Обсуждение подборки Григория Медведева
Григорий Медведев: По образованию я журналист, стихи пишу лет 10-12, публиковался в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Знамя», «Сетевая словесность» и некоторых других. Был в Липках в 2010-2011 годах. Летом получил 3 место в премии «Лицей» и премию звёздный билет. Писал со школы, были какие-то попытки, но более осознанно начал писать лет в 25. Поступил в Литературный институт в 2008, там год отучился на заочке, там же познакомился с другими современными поэтами. Я даже не сказал бы, что сейчас у меня есть какой-то мотив писать. Я помню, что изначально он был, но сейчас это уже некая инерция. Это интересное наблюдение над собой: я действительно не понимаю, зачем я это делаю.
Григорий Шувалов: Действительно, стихи интересные. Они достаточно немузыкальные, в них преобладает говорная интонация, что в большей степени сближает их с верлибром. То есть это и не верлибр, но и не классическая силлабо-тоника: есть выбивающиеся вещи, строфика гуляет. Стихи Григория во многом рефлексивны, я попытался извлечь из текстов биографию: мы видим школьные годы, детство, потом годы учёбы, а нынешнего автора мы не можем рассмотреть, он будто спрятался. Он перерабатывает свои прошлые переживания и делает это достаточно неровно. Очень точные Григорий подбирает эпитеты, например: «Ветерок доносит матерок//Детский, позволительный, футбольный». Слово «позволительный» не очень поэтично, но здесь оно играет. Интересно отношение автора к этому: ну матерятся, ну дети, сами такими были. Хорошее стихотворение про пиджак, метафизическое, Григорий умеет работать с деталями.
Василий Попов: Удивительное свойство стихов, когда они амузыкальны, но есть деталь, и она «вытаскивает» на себе стихотворение. И надо сказать, что Григорий мастер этой маленькой детали, даже может быть не детали, а какого-то незначительного шороха, которого достаточно, чтобы всколыхнуть чувства. Мне интересно в этих стихах не думать, а чувствовать. Хотя некоторые из них ритмически похожи на расчёски с выломанными зубцами.
Алина Пожарская: Мне неровность нравится, даже хотелось бы её побольше. Что касается формы, то рифмы я могла разделить на те, которые очень-очень нравились, и те, которые казались проходными. Например, «пояс||кто из них» - она еле уловимая, очень интересная, неточная. «Каски-разгрузки» тоже показалось оригинальным, хорошая диссонансная рифма. По моему мнению, можно было бы попробовать обойтись без половины проходных рифм, тогда получилось бы очень интересно.
Юлия Линде: Мне очень понравилось, что в стихах присутствует микс архаических форм с современными, попытки реставрации ломоносовского стиха в сочетаниями с формами полиметрии. Нравится, что присутствуют неожиданные сочетания образов, например, кариатиды - отсылка к античности, но тут же про русскую деревню. А теперь про то, что мне не понравилось сильно. И это в общем-то никакого отношения к литературе не имеет, это чисто мировоззренческие вещи. Что меня сильно напрягло, так это восприятие родины: сирой, убогой, которая только хлебушка дала. Создаётся такое впечатление, что все эти войнушки… незначительны по мнению автора.
Григорий Медведев: Наоборот, у меня сердце болит по этому поводу. Вторая мировая стала религией, и поэтому забываются локальные войны, которые происходят сейчас. Это я и имел в виду.
Евгения Баранова: Начнём с того, что Григория я считаю полностью сформированным автором, советы в отношении творчества которого могут быть только личностными. С моей колокольни Григорий примыкает текстуально к классицистам и почвенникам, но это нисколько не уменьшает моего восхищения его текстами. Из всей подборки мне больше всего понравились два «яблоневых» текста, напоминающие течение яблочного сока. Что касается ритмических сбоев, то мне кажется, это авторская особенность. Григорий занимает среднюю позицию между верлибром и традиционной поэзией, и их взаимопроникновение образует авторский стиль. Я бы ещё сказала, что отличительной чертой автора является сюжетность. И это выгодно его отличает от многих других. Из личных пожеланий – я бы хотела, чтобы Григорий шёл по пути усложнения. Мне нравится и эта расчёска, как Вы выразились, и архаика, и смешение жанров, и смешение лексик.
Яна Сафронова: Не знаю, насколько можно верить результатом премии «Лицей», мне в этом плане близка позиция литературного критика Максима Алпатова, который разбирал поэзию этой премии и говорил о том, что в ней много усреднённого, обезличенного. На мой взгляд, многие из стихов Григория невнятны и приблизительны. Постоянно лирический герой уходит куда-то, что-то происходит, мало конкретного Несмотря на это, мне кажется, что мы видим гипертрофированный художественный мир, и он действительно необычен. Наиболее чётким и написанным мне показалось последнее стихотворение, потому что автор с самого начала показал нам образ и провёл его до конца, сделав достаточно неоднозначный логический вывод. Эта неоднозначность кажется мне занимательной. В целом же я не считаю, что это состоявшийся автор, ему есть куда двигаться, что уточнять, есть над чем работать в технике, как уже было здесь сказано.
Евгения Декина: Мне очень нравится в поэзии Григория то, что есть детали и образы, которых очень часто в поэзии нет. Обычно есть визуальные картинки и попытка философского наполнения, и у меня почему-то сложилось впечатление, что если современная поэзия мелодична, то больше в ней ничего и нет. А если есть смысл, то по ритму это сбой в напевной мелодике. К тому же, здесь наполнения и смысла настолько много, что можно простить даже мелодические провалы.
Евгения Баранова: Напевность зачастую мешает сюжету, потому что если идёт постоянно гладкая строка, то иногда требуется сделать строчку ломаной, чтобы исключить проглатывание читателем смысла.
Сергей Бударин: Здесь в основном говорили о ремесленнической составляющей поэзии, о том, какой Григорий мастер, или о том, какой не мастер. Но мастерством всякий овладевает самостоятельно. Я бы хотел поговорить о психологическом портрете автора. Биографии в стихах я почти увидел, но вот последнее стихотворение хорошее. На мой взгляд, это единственное замечательное и поэтичное стихотворение, которое было в этой подборке. Оно выигрывает тем, что в конце автор не зациклился на бытовом, а перенёс смысл в область метафизическую. Самое главное, что у Григория будто нет общего мировоззренческого понимания, сверхзадачи. Если бы было понимание о смерти, любви, жизни, возможно, и тематика была бы другая, и сама форма. Мне кажется, если бы пришло точное осознание того, зачем он это делает (пишет стихи), то и наполнение было бы богаче.
Григорий Медведев: Большое спасибо за интересные мнения. Я согласен с Яной, мне кажется, что я ещё незрелый автор и мне есть куда расти. Более того, у меня к своим стихам, наверное, ещё больше претензий, чем было озвучено. Проблема в том, что я не совсем понимаю, куда мне двигаться дальше. Но я мало пишу и мои изменения будут видны скорее всего только через 5-10 лет.