Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Некоторые книги января

Вечность и современность

Времена меняются, многочисленные гаджеты меняют нашу жизнь до неузнаваемости, однако человеческая натура в многом остается прежней. Поэтому классические притчи сохраняют свою актуальность и психологическую достоверность, как будто они написаны в наши дни. Да и мудрые сказки разных народов хранят вечные сюжеты и ценности, повествуя о благе честного труда, здравого смысла и великодушного сердца. А еще – сохраняя повод для доброй шутки и радостной улыбки. Произведения, созданные современными авторами в наши дни, показывают примеры великих чувств и подвигов, достойных эпоса. А кропотливое познание прошлого сочетается с необходимостью понять самих себя

Халва и радуга

В этой книге собраны притчи из поэмы классика персидской литературы Саади Ширази «Голестан» («Цветочный сад»). Для современного читателя их переложил писатель Фархад Хасан-заде. Притчи Саади замечательны тем, что в них органично сочетаются глубокий смысл и искрометный юмор.

Кроме того, по этим историям заметно, что люди не слишком уж изменились за прошедшие века. Отвага и робость, скупость и широта души, предусмотрительность и безответственность – все эти свойства человеческой натуры остались прежними. Скупой, но состоятельный отец, который пытается экономить на вызове врача и покупке лекарств для больного сына. Лихой, казалось бы, воин, выучивший боевые приемы по книгам и картинкам, но бессильный перед реальным противником. Соседка, которая постоянно вмешивается в жизнь посторонних людей, хотя ее никто об этом не просит. Все эти типажи можно наблюдать и сегодня, в повседневной жизни.

Есть у Саади и достойные уважения герои. В притче «Халва и радуга» мальчик захотел халвы, но денег у него не оказалось. Тогда он стал уговаривать торговца отдать ему лакомство бесплатно – как сыну известного ученого. В этот момент в кондитерскую лавку зашел мудрый человек. Он смог вразумить мальчика, не обидев его, и растолковать, что гордиться уместно лишь собственными заслугами.

Байбра Маккарти. Хранитель горшочка с золотом. Ирландские сказки о лепреконах

В красочной книге с иллюстрациями Олдридж Йелен собраны сказки, действие которых разыгрывается на зеленых холмах Ирландии. И иногда под ними, как это принято в тех краях, где обитают справедливые мужественные короли, прекрасные принцессы и всевозможные волшебные создания, в том числе - хитрые лепреконы.

Что мы о них знаем? Они знатоки мест, где спрятаны клады, хотя могут подсунуть и ненастоящее золото. Леперконы умеют шить изящную миниатюрную обувь, которую носят феи. И, что самое интересное, лепреконы могут исполнить три любых ваших желания или подарить вам волшебный шиллинг, который всегда возвращается в кошелек.

Многие мечтали обзавестись такой неразменной монеткой, а лучше сразу солидным кладом. «Питер искал маленького волшебника, который принес бы ему удачу, избавив от работы и вдоволь обеспечив богатством, чтобы он смог остаток своих дней прожить счастливо и беззаботно. В один прекрасный день, неторопливо прогуливаясь вдоль озера Караг, он заметил маленького человека, сидящего на камне». Однако встреча с лепреконом может обернуться и суровым жизненным уроком.

Павел Линицкий. Мой папа — пират

Поздно вернувшаяся с работы мама заявила папе и сыну, что уезжает в командировку. Но оказалось, что в детском садике с завтрашнего дня – карантин и поэтому папе придется брать сына Димку с собой на работу. А работал папа – пиратом и звали его Синяя Борода.

Так началась эта история со многими забавными приключениями, главным героем которых стал мальчик Димка. Кто из мальчишек втайне хоть однажды не мечтал быть пиратом? Отважно рассекать на корабле бушующие волны, мужественно преграждать путь вражеской эскадре; рискуя жизнью, спасать прекрасную незнакомку и попутно отыскать сундук с золотыми монетами... И вот в красочной книге (художник Екатерина Варжунтович) рассказывается о том, как в   плаванье выходит пиратское судно «Кашалот»…

Однажды пиратский корабль попал в шторм, который бушевал всю ночь и судно превратилось просто в кашу. Пираты, целые и невредимые, оказались на пляже необитаемого острова. А как известно, на необитаемом острове обязательно должен быть клад. «Все принялись спорить, где зарыть клад. Синяя Борода доказывал, что лучшее место – прямо на пляже, Джонни и Джимми кричали, что клад всегда прячут под пальмой, а Билли Пупс громче всех вопил, что шоколад нужно класть в холодильник, а то растает…». В конце концов именно он и начал копать под пальмой своим знаменитым складным ножиком, в котором было все на свете, даже запасной шахматный король. Затем пираты принялись рисовать свои пиратские карты, по которым никогда не найти клада. Ведь пиратский клад прячут вовсе не для того, чтобы его потом достать.

Махмуд Барабади. Один умён, а другой умнее

В этой сказке-притче автор использует элементы плутовского романа и неожиданные повороты сюжета. История начинается с того, что в город Шекарестан приезжает иностранец. Он похож на обычного богатого туриста – жаждет экзотики и фотографирует всё подряд. Когда он спрашивает дорогу у почтенной бабушки Камар, в ситуацию вмешивается один из жителей города...

