов. Идите сюда, ищущие спасения души своей подвижники духа. Вы последовали стопам Христа Спасителя, взяли крест свой и пошли тесным путем, путем подвигов, поста и молитвы. Но вот вы изнемогаете на сем пути, вы готовы пасть в борьбе с прилогами мира, плоти и духа лукавого; но если вы придете сюда, вы услышите голос Спасителя: «Не бойся, Я с тобою», — и, подкрепленные благодатью Христовой, смело продолжите свой тесный, но спасительный путь.

С левой стороны Спасской башни находится вторая часовня, с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. И если одна часовня у этой башни (справа) посвящена Спасителю и носит название Великого Совета Ангел, то эту часовню, в честь Богоматери, прилично назвать Великого Совета Божия Откровение, ибо впервые откровение, через ангела, об исполнившемся Совете Божием искупления людей, получила Пресвятая Дева Мария: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста Тебе, лобзая и вещая» — так воспевает в честь Богородицы Св. Церковь.

В той и другой часовне причтом собора Василия Блаженного пред чудотворными иконами служатся молебны. Часовни открыты в течение всего дня.

Печатается по: Архимандрит Арсений. Московский священный Кремль: Спасская башня. М.: Тип. Снегиревой, 1914. 22 с.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0