Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Созидатели и защитники

Созидатели и защитники

Память о подвиге советских людей, остановивших немецкие орды, навсегда останется в веках. История Сибири тесно связана и с походами храбрых первооткрывателей, и с каждодневным трудом крестьянина. Прославленный врач и философ Ибн-Сина оставил труды не только о медицине, но и об организации человеческой жизни. Фотограф Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю от края до края, ее города, дороги и людей. Сказки разных земель запечатлели народную мудрость и старинные обычаи.

Ибн-Сина. Исцеление: теология

Новое двухтомное издание включает в себя классический труд одного из основоположников современной медицинской науки — Ибн Сины. В Европе этот виднейший мыслитель средневекового Востока был известен под латинизированным именем Авиценна. На протяжении нескольких веков книги Ибн Сины и на Востоке, и на Западе были главными источниками системных медицинских знаний. Кроме этого, Ибн Сина был автором подробных рекомендаций по правильному питанию и здоровому образу жизни. Его же философские труды многие века служили надежной опорой для мыслителей исламского мира.

Будущий ученый появился на свет в конце Х века в окрестностях Бухары. Он получил хорошее домашнее образование, а после этого решил посвятить себя изучению медицины. Через несколько лет юный врач смог вылечить правителя Бухары, которому долго не могли помочь заслуженные медики. За это Ибн Сина был приглашен на должность придворного врача. Это означало не только высокий статус и хорошее жалованье, но и возможность доступа в дворцовую библиотеку, где хранились редкие научные трактаты. «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах», — говорит он впоследствии. И считал, что любая книжная информация должна быть проверена практическим путем.

Но при всём этом интересы Ибн Сины были намного шире одной лишь медицины. Они включали в себя различные области как естественных, так и гуманитарных наук. В первом томе настоящего издания представлен раздел «Теология» с подробными комментариями. Это первая публикация полного русского перевода данного раздела. Во второй том включены разделы, посвященные психологии, натурфилософии и логике, а также очерк о философских воззрениях Ибн-Сины. Издание завершается разделом подробных примечаний и словарем арабских терминов.

Валентин Распутин. Сибирь, Сибирь

Эта книга объединяет документальные очерки отечественного классика, посвященные Сибири, связанным с ней людям, ключевым историческим событиям. Автор особо подчеркивает, что в освоении Сибири главную заслугу следует признать за простыми тружениками. «Сибири суждено было войти в плоть и кровь России, так оно и произошло. Ермак острым и быстрым клином, как ножом, вонзившись в ханскую Сибирь, лишил ее прежней власти, казаки-первопроходцы, наскоро пройдя Сибирь насквозь, простежив ее боевыми острогами, словно бы подшили ее к России. Но русской и оседлой Сибирь сделали не воины, не служивые, промысловые и торговые люди, а хлеборобы... Мнения о Сибири менялись, интерес к ней то вспыхивал, то снова пропадал, из золотого колодца она превращалась в нечто вроде мусорной ямы, куда сваливали всех мастей преступников и нежелательных для правительств людей, а он, крестьянин, знай себе работал да работал и тяжелым трудом, и нелегкой жизнью роднился с Алтаем, Енисеем и Леной все прочней и прочней».

Особый колорит Сибири придавало то, что сюда стремились люди, влекомые разными, часто противоположными мотивами. Старообрядцы, спасавшиеся от преследований, лихие люди, искавшие места, где нет законов. «Рядом с авантюристом шагал праведник», — пишет об этом Валентин Распутин. Своеобразие сибирского характера он объясняет и стремлением к свободе, и освоением нового пространства, где требовалось не просто способность быстро собраться для противостояния любому неблагоприятному фактору, но умение постоянно пребывать в высокой степени такой готовности.

Книга состоит из нескольких разделов, которые посвящены конкретным регионам Сибири: городу Тобольску, озеру Байкал, городу Иркутску, Алтаю и Кяхте.

Юрий Бондарев. Горячий снег

С этим прославленным романом в нынешнем году связаны сразу две круглых даты — 55 лет первой публикации произведения и столетие автора. «Горячий снег» стал одним из знаковых произведений целого литературного направления, получившего название «лейтенантская проза». Работавших в нем писателей объединяло то, что все они прошли Великую Отечественную войну, будучи младшими офицерами и после писали о повседневной фронтовой жизни. «Дымились в артиллерийских упряжках важно лоснящиеся на солнце бока коренников, на крутых их спинах оцепенело покачивались в седлах ездовые. Взвизгивали колеса орудий, глухо стучали вальки, где-то позади то и дело завывали моторы ЗИСов, буксующих на подъемах из балок. Раздробленный хруст снега под множеством ног, ритмичные удары копыт взмокших лошадей, натруженное стрекотание тракторов с тяжелыми гаубицами на прицепах — все сливалось в единообразный дремотный звук…».

