Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Доблесть, память, душа человеческая

Ольга Александровна, великая княгиня. 25 глав моей жизни

На русском языке впервые изданы мемуары младшей сестры императора Николая II – великой княгини Ольги Александровны, которая описывает в них подробности своей жизни в России, до того как в разгар Гражданской войны она была вынуждена покинуть свою родину. Ольга Александровна приходилась самой младшей дочерью императору Александру III и, по ее воспоминаниям, была очень привязана к отцу, который в свою очередь проявлял внимание и заботу к ней, вместе с маленькой великой княжной рассматривал детские книжки, сохранившиеся у императора со времен его собственного детства.

Основным товарищем детских игр великой княжны был ее брат Михаил, впоследствии погибший от рук большевиков около Перми. «Мой отец был провозглашен императором за год до моего рождения. Я была младше всех моих братьев и сестер. Моему ныне покойному брату Николаю было четырнадцать лет, когда я родилась, Георгию — двенадцать, сестре Ксении — семь и Михаилу — три с половиной года. Я росла с Мишей, не имея сверстников, но мы не сожалели об этом, так как моряки и солдаты, служившие во дворце, всегда были готовы играть с нами. Многие из них участвовали в войне с Турцией и делились с нами своими воспоминаниями, яркими и захватывающими, пожалуй, даже чересчур яркими и Захватывающими для юных и впечатлительных детских душ. Домом моего детства была Гатчина, которая находится в сорока пяти километрах от Санкт-Петербурга. Это большой дворец, в нем более шестисот комнат. Лето мы, как правило, проводили в Петергофе, который находится на берегу Финского залива».

Ольга Александровна стремилась остаться жить в России и поэтому вышла замуж за Петра Александровича, принца Ольденбургского. Но это супружество не стало благополучным. Великая княгиня обрела семейное счастье только во втором браке с Николаем Куликовским. Рождение их первенца стало, по словам вдовствующей императрицы Марии Федоровны, лучиком света на фоне драматических событий Февральской революции. Будучи вынуждена покинуть Россию, Ольга Александровна с семьей жила сначала в Дании, потом в Канаде. Она была весьма известна как художница, поэтому книга проиллюстрирована не только уникальными архивными фото, но и репродукциями ее картин.

Олег Жданов. Я покажу вам Кремль!

Новая книга известного знатока Москвы посвящена сердцу нашей древней столицы – Кремлю, и адресована в первую очередь юным читателям, чтобы привить им любовь к отечественной истории и гордость за ее славные страницы. Так, Никольская башня хранит память о том, что именно через ее ворота в 1612 году ворвались в Кремль ополченцы Минина и Пожарского, чтобы изгнать польских оккупантов. Автор напоминает и о загадке, связанной с числом кремлевских башен, ведь согласно путеводителям их 20, но если пересчитать те, что высятся над стенами, окажется, что одной не хватает. «В кремлёвских стенах действительно 19 башен, но есть одна башня вне стен. Она называется Кутафья. Наши предки называли такие башни барбаканами или отводными стрельницами. Они были нужны, чтобы защищать ворота в основной башне или мост через ров».

Когда-то такой крепостной защитный ров был на месте цветников и фонтанов Александровского сада, а мост через него вел к Троицкой башне. Вход на мост охраняла маленькая башня-стрельница, через которую в наши дни в Кремль проходят туристы, посетители концертов и балетных постановок. Объяснено в книге и появление названия этой башни: «Конечно, по сравнению с другими башнями она выглядит маленькой и толстенькой. Поэтому и появилось её прозвище: в старину словом «кутафья» называли полную, неповоротливую женщину, закутанную во множество платков и юбок». А самой высокой была Собакина башня, это название напоминает о семействе Собакиных, из которого происходила царица Марфа, жена Ивана Грозного. В этой башне существовал потайной выход к реке Неглинке и колодец для обеспечения крепости водой в случае осады. При Петре I Собакина башня получила новое название – Арсенальная.