Если бы иноземец сразу знал, что его нового знакомого зовут Самад Врун, то, наверное, поостерегся бы прислушиваться к его советам и покупать старинные безделушки у его знакомых. «Самад и приезжий Мистер отправились в путь по городу — с одной стороны базара зашли, с другой вышли… А тут как раз Рамазан Плут и Арсалан Пончик расстелили на тротуаре ковёр и принялись зазывать покупателей».

Гость, не торгуясь, купил у этих торговцев и ржавые ножницы, и помятый кувшин. Увидев это, провожатый решил подзаработать на наивности приезжего и повел его к себе домой. Там он вывалил весь хлам из кладовки и о каждой вещи рассказал захватывающую историю. Иностранец заплатил за весь хлам звонкой монетой, а довольный Самад даже помог ему получить еще одну ржавую железку бесплатно. Однако на самом деле турист, прекрасно осознавал, ради чего пустился в далекий путь…

Саша Черный. Кот на велосипеде

В красочной (со смешными и забавными иллюстрациями Марии Дружининой) книге – множество забавных историй, посвященных котам, собакам и детям, скворцу и скворчихе. Так в «Домике в саду» рассказывается о том, как рыжий плотник Данила начал делать скворечник, и все сбежались смотреть и обсуждать. Даже кошка, которая промяукала скворчихе, чтобы та, скворечная курица, шла в свой ящик спать. А между тем в новый скворечник, на новоселье, люди, взрослые и маленькие, понесли красный коврик, кукольное семейство и даже картинку – «Мальчик-с-пальчик». И даже мама, сняв со своих волос малиновую ленту, кошке ее повязала.

Внимательные и чуткие коты поведали Саше Черному о своих приключениях, отношениях с людьми, и даже о человеческих странностях! В рассказе «Лук в клетке» девочка Катя уже три дня не разговаривала с кошкой. С той самой рыжей, греющейся на солнце как голландская королева и заодно повыдергивавшей весь лук с незабудками. И вместо извинений – аккуратно хватающей Катю за передник, приглашая поиграть. Катя же вместо того, чтобы погладить расшалившуюся кошку, засунула тот самый небольшой ящичек с луком в старую клетку. Кошка посмотрела на это обиженно, фыркнула, хвостом, кошачьим барометром, сердито задергала и стала соображать – пролезет ли лапа через прутики.

Бурятские народные сказки

В книге собраны сказки и предания бурятов, народа охотников и скотоводов-кочевников, испокон веков обитающего на берегах озера Байкал в Восточной Сибири. Среди представленных - сказки «Девушка и месяц», «Умный Бадма и глупый лама», «Солнечный цветок» и другие.

Бурятия — республика в Восточной Сибири, её низменности и горы вытянулись в форме полумесяца вокруг озера Байкал. Здесь испокон веков жили скотоводы-кочевники и охотники-звероловы. Как и многие другие кочевые народы, буряты использовали в качестве жилья переносные жилища — юрты. Юные читатели этой книги могут представить, как они заходят в такую юрту, садятся у очага и слушают онтохошина — сказочника. Он сидит на хойморе — северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей, пьёт горячий зелёный чай из пиалы и рассказывает, как умный Бадма обхитрил глупого ламу, и почему, если долго смотреть на месяц, увидишь девушку с вёдрами и коромыслом…

Одна из сказок под названием «Хитрый кот» повествует о том, как в жилище царя зверей посреди обширного леса, старого грозного медведя, завелись мыши и стали досаждать ему. «Наши звери хорошего кота и приставили к медведю в караульные. Очень хитрым оказался кот: в своей службе не усердствует, поймает для острастки одну мышку - остальные уже носа не кажут из своих нор. Но стоит коту отлучиться, как мыши вновь смелеют…». Стал кот для медведя ближайшим советником, но однажды заболел и поручил борьбу с мышами своему сыну. А тот оказался не слишком предусмотрительным и всех грызунов за одну ночь переловил…

Издание проиллюстрировано красочными рисунками известной художницы из Улан-Удэ Марины Дамбиевой. В предисловии рассказывается о таежных просторах Бурятии, местной фауне - белках и горностаях, соболях и лисицах, рысях и косулях, медведях и кабанах.

Юрий Божко. Песенный жанр: историко-социологический анализ

В книге, посвященной социологическому анализу популярной музыки, за точку отсчета современного эстрадного жанра автор принимает начало XX века, - период, которому была свойственная дифференциация эстрадного жанра в соответствии с сословными перегородками.  Роль советской песни в разные периоды существования советского общества менялась. «Принижение лирики на пороге 1930-х годов привело к тому, что ее дефицит стал покрываться в основном песнями дореволюционной эстрады, пластинками, оставшимися от дореволюционного времени и периода НЭПа, когда печатались в основном песни именно лирической тематики… Трактовка любви в лирических песнях 1930-х годов коренным образом отличается от прежних десятилетий. Теперь любовь выступает лишь как источник бодрости и радости, чувство, помогающее жить и трудиться. Такой показана любовь в лирических песнях Дунаевского, Блантера, Захарова, Чембреджи и других авторов 1930-х годов. Никакой неразделенной любви, любви, приносящей страдания или горечь вы не встретите в песнях этого времени. Казалось, будто человеческая природа коренным образом изменилась под воздействием социально-политических преобразований… В 1930-е годы был нужен певец своего времени, певец радости, бодрости, юности и преуспеяния, способный провозгласить эти качества советского человека на весь мир».

