Мастер-класс американского гостя
Одним из самых ярких событий 36-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) стал приезд американского документалиста, автора трилогии Qatsi (Каянискаци, Повакаци, Накойкаци) Годфри Реджио. В свой первый приезд в Москву режиссер представил новую работу, выпущенную при поддержке Стивена Содерберга и музыкальным сопровождением Филипа Гласса – Посетители // Visitors.
ГОДФРИ РЕДЖИО (1939, Новый Орлеан, США) - американский режиссер, известен как автор трилогии «Коаянискаци» (1982), «Поваккаци» (1988), «Накойакаци» (2002), прослеживающей разрушительное воздействие цивилизации на окружающий мир. В 14-летнем возрасте Реджио стал монахом, примкнув к католическому ордену, и следующие 14 лет своей жизни будущий режиссёр провёл в молитвах, безмолвии и постах. Покинув монастырь, Реджио занялся активной общественной деятельностью и творчеством. Одним из своих учителей он считает армянского документалиста, создателя теории «Дистанционного монтажа» Артавазда Пелешяна.
«Посетители» – четвертый полнометражный фильм Годфри Реджио. В этой работе режиссер раскрывает гипнотическую связь человека с техникой, которая, когда ею управляют с экстремальной эмоциональной силой, способна производить необычайные эффекты, выходящие за пределы человеческого мира. Полтора часа зритель наблюдает за лицами, руками, глазами тех, кто общается с компьютером, ТV, гаджетом. Перед нами в необычной черно-белой манере с завораживающим эффектом не вербально - в эмоциях, жестах и мимике - разворачиваются впечатления и отношения человека с достижениями цивилизации, и рядом мы видим пейзажи удивительной природы, птиц и животных – как уходящую натуру планеты Земля. Фильм сопровождает минималистская музыка Филиппа Гласса – интереснейшего композитора современности. Мировая премьера «Посетители» фильма прошла в 2013 году в рамках Международного кинофестиваля в Торонто. Фильм получил высочайшие оценки критиков, рецензии во всех центральных СМИ.
Американский режиссер Годфри Реджио дал свой открытый мастер-класс на площадке «Летнего Пионера». Откровенно рассказал о том, что заботит его сегодня, о чем его последний фильм. Реджио осуждает эпоху технического прогресса как эпоху, возвестившую конец духовности, уничтожение окружающей среды и невообразимое помешательство человечества. Особый акцент режиссер делает на том, что для человека, живущего в городе, технология как способ существования полностью заменила природу. С его точки зрения, в наши дни технология стала для людей необходима как воздух и уже давно не является дополнением или инструментом, а абсолютной необходимостью. «Мы не используем технологию — мы живём технологией», — часто повторяет американский режиссер. Согласно Реджио, технология, принося биологическое разнообразие в жертву «неуёмному аппетиту всемирной технологической гомогенизации», сама по себе становится рукотворной, искусственной новой природой, идущей войной на природу живую.
Фотография Вячеслава Сачкова