А еще речь идет о переживаниях сомнениях и человеческих слабостях, о тихом, а не плакатном героизме советских людей. Сам Юрий Бондарев почти что в первые дни войны ушел добровольцем на строительство укреплений под Смоленском. Дальше его направили в пехотное училище. В октябре 1942 года он, как и многие его однокурсники, оказался под Сталинградом в качестве командира миномётного расчёта. Так что о великой битве на берегах Волги он знал не понаслышке. И при создании романа «Горячий снег» Юрий Бондарев опирался на реальные события и собственные впечатления. Именно там под Сталинградом разворачиваются события этого романа. Два лейтенанта-однокурсника, командиры артиллерийских взводов, еще не знают, что именно сюда придется главный удар немецких сил в рамках операции «Зимняя гроза», когда войска под командованием Манштейна пытались прорваться к окруженной армии Паулюса…

Победа — навсегда! Как советские кинооператоры снимали освобождение Европы. Документы и свидетельства. Автор-составитель Ф.И. Фомин

Большой фолиант с множеством архивных черно-белых фотографий представляет собой хронику событий Великой Отечественной войны, запечатленной советскими фронтовыми операторами в Румынии и Болгарии, Венгрии и Польше, Австрии и Чехословакии, Югославии и Норвегии, Восточной Пруссии и Германии

 «Какую задачу мы ставили перед фронтовыми хроникерами? ПОКАЗАТЬ ВОЙНУ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕКА. Это было тем более важно, что в первые месяцы войны Советская Армия никаких масштабных действий не производила, моральное состояние, воинский дух наших солдат оказался чрезвычайно высоким, а это можно было передать только через человека.

Мы всячески культивировали стремление схватить деталь. Дать картину происходящего через деталь. Так, А. Левитан и Д. Шоломович снимали полет ночных бомбардировщиков, и зритель видел в кадре «человеческую» деталь: фотографию сына, укрепленную на приборной доске перед летчиком. Воин защищал страну и сына. И другой кадр, снятый Левитаном: стрелянные гильзы, которые знаменитый снайпер Михаил Сурков втыкал в землю, когда убивал очередного фашиста… Или: Сталинград, окопы, блиндажи, а на столе в землянке кипит самовар».

В текст книги включены директивы, монтажные листы («Югославия, «В Вене», «В Будапеште», «Бои за Пиллау», «На улицах Берлина», «Штурм Рейхстага», «Подписание Германией капитуляции», «В Берлине»), редакторские заключения на съемки, приказы Главкинохроники и отчеты начальников фронтовых киногрупп, телеграммы, воспоминая участников съемок и другие документы.

С.М. Прокудин-Горский. Лица империи. Текст Л. Галаганова

Красочное издание с уникальными цветными фотографиями, сделанным более столетия назад Прокудиным-Горским, одним из основателей фотографического дела России. В предисловии коротко рассказывается о древнем дворянском роде, из которого он происходил, гербе и славных предках. Следующие строки посвящены обучению Прокудина-Горского мастерству фотографии, выборы его почетным председателем Русского фотографического общества в Москве.

Первая из глав книги посвящена съемкам Л.Н. Толстого и его окружающих в Ясной поляне. Во время своей поездки Прокудин-Горский сделал знаменитый портрет и другие снимки писателя. Также запечатлел его жену и крестьянских детей, посещавших Яснополянскую школу. Также в тексте сравнивается как Прокудин-Горский снимал Л.Н. Толстого и Ф.И. Шаляпина: писателя он снимал в обыденной обстановке, а певца и артиста — театральном гриме, в роли Бориса Годунова.