Андрей Смирнов. Событие и вещи

Новый труд известного ученого, главы Института философии РАН, посвящен анализу соотношений между факторами языка и явлениями реальности, то есть словами, понятиями и предметами. Также в книге рассматриваются возможности человеческого разума и классических законов логики в вопросах полноценного осмысления действительности. Является ли мир упорядоченным только тогда, когда все составляющие его вещи образуют определенную стройную систему, – или всё-таки упомянутые вещи образуют порядок мира уже одним фактом своего существования? По мнению автора, «в мире-вещей каждая вещь равна себе и способна изменяться: именно потому изменяться, что не преодолевает границ инаковости и всегда сохраняет свою самость, на фоне которой только и можно говорить об изменении».

Но для понимания всего этого, для осознания бытия, упорядоченность которого не зависит от ракурса, в котором его видит тот или иной отдельный наблюдатель, вещам и явлениям необходимы названия, обозначения, имена. Они создают уникальную картину событий и действий. «Мы обозначаем вещи именами. Кроме имен, мы имеем в своем распоряжении глаголы. Глаголы указывают на события, а не на вещи: течет-река — это событие, в котором «течение» неотъемлемо и неотличимо от «реки». Событие выражено собственно глаголом: это — событие «течет», тогда как «река» и «течение» задают уже возможность вещей». При этом способность выстраивать сложные связи между вещами и событиями, умение воплощать в словах глубокий смысл автор считает главной чертой живого человеческого мышления, основным отличием от искусственного интеллекта.

Дикие кони

Эта история написана известным детским писателем из Ирана Мохаммадом Реза Юсефи, чьему перу принадлежит целый ряд книг по мотивам знаменитой эпической поэмы «Шахнаме». Когда-то великий поэт Фирдоуси, создавая свое эпическое произведение, собирал и вплетал в повествование многочисленные древние легенды, и с тех пор они продолжают жить и радовать людей. Книга «Дикие кони» повествует о тех временах, когда давным-давно людьми правил великий и мудрый царь Тахмурас, который научил подданных многим прекрасным искусствам и полезным ремеслам. Но силы зла во главе с коварным Ахриманом жаждали погибели всему роду людскому.

Воины во главе с царем отражали нападения, но навсегда покончить с врагами им пока не удавалось – ведь для этого надо было предпринять дальний поход и вдобавок сохранить силы для битвы. Однажды на охоте царь и его воины увидели табун диких лошадей, и правитель догадался, что эти могучие животные могли бы стать хорошими спутниками и помощниками людям. Но как укротить их? Воины попытались поймать хотя бы одного коня, но тщетно. Однако по возвращении в свою крепость царь догадался – нужны крепкие веревки, из которых можно сделать арканы. И когда они были готовы, правитель и воины вновь отправились в степь. «Царь Тахмурас выбрал белого скакуна. Когда он набросил свой аркан на коня, то сразу с грозным криком вскочил на него и натянул аркан, словно уздечку. Конь стал прыгать и метаться, он бил копытами о землю и кружился на месте, норовя сбросить с себя царя…». Но, в конце концов, кони покорились людям, и была одержана долгожданная победа над врагами.

Сейед Али Шоджаи. Если бы снеговики не таяли…

В этой поучительной книге-притче глубина содержания органично сочетается с поэтичной простотой изложения, пробуждая у читателей, как юных, так и взрослых способность задуматься о важнейших вопросах бытия. А начинается история почти идиллически – с красивого снегопада и веселой детской игры. «Снег без устали сыпал несколько дней. Он падал с неба крупными пушистыми хлопьями, укрывая всю деревню белым бархатистым одеялом. Снегопад утих лишь под утро. Спозаранку проснулись вороны. Но не успели они огласить округу громким карканьем, как все деревенские ребятишки гурьбой выбежали на улицу… Они мечтали соорудить из снежных комьев самого большого на свете снеговика. И сегодня этот день настал. Глаза взволнованных ребятишек так и сияли от радости».

И вот детишки лепят своего огромного снеговика. Потом усердно украшают его – красивые бусины стали глазами, кто-то принес для снеговика свой новый шарф, кто-то дедушкину трость, и даже шляпу деревенского старосты водрузили на снежную голову. Но утром снеговик ожил и начал командовать жителями. И взрослые почему-то даже не догадались вспомнить, что его слепили накануне их собственные дети. «Людям и в голову не пришло, что слушать снеговика совсем не обязательно, и они торопливо взялись исполнять его приказы». Когда новоявленный кумир требует, чтобы в деревне вечно продолжалась зима, даже весеннее солнце ничего не может поделать. Ведь люди сами покорно соглашаются отказаться от тепла и света.

