Капитанская дочка
Отцы Петра Андреевича Гринева
Петр Андреевич Гринев родился и вырос в семействе по всем признакам счастливом, традиционном, патриархальном, где жизнь господ не очень-то отличалась от жизни дворовых людей, где отношения скорее родственными, чем отношениями: я барин — ты раб. Как писал русский поэт век спустя «там еще не скоро сменится метелью золотая осень крепостного права».
Но в таких старосветских семьях «мысль семейная» была всегда и неизбежно чревата мыслью государственной. Помещик с одной стороны да, владел крестьянам, с другой был обязан за это своей службой государю.
И вот юного Петрушу Гринева еще в младенцах «записывают в полк» , а когда подходят годы юношеские он отправляется на военную службу и сам. Предельно элементарное, и очень символическое событие. Отец семейства передает своего чадо отцу народа. Теперь царь хозяин его судьбы и распорядитель биографии.
Кстати, Александр Сергеевич, а он абсолютный гений композиции этот символический шаг, этот неизбежный сюжетный ход дает через своеобразное «снижение», ибо чужд по природе своей барабанного патриотического пафоса, у него все по-людски. От природного отца к государственному Петруша отправляется в сопровождении отца временного и служебного, так сказать. Я имею в виду Савельича. Этот дворовый, стало быть абсолютно бесправный вроде бы человек, наделен отцом Петра Аркадьевича Гринева огромной властью над своим дворянским сыном. У Савельича все деньги, он абсолютный распорядитель над распорядком дня, сном, питанием и даже «свободой совести» мальчика. Когда Петруша проигрывается Зурову, Савельич отказывается давать сумасшедшую по его мнению сумму в оплату карточного долга. Деньги приходится добывать с помощью уже прямого приказа. Гринев обижает дядьку, но по другому нельзя, на кону честь. Пушкин в этом эпизоде «репетирует» один из главных эпизодов произведения, испытание чести Гринева дьяволом Пугачевым.
Получив место назначения в крепость к капитану Миронову Петр Андреевич оказывается очень скоро опять в семье, где он принят как родной. В семье этой верховодит не сам даже капитан Миронов, славный человек, а его супруга, перед нами ярчайший образ капитанши Мироновой, которой уготована, кто бы мог подумать читая написанные с мягким юмором страницы посвященные крепостному быту, страшная трагическая роль.
Гринев опять-таки при отце фактически, опять у него привычное место в естественном порядке вещей. Он сам пример симпатичной человеческой нормы, и жизнь охотно предоставляет ему возможность нормального существования.
Но идиллия, это никогда не бывает надолго.
Мы живем не только в семье, и не просто в государстве, но и в истории, и вот дыхание этой высшей силы ощущается и в маленькой пограничной крепости.
И что выясняется — тихое, даже затхлое, можно даже сказать комическое существование копеечного гарнизона, команды престарелых инвалидов, управляемое толстой русской пожилой женщиной, вдруг преображается в античное воинство, а человеческие взаимоотношения, становятся ничуть не менее трагическими и обостренными, чем в античной трагедии.
Является предатель Швабрин, он мстит Петру Гриневу за то что тот победил его в споре за Машу Миронову, но не только, он мстит и своему дворянскому сословию, и всей родине переходя на сторону ее врага Пугачева.
Пугачев, как мы помним облагодетельствованный Гриневым в начале повести заячьим тулупчиком Петра Андреевича, не казнит молодого офицера, но его великодушие злокачественное по своей природе. Награждая, он не освобождает, а закабаляет, он хочет, что бы Гринев перешел на его сторону, изменил подлинному государственному отцу ( в качестве которого тогда была женщина Екатерина), ради самозванца.
Гриневым в момент дарения тулупчика явно руководит какое-то провиденциальное чувство, интуиция, говоря нормальным языком. Савельич человек совершенно мирской, о высоких материях не размышляющий только возмущается.
«— Помилуй, батюшка Петр Андреевич! — Сказал Савельич, — Зачем ему твой заячий тулупчик? Он его пропьет, собака, в первом кабаке».
Барин тем и отличается, по Пушкину, от своего дядьки, что умеет видеть дальше.
Здесь очень забавно выглядит это «батюшка Петр Андреевич», как мальчишка может быть батюшкой старику, но суть именно в этом. Отец, тот кто умней, а не тот кто старше.
Надо отметить, что у больших писателей очень важные, иногда самые важные вещи проговаривают, иногда даже как бы вскользь, не самые главные персонажи. «Человека забыли» — говорит Фирс. Вот и в этом эпизоде невеликого ума дворовый человек Савельич сообщает Пугачеву самое главное о нем, окончательный приговор:
«— Бога ты не боишься, разбойник, — сказал ему Савельич сердитым голосом».
В устах Савельича это просто расхожее присловье, но перечитывая «Капитанскую дочку» понимаешь, что в этот момент голосом старика говорит сам автор, тут он на миг появляется на первом плане и дает свое и исчерпывающее объяснение личности знаменитого бунтовщика.
В экстремальной ситуации осады крепости очень многие, в том числе и так называемые «простые» русские люди показывают себя людьми благогродными и мужественными, даже девка Парашка проявляет чудеса выдержки и сосредоточенности, Кстати, Пушкин неожиданно меняет ее имя, и начинает называть не парашкой, а Парашей, в знак человеческого уважения к своей не самой главной героине.
Петру Андреевичу и маше удается избежать гибели, но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы он учредил счастливый конец в этой истории, не проведя своих героев сквозь все испытания, и тогда конец был бы неубедительным, как это и случается с второразрядными писателями.
Тень общения с дьяволом, с Пугачевым легла на репутацию офицера Гринева. И он попал в опалу, под следствие, и уже казалось бы, ему было уготована печальная судьба, но тут на первый план выходит его возлюбленная. Она решается ехать хлопотать о Гриневе, и нам кажется, что эти хлопоты вряд ли могут увенчаться успехов. Дочь провинциального помещика, чего она может добиться в Петербурге. Но автор находит простой и убедительный ход, через родственников какого-то истопница во дворце, Маше удается попасть в сад при дворце, и там она рассказывает свою историю какой-то женщине.
Здесь вступает в действие почти сказочный элемент, но он выглядит так убедительно, что испытываешь просто чувство благодарности к Александру Сергеевичу, что он так естественно, ненасильственно «разрулил» ситуацию. Это была сама императрица.
И она относится к девице Мироновой как мать. Собственно, вместе с Машей и сам Петр Гринев обретает себе верховную родительницу, его усыновляет императрица.
Как известно, во время Пугачевской войны всего лишь один дворянин перешел на сторону бунтовщика, именно этого единственного предателя и вывел в образе Швабрина Пушкин. Предатель был один, счет идет на штуки в этой истории, императрица внимательна к каждой человеческой судьбе. Она не просто милует офицера, оказавшегося под наветом, для нее один этот Гринев огромная фигура, он в два раза сокращает лагерь предателей.
Императрица усыновляет чету, и в этом нет никакого преувеличения, не только она важна в их судьбе, но и они в ее судьбе.
Все-таки, перед нами абсолютно счастливый конец, после массы перипетий всю устраивается ко всеобщей радости. Все получили по заслугам, справедливость и любовь все управляют миром, а не страшные кровавые самозванцы, не бешеные страсти внутренне негармоничных людей.
Отцы любят сыновей. И дочерей. Дети уважают отцов и готовы продолжить их дело.
Гармония. И ни одной фальшивой ноты, ни капли сиропа, и только благодарность гению — люди могут жить как люди!