Следующая глава посвящена людям труда — мастер хотел сохранить для потомков простых тружеников, их занятия и быт. Прокудин-Горский отражал лучшее, что есть в этих простых тружениках, не боясь снимать обычных бедняков. «Именно благодаря его труду мы сейчас можем увидеть лица людей далекого прошлого — и не только тех, кто вошел в историю, но и простых, ничем не примечательных жителей городов и деревень, которых мы никогда не видели. Они носили такие же яркие сарафаны, как русские крестьянки, или пестрые халаты, как мужчины на улицах Самарканда, смотрели на фотографа широко распахнутыми доверчивыми глазами, как крестьянские дети в Ясной Поляне…»

Одна из глав посвящена восточным городам — Бухаре и Самарканду, а завершающая — православным монахам. Прокудин-Горский не раз фотографировал храмы, снимал Соловецкий монастырь и остров Городомля на озере Селигер, принадлежащий мужскому монастырю Нило-Столбенская пустынь, а также монахов из Верхотурского монастыря, основанного в 1604 году.

Карина Сарсенова. 39 попугаев

В прошлые века попугай за свое умение подражать человеческой речи считался самой мудрой птицей. Он в равной мере был почитаем и на Востоке, и на Западе. А красота и яркость оперения дополнительно усиливала это всеобщее восхищение. Художники Ренессанса очень любили изображать попугаев на своих полотнах. Считалось, что попугай способен замечать, когда люди ступают на неверный путь, грозящий не только житейскими невзгодами, но и духовным падением, и своими криками он старается предупредить об опасности.

Именно поэтому сборник коротких стихотворений-притч известной писательницы получил такое название. Притчи посвящены самым разным вопросам — от вечных проблем, волнующих человечество с незапамятных времен, до актуальной в наши дни темы кредитов и или одиночества посреди большого города. Говоря о всеобщей страсти жить в долг, автор замечает: «Любовь приходит и уходит, но лишь кредитов вечна власть». Писательница отмечает, сколь важно вести себя осознанно, по возможности воздерживаясь от токсичных мыслей и общения с людьми, отнимающими душевные силы. Ведь в человеческих отношениях часто не хватает и настоящей любви, и понимания собственных поступков. разумной осознанности поступков. И дети порой появляются на свет всего лишь потому, что их родители были убеждены: так положено… При этом никто не вспоминает, что ребенок — не престижная вещица и не живая игрушка, а новый человек, отдельная личность, которой нужна любовь и поддержка, чтобы сформироваться и передать следующим поколениям навык любви и понимания.

Александр Лапин. Религия творчества

Новая книга известного писателя и публициста начинается с размышлений автора о поиске человеком своего предназначения и смысла жизни. Это одна из ключевых тем всего творчества Александра Лапина, от нашумевшей эпопеи «Русский крест» до недавнего романа-биографии «Страсть и бомба Лаврентия Берии». По мнению писателя, основой достойного жизненного пути должны быть традиционные нравственные принципы. Столь же важную роль он отводит творческому началу. «Смысл жизни заключается в том, что человек прежде всего должен реализоваться. У каждого есть данный Богом талант. Не важно, в чем именно он выражается и какого объема, но его нужно воплотить».

Александр Лапин рассматривает судьбы и творческие взлеты великих мастеров русской литературы. Посвященная им часть книги носит название «Гении и мастера». Ее героями стали Пушкин, Лев Толстой, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Шолохов, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Горький, Есенин и Бунин. Автор выбрал именно их, опираясь на впечатления разных лет, творческий опыт и собственные читательские предпочтения. Таким образом классические произведения, многие из которых известны нам со школьных лет, анализируются заново, уже с учетом биографий их авторов и точки зрения современного человека.

Вторая часть книги носит название «Символ веры» и посвящена теме духовного поиска. Александр Лапин делится своими убеждениями, которые сложились у него за долгую, насыщенную событиями жизнь. В третьей части «Книга в книге» представлены ранние произведения писателя — повесть «Чистый исток» и рассказ «Жила на свете бабка Марья».

Александр Дим. Успех и внутреннее спокойствие. Об искусстве построения жизни

Эта книга посвящена анализу представлений об успехе, которые еще недавно казались непреложной истиной. Например, постоянной занятости, способности делать несколько одновременно. Однако весьма часто это приводит к хроническому стрессу, выгоранию и не просто снижению мотивации, а полной ее утрате. Автор отмечает: «Настойчивость — хорошая гарантия успеха: тот, кто настойчив, верит в свое дело. Благодаря этому качеству с каждой попыткой продвинуть свое дело вперед мы доказываем другим, что настроены серьезно. Поэтому упорство и сила воли — две незаменимых базовых составляющих успеха и внутреннего спокойствия. Но упорство и сила воли могут стать опасными, если начинают жить собственной жизнью, а их проявление превращается в самоцель».