Марта Таро. Серьги с алмазными бантами

Действие этого романа начинается в самый разгар Отечественной войны 1812 года, когда весь народ поднялся на войну с захватчиками. В одну из южных губерний Российской империи, в имение князей Черкасских приходит скорбная весть о гибели главы семьи, князя Алексея, в Бородинском сражении. Для его юных младших сестер новость оказывается вдвойне горестной, ведь теперь их опекуном оказывается коварный и жестокий родственник, который вознамерился завладеть всем имуществом семьи. Старшая из сестер Елена решает в одиночку отправиться в Санкт-Петербург, чтобы просить защиты у государя.

Но чтобы добраться до столицы, княжне придется пересечь места, где идут боевые действия. Несмотря на оставление Москвы патриотический настрой не угас, русские воины и ополченцы горят желанием изгнать захватчиков с родной земли. «Не было ещё такого случая, чтобы на нашей земле враги правили. Европа она что — там страны меньше наших уездов, а мы — земля без конца и края. Свернём мы шею Наполеону, как пить дать!». Главнокомандующий Кутузов намерен преградить французской армии путь на юг и вынудить ее отступать по своим же следам. Решающее сражение разворачивается под Малоярославцем, за три дня город восемь раз переходит из рук в руки, но русским командирам уже становится ясно, что военное счастье теперь на их стороне. «Фельдмаршал приказал нам отойти на три версты южнее и закрепиться на высотах у Калужского тракта. Но что-то мне подсказывает, что сражение закончено, а Наполеон выдохся — придётся ему отступать по разорённой Смоленской дороге. Надеюсь, что через месяц он уже всех своих лошадей съест...».

Среди тягот военного времени княжна Елена встречает свою любовь, храброго кавалергарда Василевского. Но враг еще не изгнан, война продолжается, мечты о счастье приходится отложить до мирных времен.

Ольга Покровская. Полцарства

В романе рассказывается о жизни семьи Спасёновых – две сестры и брат, уютная квартира в Замоскворечье, где на чисто выметенные полы привольно осыпаются лепестки комнатных цветов, а с кухни пахнет сырниками, испеченными по бабушкиному рецепту… Брат Александр - врач, самоотверженный и искренний, - живет отдельно, у него семья, в которой не все ладно. Жена никак не может понять готовности и потребности доктора Спасёнова бескорыстно помогать всем, кто в его помощи нуждается. Своих сил он совсем не щадит, срываясь то починить инвалидную коляску одинокому старику, то помочь подростку, обустроившему в глубине лесопарка неофициальный собачий приют. Это обиталище старых, больных, покалеченных собак становится своего рода камертоном, выявляющим в людях их подлинную натуру. Кто-то обретает способность по-новому взглянуть на свою жизнь, кто-то наоборот вынужден отказаться от иллюзий.

Даже преуспевающий модный психолог, родственник Спасёновых, вдруг осознает, казалось бы, навсегда утраченные основы истинного бытия человеческого. «Теперь, после того как возвращение состоялось, Болек чуял повсюду благодатное вещество детства. Оно проступало из трещин домов и древесной коры, а главное – из самого майского воздуха... Он мог бы собрать его мёд, вытапливающийся из прошлого подобно каплям масла на чудотворных иконах. В нём сохранились наяву поездки к Спасёновым – на каждый праздник, с первым снегом и с первым солнцем, и в летнюю пыль, на все шесть дней рождения и один день памяти дедушки.  Вдруг с удивлением он понял, что основная мысль или «замысел» его человеческого существа не содержит в себе ничего серьёзного. Это был самый простой луговой букет нежности к жизни. Давняя музыка, дворовая липа, старомодная расположенность к родне. Вот он – ангел неодиночества! Всё, приобретённое позже, – образование, круг общения, статус – было «рукотворно» и не могло рассматриваться как истинная ценность».

Роман призывает к милосердию к людям и к братьям нашим меньшим, напоминает о том как важно найти свое предназначение, ощутить всепоглощающую любовь к миру, вспомнить о самом главном – человеческой душе – в обстановке повсеместной погони за внешним успехом и благополучием.

Алекс Громов, лауреат Премии журнала «Москва»