Литмастерская журнала «Москва» Арбат 20
Литературная маска: художественный приём или побег от себя?
Её примеряли многие. Кто-то брал псевдоним: Ахматова, Саша Чёрный, Андрей Белый…
Наиболее известная маска русской литературы – Козьма Прутков. За этим именем скрывались А.К. Толстой и братья Жемчужниковы.
Ещё одна знаменитая мистификация создана Волошиным и Гумилёвым – поэтесса Черубина де Габриак (Елизавета Дмитриева).
Рекордсмен по литературным маскам – португальский поэт Фернандо Пессоа: почти 140 гетеронимов.
Не отставали и прозаики: у Чехова – более 50 псевдонимов. Скрывались за выдуманными авторами Пушкин («Повести Белкина») и Лермонтов («Герой нашего времени»).
Другой вариант маски – лирический герой. Порой поэты сознательно создавали его образ:
«Я – маленькая поэтесса. С огромным бантом» (Одоевцева),
«Я московский озорной гуляка» (Есенин).
Что такое литературная маска? Каковы особенности её поэтики и стилистики? Для чего она нужна и как не стать её заложником?
Об этом говорили на нашей встрече.