Существует и такая точка зрения, что следует довольствоваться малым. Но для того, кто на самом деле хотел бы действовать и продвигаться вперед, принудительный аскетизм — а принуждением может быть, и усердное самовнушение — становится еще одним тяжелым испытанием. Поскольку ограничение ресурсов, которые на самом деле остро необходимы в достаточном количестве, тоже является сильным стресс-фактором, не помогающим, а отнимающим силы. Точно так же автор рекомендует разумно относиться к своим переживаниям и эмоциям, не пытаясь полностью выключить их. И всегда осознанно относиться к честолюбивым замыслам, чтобы внушенное извне стремление к быстрому успеху не стало тем препятствием, которое загораживает путь к успеху настоящему.

Фарис Нофал. Очерки по истории зайдитской мысли VII–XI вв.

Книга представляет собой научный труд, посвященный исследованию раннего периода одного из направлений классической философии Востока. Его основателем был Зайд ибн Али, живший в VIII веке в городе Куфа, расположенном на берегу реки Евфрат. Сейчас это территория Ирака, а тогда Куфа находилась в составе Арабского халифата. Зайд был известен и уважаем как знаток законов и их мудрый толкователь. Одной из главных тем его философских размышлений была способность к действию, которую он полагал важнейшей опорой человеческой личности. Он утверждал следующее: «Абсолютно свободный человек творит свое действование в соответствии с собственными же выбором и могуществом, без принуждения к тому…».

Вожди местных племен, недовольные правлением династии Омейядов, убедили Зайда выступить против халифа, пообещав массовую поддержку. В 739 году он согласился стать предводителем повстанцев. Но спустя десять месяцев восстание потерпело поражение. Сам Зайд ибн Али в самом начале 740 года был смертельно ранен в бою и вскоре скончался. Его тайно похоронили на дне реки. Ради этого была устроена временная плотина на одном из рукавов Евфрата. Но некий случайный свидетель увидел происходившее и сообщил наместнику халифа. По приказу правителя река была вновь запружена, тело мудреца-мятежника найдено и предано поруганию... Но трагическая судьба философа породила множество народных легенд о нем и способствовала широкому распространению его учения.

Лариса Черкашина. Пушкин и Романовы. Великие династии в зеркале эпох

В книге рассказывается о тех исторических связях, которые существовали между предками А.С. Пушкина и предками царственных Романовых, а также — об отношениях родных Пушкина, его вдовы и детей, с членами императорской фамилии.

Боярин Никита Романович Захарьин-Романов женат был дважды и его первая жена, Варвара Ивановна, из рода Ховриных-Головиных, была бабушкой царя Михаила, родоначальника державной фамилии! Она же была внучатой племянницей Ивану Владимировичу Голове. А из его рода произошел знаменитый адмирал, сподвижник Петра I Иван Михайлович Головин, прапрадед Пушкина.

В текст книги включены подробности жизни самого поэта, эпизоды, связанные с Александром I и Николаем I, эпизоды светской жизни и литературной жизни, и даже истории так или иначе связанных с Пушкиным предметов. «Через Веймар пролёг путь дуэльных пистолетов, одним из которых был смертельно ранен Пушкин. В декабре 1835-го французский посол барон Амабль-Гильом-Проспер-Брюжьер де Барант, направляясь к месту новой службы в Петербург, сделал остановку в Веймаре, остроумно именованным Гёте маленькой резиденцией, насчитывающей «десять тысяч поэтов и несколько жителей», где нанес визит герцогине. О чём и сообщил в Париж: «Великая герцогиня, сестра русского императора, приняла меня благосклонно… Вообще разговор проходил в благосклонном тоне, было явное намерение показать, что я встречу в Петербурге хороший приём».

Пара дуэльных пистолетов проследовала вместе со своим владельцем, французским послом, через самый поэтический город в Германии, чтобы вскоре оказаться на берегах Невы.

…В январе 1837-го из Петербурга в немецкий город Веймар летела царская депеша. Николай I — сестре, великой герцогине Марии Павловне Саксен-Веймарской: «Здесь нет ничего такого любопытного, о чём я мог бы тебе сообщить. Событием дня является трагическая смерть Пушкина, печально знаменитого, убитого на дуэли…»

В оформлении книги использованы портреты, гравюры и фотографии из собраний архивов и музеев, частных коллекций.

Рыцарство. Автор текста А. Голованова

Красочное издание, в котором рассказывается о прославленных рыцарях, чьи подвиги были запечатлены в мировой истории, в поэмах и балладах, исторических романах и манускриптах. А позже, уже в наше время, обо многих из этих рыцарей были сняты фильмы и сериалы, записаны радиоспектакли и нарисованы мультфильмы.