В СССР популяризации песен огромную роль сыграло именно советское радио, которое было в каждой квартире и в многих сельских домах, вещая ежедневно с 6.00 до 24.00

Реза Амир-Хани. Её я

Роман современного писателя повествует о том, как менялась жизнь Ирана в ХХ веке. На первых страницах автор живописует традиционную, размеренную жизнь Тегерана. Однако главный герой — не только панегирист традиции, но и свидетель перемен, постепенно просачивающихся в восточное общество. Например, продавец льда начинает изготавливать свой товар в новомодных холодильниках. По улицам столицы ездят и наскучившие всем телеги и повозки, и первые в стране грузовики. Тем не менее традиционный уклад все еще остается незыблемым, и богатый дедушка главного героя окружен всеобщим уважением. Теперь он почтенный глава семьи, отошедший от дел.

Когда-то он был энергичен, хитроумен и проводил коммерческие операции с огромной выгодой — в частности, торговал сахаром из Российской империи. Этот сахар считался в Иране востребованным товаром. Дошло до того, что в Тегеране губернатор, потребовавший от купцов снизить цены, спровоцировал бунт. Впоследствии градоначальник лишился должности.  «А раньше, когда грузы еще перевозили верблюдами и мулами, Фаттах каждые два года ездил в Баку. Там закупал кусковой сахар, рафинад и сахар-песок — крупным оптом, по нескольку караванов… Эти операции он хранил в строжайшей тайне и за пять-шесть поездок в Россию не только вернул вложенный капитал, но и удвоил, утроил его».

Однако и традиции отступают, и вот внучке Фаттаха директор школы велит больше не надевать платок. А внук, от лица которого ведется повествование, должен теперь носить в школу форму европейского образца. Но перемены и новшества не занимают главное место в жизни подростка. Он увлечен пробуждающейся любовью к сестре друга. Им не суждено быть вместе, но это чувство герой пронесет через всю жизнь…  

Хабиб Ахмад-заде. Шахматы с Машиной страшного суда

Роман известного иранского писателя посвящен событиям времен ирано-иракской войны. В центре внимания прозаика – оборона Абадана. Этот город называли «иранским Сталинградом» из-за стойкости его защитников. В романе приводятся и воспоминания автора. Уроженец Абадана, он старшеклассником ушел в ополчение, чтобы защищать родной город.

Молодой ополченец узнает, что у противника появился новейший радар, который способен засечь все и без того немногочисленные огневые точки осажденных. Поэтому он должен отыскать место его дислокации. «Вдоль того берега реки тянулась стенка из мешков с песком, кое-где в ней были выступы с отверстиями или как бы прорезями.  Неопытный наблюдатель не сразу и поймет, что это — замаскированные окопы. Я повел биноклем вправо: ряд мешков тянулся вплоть до начала острова. Вместо слышавшейся еще несколько минут назад перестрелки, которую можно было считать дружеским прощанием после страшной ночи, теперь воцарилась полная тишина. Впрочем, разглядывая берег, я терял время. Ни один человек в здравом уме не притащит радар к самой реке. Следовало осматривать пальмовые рощи, а потом пустыню позади них».

Помимо картин войны, автор описывает и личные драмы каждого из персонажей. Одинокая мать спасает маленькую дочь в зареве бомбежек и пожаров. Старый инженер с отчаянием видит, как гибнет знаменитый нефтеперерабатывающий завод, которому он посвятил всю свою жизнь. Семья оплакивает гибель сына. Однако жизнь уцелевших зависит от того, выстоит ли город. Решающим становится исход поединка между героем и Машиной...

Арсен Ревазов. Одиночество-13. Метаферонты

В этом романе сплавлены воедино сразу несколько жанров от романтического неонуара до документальной научной прозы. Начинается все с того, что ранним утром герой приходит в гости к другу. Н прямо на пороге он останавливается в необъяснимом ступоре. Взаимное недоумение выливается в разговор, после которого становится ясно, что у обоих друзей серьезно изменились привычные воспоминания. Один многое забыл, другой теперь помнит то, о чем раньше не имел представления. А потом на них обрушивается каскад странных событий…

Предыдущая книга автора была выпущена в традиционном бумажном виде. Новый роман Арсен Ревазов представил в формате видеокниги в авторском исполнении. По мнению писателя, эксперимент с превращением художественного текста сразу в начитываемый видеовариант еще сильнее выявил то, что для прозы ритм является одной из важнейших характеристик. Повествование затрагивает самый актуальные темы современности – проблемы СМИ, проявления «новой этики», раскол общества на почве подлинной и мнимой дискриминации.

Алекс Громов





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0