«Наш ли ты или от супостатов наших?»

(Слово о воцерковлении, мнимом и подлинном)

Что служит отличительным достоинством истинного христианина, то есть подлинно воцерковленного человека? Конечно, любовь! По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, — говорит Господь (Ин. 13, 35). Действительно, участие в церковных таинствах, в божественной литургии, хорошее знание жизни православного прихода, обрядовой стороны веры еще не являются гарантом стяжания любви — этой царицы добродетелей. Ведь иной «церковный» человек зачастую совмещает несовместимое: приобщаясь Святых Христовых Тайн, не изживает раздражительности и гордости; свершая положенное ежедневное молитвенное правило, не избегает злословия и осуждения; ревностно держась уставов церковных, в тайне сердца похотствует очами и согрешает блужданием (или блужением) мысли…

Думаю, каждый из нас встречал людей (а может быть, и мы сами таковы?), приверженных к храму Божию и вместе с тем навязчивых в общении, словоохотливых до утомления, чуждых такта и деликатности, лишенных бодрого, радостного восприятия жизни, зато изобилующих печалью, недовольством и даже ропотливостью. Так что же считать подлинным воцерковлением? Носит ли оно внешний или внутренний характер?..

Не ошибемся, если скажем, что вхождение в храм Божий имеет целью самое сердце сделать храмом Божества. Веточка должна быть привита к плодоносящему дереву, а затем, напитавшись его соками, сама будет плодоносить. Воцерковление есть состояние сердца! Сердца облагодатствованного, очищенного и освященного силою Духа Святого! В этом — вся соль христианского благочестия, суть и смысл жизни по вере, подвига исполнения заповедей Христовых.

Однако как неспешно, незримо свершается воцерковление современного человека! Об этом с особенной вескостью могут судить педагоги и воспитатели. Действительно, гораздо легче приобщить детей к церковной жизни, научить их исповедоваться, дать им понятие о причащении Святых Христовых Тайн, нежели добиться главного — просветления их внутреннего мира. Оказывается, многие подростки умудряются (при их «церковности») употреблять в речи дурные слова, проявляют грубость и иногда жестокость во взаимоотношениях, позволяют себе что-то взять без спроса или совершить иные неблаговидные поступки. У детей все открыто или быстро обнаруживается вследствие их простоты и наивности. У взрослых зло может быть загнано глубоко внутрь. При внешнем образе благочестия они могут оставаться рабами лукавства и мнительности, обидчивости и самолюбия, похоти и корыстолюбия…

Итак, подлинное воцерковление требует очищения сердечной чаши изнутри. …Если око твое будет чисто, — говорит Спаситель, — то все тело твое будет светло (Мф. 6, 22). Если помыслы и чувства нашего сердца будут высветлены благодатью, то и слова, поступки, образ жизни будут неукоризненны, пропитаны духом правды, мира и любви. Достоинство христианина познается в испытаниях. Таким испытанием служит нам сама жизнь. Верность данному слову, чувство долга и ответственности, доброта и участливость как главные принципы общения с людьми, желание быть полезным и готовность служить ближним, сердечное целомудрие, личные скромность и смирение — визитная карточка подлинного раба Божия! Много ли таких людей ныне нас окружает? Приближаемся ли мы сами к нравственному идеалу? С сокрушением сердца приходится ответить на эти вопросы отрицательно.

И все же как достигнуть намеченной цели? Ведь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8)! Мать Церковь, исполненная благодатной силы и тепла, вечно будет изливать посредством таинств спасительную благодать, возрождающую одряхлевшую и заматоревшую во грехах человеческую природу. От нас лишь зависит, как воспользоваться даром Духа Святого, сохранить в себе силы, почерпнутые в храме, умножить их через правильное духовное делание, подвижнический образ жизни.

Что же предлагают нам наставники благочестия, Святые Отцы, в качестве главных рецептов, пособий для возделывания сердца? Во-первых — трезвение, или непрестанное памятование, о Христе Спасителе, соединенное со внимательным и неспешным призыванием Его святого имени. Святитель Григорий Палама, великий греческий подвижник XIVстолетия, свидетельствует, что все христиане, независимо от возраста, звания и положения, призваны на всякое время и во всяком месте творить молитву, и преимущественно молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Когда мы с верою и любовию призываем Господа, благодать Его невидимо нам содействует, отгоняет злых духов, освящает пространство, привлекает к нам ангелов Божиих, усовершает нашу деятельность, а главное, предохраняет от грехов, соделывая сердце походной церковью, в глубинах которой непрестанно свершается поклонение Отцу в Духе и Истине. Во-вторых — покаяние, тесно связанное с трезвением. Нетрудно заметить, что молитва Иисусова сходна с молитвой мытаря и приучает нас всегда памятовать о своем падении, поставляя грешного человека пред лицем Всесвятого Бога.

Покаяние выражается еще и в навыке самоукорения, стяжать который столь спасительно для каждого из нас! Умение увидеть вину в себе, не перелагая ее на чужие плечи, умение укорить самого себя (избегая, впрочем, самопоедания) — искусство из искусств! Именно это делание избавляет современного христианина от раздражительности и нервичности, помогает забывать обиды и покрывать великодушным прощением многочисленные слабости и недостатки окружающих. Наконец — деятельная любовь, которой должна быть пронизана вся наша будничная жизнь. Стяжать, являть ее, изливать от чистого сердца, лучиться братолюбием заповедывают нам в своих посланиях святые апостолы Петр и Павел. Любовь да будет непритворна... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 9; 21).

Таковы были, есть и будут истинные ученики Христовы! Только Церковь, как дивная виноградная лоза, способна взрастить духовные гроздья, наполненные игристым соком жертвенной любви… Воцерковление свидетельствуется плодами, собираемыми подвижником с живоносного древа Креста Господня, сокрываемыми в тайнике всегда молящегося сердца. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. Кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).

Воцерковление, по сути, равнозначно спасению. Воцерковленный человек предоставил себя в послушание Христу, Который Своею благодатью почивает в простых и незлобивых сердцах… Чрез друзей Божиих Христос Спаситель являет в мире Свои могущество и премудрость. Вот почему Он называет их друзьями, светом мира и солью земли. Дивно сияет небесный свет на челах учеников Христовых, так что и неведующие Бога, наблюдая за их жизнью, невольно прославляют Отца их, Сущего на небесах.

Комментарии 1 - 0 из 0