Среди рыцарей были отважные короли и лишенных страха крестоносцы, великие полководцы и ловкие авантюристы, мастера меча и изящные трубадуры, сочинившие баллады, пережившие века.

Первым из рыцарей, ставшим и героем литературных произведений, упоминается Роланд, сподвижник короля Карла Великого, героически погибший в Ронсевальском ущелье. «Подвиги Роланда воспеты в эпических сказаниях, многочисленных поэмах, самой знаменитой из которых стала «Песнь о Роланде». Казалось бы, до нас дошли и мельчайшие подробности биографии воина: детали его экипировки, имя невесты, название меча, кличка коня, наконец… Однако все эти сведения почерпнуты из «песенной истории», которая во времена всеобщей неграмотности занимала в Западной Европе важное место и оказывала ничуть не меньшее влияние на умы, чем история письменная. Ее создавали и разносили по свету странствующие певцы и артисты — трубадуры, труверы, жонглеры и миннезингеры, среди которых встречались и рыцари».

В издании рассказывается о подвигах Ожье Датчанина, Бертрана де Борна, Вольфрама фон Эшенбаха, Роберта II Благородного, Джона Хоквуда, Бертрана Дюгеклена, Томаса Мэлори, Рене I Анжуйского Доброго, Гастона де Фуа и многих других. В завершение приводятся основные даты войн, сражений, мятежей и подписанием договоров, походов и осад с участием рыцарей с 613 по 1572 года.

Бахаре Сазманд. Навруз: праздник, объединяющий народы

Издание рассказывает о традициях Навруза, который с незапамятных времен отмечается в Иране и сопредельных странах. Это и начало нового года, и день открытия сезона полевых работ, и семейная встреча, ради которого все стараются вернуться к родному очагу даже из дальних краев.

Появление Навруза принято связывать с именем легендарного древнего царя Джамшида. «В большинстве районов Ирана во время наступления нового года накрывают стол «хафтсин», который включает в себя семь видов продуктов, названия которых начинаются на «син», например, яблоки (сиб), плоды лоха узколистного (санджед), пророщенная пшеница (саману), уксус (серке), сумах (сомаг), гиацинты (сомболь), чеснок (сир) или черный тмин (сияхдане)». Кроме этого на стол ставят стеклянную емкость, в которой плавает золотая рыбка.

Главное кушанье готовится людьми сообща: кашу из проростков пшеницы, растительного масла и муки, томят на медленном огне всю ночь, сменяя друг друга. Даже в современных многоквартирных городских домах соседи ради этого собираются во дворе у очага. Среди старинных легенд о происхождении Навруза немало напоминаний о взаимовыручке и тесной дружбе, о том, как в окруженном врагами городе люди собирали скудные запасы муки и вместе с проросшей пшеницей клали в общий котел. Непременной частью подготовки к Наврузу является генеральная уборка в доме, очистка от мусора дворов и улиц, сбор и сжигание высохших листьев и веток деревьев в садах.

Поэзия Армении

В 1916 году под редакцией Валерия Брюсова была выпущена книга «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», ставшая самой полной в истории литературы антологией армянской поэзии на русском языке. В этом издании тексты 1916 года дополнены: включены стихи и статьи самого Валерия Брюсова, посвященные Армении и армянам, и подборка стихов 12 выдающихся поэтов, посвященных российско-армянской дружбе.

По словам Брюсова, Армения, «оставленная на рубеже двух миров, постоянно являвшаяся ареной для столкновения народов, вовлекаемая ходом событий в величайшие исторические перевороты, Армения, самой судьбой, была предназначена — служить примирительницей двух различных культур: той, на основе которой вырос весь христианский Запад, и той, которая в наши дни представлена мусульманским Востоком».

Средневековый лирик, Константин Ерзынкайский, родившийся в конце XIII века, сочинял на народном, живом языке, который с тех пор стал общепринятым языком лирики, изливая в строках свою душу и повествуя о настоящей любви. В книге приведена его поэма «Весна», которая, по словам Брюсова, «по силе, по энергии стиха и языка поэма сделала бы честь любой литературе Западной Европы того века… А по духу, проникающему поэму, она всеми своими частями принадлежит великому веянью Возрождения». В поэме Аракела Багешского (поэта последних десятилетий XIV в.) использованы классические восточные мотивы — изыскано и чутко описан поэтический диалог между розой и соловьем. В поэме «Песня» Григорий Ахтамарский (автор 20 поэм), описывая свою возлюбленную, сравнивает ее с солнцем, луной, утренней звездой, с драгоценными каменьями, с благоухающими деревьями, с блистающими цветами, со всем, что прекрасно в окружающем нас мире. Другое его лирическое стихотворение — «Песня о розе и соловье». Переводчиками большинства произведений выступили сам Брюсов и лучшие русские поэты начала ХХ века. В издании, как и желал Брюсов, поэзия представлена «с древнейших времен до наших дней».

М.Л. Рейснер, А.Н. Ардашникова. Персидская литература в XIII–XVIII веках. Зрелая и поздняя классика

Эта книга представляет собой вторую часть фундаментального труда «Персидская литература в IX-XVIII веках». Авторы рассматривают исторический период, начавшийся с середины XIII века и особо отмечают, что в это время жизнь в Персии и на окрестных территориях была нарушена монгольским вторжением. Нашествие завоевателей уничтожало государства, правители которых ранее оказывали покровительство поэтам, а в разграбленных городах не оставалось возможности для культурной жизни. Многим поэтам пришлось бежать в другие земли, не затронутые нашествием. Несчастью родной земли они оплакивали в своих произведениях. Однако благодаря этим злоключениям стали появляться новые центры культуры.

Исследователи пишут и о деталях их биографий, и об особенностях их стилей. Так, поэт Саади был уроженцем города Шираза в области Фарс. Он происходил из небогатой семьи, но сумел получить образование благодаря покровительству местного правителя. Однако статус образованного человека не принес ему ожидаемого благополучия. На Фарс напали монголы, и Саади пришлось покинуть родину. Зато он стал одним из первых, кто использовал в творчестве собственный жизненный опыт. «Са‘ди одним из первых в практике дидактического жанра часто использует факты собственной жизни, облекая их в форму притч, анекдотов, остроумных историй». Он описывал в стихах не только великих правителей и прославленных мудрецов прошлого, но и вполне реальных современников. Это могли быть купцы, караванщики, дервиши, ученые и многие другие, часто совсем безвестные люди, с которыми поэт встречался во время многочисленных путешествий.

Вологодские сказки

С древнейших времен славяне населяли эти земли, через Белоозеро и реку Сухону новгородские дружины шли на северо-восток. А первое упоминание о самой Вологде относиться к 1147 году. Среди здешних городов — Великий Устюг, который считается родиной отечественного Деда Мороза. Следующий разворот — красочная карта Вологодского края. Только там можно увидеть ажурные, как морозные узоры, кружева и наличники на окнах, полюбоваться тончайшей резьбой по бересте, вживую услышать старинные напевы свадебных песен и даже отыскать избушку на курьих ножках.

В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается, как у одного старика со старухой было три сына: два умных, а третий — Иванушка-дурачок. Однажды крепко осерчали братья на Иванушку, зашили в куль и поволокли к реке. «Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать. На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка ну и кричать: — Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею! — Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить, и рядить; вылезай из куля! — Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду».

Повстречались ему братья и стало им завидно при виде его тройки. И сказали они, чтобы Иванушка зашил их в куль, да и спустил в прорубь. Так тот и сделал. И настал сказке конец.

Книга вышла с иллюстрациями Ольги Лукиной.

Дмитрий Кайгородов. Беседы о русском лесе

Красочное издание, в которое включены около двухсот фотографий и репродукций картин прославленных русских живописцев (И. Шишкина, А. Саврасова, М. Клодта, А. Белых, В. Никонова, А. Киселёва, А. Ананьева и других) и текст профессора Императорского лесного института Д.Н. Кайгородова (написанный во время царствования Николая II), рассказывает об отечественном лесе и его обитателях.

Первая из глав книги посвящена чернолесью — так называют в нашем Отечестве лес, состоящий из лиственных деревьев: березы, дуба, ясеня, клена, вяза, ольхи, тополя. «Какой художник-декоратор сумел бы так красиво сгруппировать золотисто-желтые березы, то пурпурово-красные, то бледно-желтые осины, пунцовые рябины, ярко-желтые и румяные клены, — и все это пересыпать разнообразною зеленью ясеня, ольхи, дуба и других деревьев, поздно или даже вовсе не меняющих зеленого цвета своих листьев!

Наивысшей степени красоты достигает осенняя картина чернолесья тогда, когда между лиственными деревьями находятся вперемешку — то единично, то группами — хвойные деревья — в особенности ель и пихта: их темно-зеленые остроконечные пирамиды резко выделяются на светло-пестром фоне лиственных деревьев; они вносят красивые темные штрихи на общий мягкий фон картины и тем усиливают производимое ею художественное впечатление».

Далее в книге рассказывается о березах, ивах и кленах, ясенях и орешнике. А в заключении подчеркивается, что русский лес является одним из самых прекраснейших произведений природы и поэтому лес нужно беречь, заботиться о нем.

Мария Мартиросова. Мифы народов мира

В иллюстрированном издании рассказывается о мифах Древней Греции, легендах Старой Европы, Древнего Востока и индейцев Центральной и Южной Америки. Самая первая глава посвящена героям античных мифов — Зевсу Громовержцу, Персею, Гераклу, Орфею и Эвридике, Эдипу и Сфинксу.

Из следующей части можно узнать о мифах древних кельтов. Говорится, например, о легендарном барде Томасе по прозвищу Рифмач. «Невелико было богатство сэра Томаса Лермонта. Древний обветшалый замок Эркельдун, звонкая старинная лютня... да слава лучшего шотландского поэта. Прекрасные баллады слагал Лермонт, перебирая струны своей лютни. За этот дар и получил он прозвище Томас Рифмач. Часто отдыхал Томас в тени могучего дуба на берегу весёлого ручья Хантли у Элидонских холмов. Отличное местечко, тихое, пустынное. Пение птиц подсказывало поэту новые мелодии, а ручеёк выбалтывал подслушанные истории…»

Одна из глав посвящена легендарному мечу короля Артура, вытащенному из каменной наковальни, и чудесному Камелоту, всего за один день на берегу реки Кам возведенному волшебником Мерлином. В самом большом зале Камелота стоял Круглый стол, за которым могли усесться сто пятьдесят рыцарей. Не забыты и отечественные славянские сказания, в которых рассказывается о древних праздниках и быте наших далёких предков.

В мифах Древнего Китая описаны драконы и сказания о них, священная рыба Тай, олицетворяющая мудрость, и нефритовый чертог Юйди.

Евгения Пация, Станислав Панкратов. Саамские сказки.

Саамы — один из самых загадочных северных народов. Издавна они живут на Кольском полуострове, ловят рыбу, охотятся, пасут северных оленей. Но не всегда жизнь саамов была мирной. Часто враги хотели поживиться богатствами этого края, поэтому саамам приходилось рассчитывать на свою смекалку и хитрость, в сказках они нередко прибегают к помощи колдунов, которые вызывают метель или мороз посередине лета.

В давние времена, когда саамы не только рыбачили и охотились, но и успешно сражались с неприятелями, они сочиняли замечательные сказки, в котором рассказывали о маленьких волшебных человечках — чхакли,— которые помогают только добрым людям, о Солнце и о чудо-богатыре, который принёс солнце в страну вечной ночи. «Давным-давно была на севере страна, где не светило солнце. И луна не светила. Совсем темная была страна. Только звезды виднелись в черном небе. Но от звезд какой свет? Почти никакого. Одно мерцание… Черное небо висело над страной, и так было темно, что люди различали друг друга по голосам. И огня не знали люди Темной страны. Жили они в вежах из дерна и прутьев, утепляли эти жилища как могли — землю насыпали, мхом утыкали… Но все равно дрожали от холода, потому что в Темной стране всегда дул лютый ветер с холодного моря, глухо закрытого льдом…».

В красочном издании (иллюстрации Ирины Семикиной): предисловие, рассказывающее об этом народе и его традициях, и шесть самобытных сказок саамов, обитающих на Кольском полуострове, в суровом, но чудесном крае, полном разнообразных зверей и птиц.

Петр Волцит. Нескучная география с Жюлем Верном по следам капитана Гранта

В текст иллюстрированного издания включены фрагменты самого романа, и исторические материалы, раскрывающие и комментирующие описанные в романе события и условия жизни так называемых "туземцев" и отношения к ним европейцев. Это было время беспощадной колонизации, освоения новых далёких территорий, рабства и принудительного труда местного населения европейцами. Насколько реальной была описанная Жюль Верном в романе обстановка на разных территориях? Правдивы ли те традиции и ритуалы аборигенов и замыслы хитроумных европейцев?

Жюль Верн не всегда в книгах приводил описание реальных историй и сам порой заблуждался. Так в романе, в главе, описывающей переход через Анды, говорится: «Птица скрылась за скалой, а затем снова вылетела — с телом Роберта в когтях. Раздался выстрел, и кондор упал на землю. Мальчик был жив и скоро пришёл в себя. Комментарий: Люди действительно одно время приписывали кондорам необычную силу, считали, что они воруют домашний скот и даже представляют угрозу для детей и подростков. Из-за подобных мифов южноамериканские пастухи безжалостно истребляли эту и без того немногочисленную птицу. На самом деле кондор весит от силы 15 кг — ни столкнуть быка, ни поднять овцу или ребенка он не в состоянии».

В красочном издании — иллюстрации берегов, гор, равнин разных континентов, где оказывались герои романа, местных жителей, животных и птиц, необычных пейзажей и диковинных мест, позволяющих юным читателям представить наглядно как обстановку, так и самих персонажей.

В тексте рассказывается о том о том, как 5 января 1841 года в Новой Зеландии между английским резидентом капитаном Гобсоном и вождями маори был заключён знаменитый «Договор Вайтанги», а уже через четыре года вспыхнуло первое восстание маори, возмущенных обманами со стороны англичан. В конце 1863 года между англичанами и маори началась война, местные патриоты хотели сделать старого вождя Потатау королём, а его селение превратить в столицу свободного государства.

Эрнест Сетон-Томпсон. Индейские сказки

Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон всю свою жизнь посвятил изучению дикой природы. Ещё он интересовался жизнью индейцев, их умением понимать природу. Коренные жители Америки в свою очередь доверяли писателю, дали ему почетное имя Чёрный Волк. Сетон-Томпсон собрал целую книгу удивительных историй, которые индейцы из поколения в поколение рассказывали друг другу и своим детям.

«Жил-был однажды в лесу Дикобраз, очень недовольный жизнью. Все ему не нравилось, и он постоянно жаловался, что все не так, пока не надоел всем до такой степени, что создатель мира и людей Великий Дух Ваконда, устав от его ворчания, не произнес: — Похоже мир, устроенный мной, и ты не подходите друг к другу; нужно что-то изменить. Проще изменить тебя. Тебе не нравятся деревья, ты чувствуешь себя неуютно на земле, ты считаешь, что здесь все шиворот-навыворот, а потому я тебя самого выверну наизнанку и отправлю в воду».

Часть этих сказок включена в новое издание, проиллюстрированное рисунками Елены Гончаровой. В этих историях рассказывается, как мышиная птица посмеялась над Лесовичком, откуда взялись каштаны, почему появилось бабье лето, которое в Северной Америке называют индейским летом. Легенда гласит, что Правитель Мира, Великий Дух Ваконда, трудился всё лето, создавая горы, леса и озёра. А осенью решил отдохнуть. Но тут подул сильный северный ветер и стал мешать Ваконде. Тогда тот повелел, чтобы все ветра угомонились — и они немедленно послушались. Десять дней стояла тихая солнечная погода. С тех так и повелось, чтобы каждую осень наступало время безветрия и последнего тепла.

Марийские народные сказки

Сборник включает лучшие сказки из тех, которые из поколения в поколение рассказывают марийцы — народ, живущий преимущественно в Поволжье и на севере Республики Башкортостан. В предисловии описаны их старинные обычаи. На картинках показан красочный марийский костюм и традиционные орнаменты для вышивки — с изображениями птиц, коней, растений, Солнца.

В сказке «Мудрая невеста» рассказывается о том, как однажды на ярмарке наивный молодой парень продавал барана и все над ним смеялись. Но тут к нему подошла и выручила девушка. Когда парень вернулся домой и рассказал о случившемся, то его отец решил, что такому простоватому сыну как раз и нужна такая умная девушка в жены. И поехали сваты с женихом по деревням искать ту самую невесту, а когда нашли и стали задавать ей вопросы, то она отвечала иносказательно. Сваты обиделись и уехали восвояси. «Ничего вы не поняли, — сказал отец, когда сваты поведали ему о разговоре с девушкой. — Она сказала, что мать ее полощет белье на реке, отец пошел вынимать мед из бортей, а брат со снохой жнут. Она хотела угостить вас медовухой, а вы за обиду приняли». Наутро сам отец отправился к мудрой девушке и уговорил ее выйти замуж за его сына.

В другой сказке говорится о волшебном мече и молодом охотнике Юанае, который полюбил красавицу Юкчи. Но девушку похитил злой дракон. И охотнику пришлось отправляться на поиски.

Алекс Громов

 1




Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0