Центральный Миф славянской религии — Битва Перуна со змеем Велесом
Александр Избенников. Студент Литературного института им. А.М. Горького. Москва.
Известно, что славяне — предки Индоевропейцев. Такой вывод позволяют сделать анализ их языка и религии. Очень давно существовала одна прарелигия, называемая Ведизмом. Свое название она получила от священных книг ариев— индоевропейцев — Веды. Из единого ядра Ведийской религии выросли такие прекрасные стебли Ведических систем, таких как греческий Ведизм, Скандинавский Ведизм, Индийский Ведизм и Славянский Ведизм. По сути все, что мы сегодня называем европейским язычеством является родственными друг другу Ведическими религиозными системами.
Сегодня мы познакомимся с центральным мифом для всех Индоевропейцев: борьбе Светлого Бога Громовержца Перуна с его противником — демоническим подземным Змеем, похитившим у последнего Солнечных коров и запрудившим своим гигантским телом Мировые Воды. Этот миф очень древний, однако, поскольку мы будем рассматривать его на примере славянской теологической системы, давайте же разберемся сначала, кто такой Громовержец Перун и кто такой Змей Велес. Широко известный в прошлом веке академик Б.А. Рыбаков, изучающий славянский Ведизм, определил, что культ Перуна довольно молодой культ на Руси. Приверженцами культа становится князь и его дружина.
Перун — древнеславянский Бог грозы, молний и воинской доблести. В огненной колеснице мчится он по небу и разит своими стрелами— молниями Змея Велеса. Велес, прячась от грозного Перуна, входит в разные предметы, поэтому молния и бьет в них. Убитый молнией человек на Руси приравнивался Святому, потому что его как— бы очистил Громовник светом своей молнии, выжег из его души все зло и пороки. Найденные на берегу рек так называемые «чертовы пальцы» считались наконечниками от стрел— молний Перуна и наделялись великой магической силой. Вот так и мчится конь Громовержца на своей колеснице по Небу и всюду преследует Змея.
Велес— бог всего трудового народа, покровитель скота и Царь Загробного — подземно— подводного Мира. Славяне, как и большинство индоевропейцев, считали, что Солнце, совершив свой дневной путь по небосводу, на западе опускается под землю и в нижнем подземно— подводном мире начинает светить душам умерших предков. Именно подземный мир принадлежал рогатому и покрытому шерстью змею Велесу. Велес был рогат, а рога в древнем мире были символом высшей власти.
В книге В.В.Иванова и В.Н. Топорова «Исследования в области славянских древностей» этот миф и образ Велеса разбирается более детально. Тотемным животным Велеса был медведь. До сих пор мы не знаем точное название этого зверя, так как слово « медведь» можно перевести дословно: «тот, кто ведает мед». Фактически это название славяне ему дали в обход конкретного наименования, боясь навлечь на себя гнев этого сурового бога. По Руси в то время ходили Скоморохи, все они водили с собой ручных медведей, и были поклонниками Велеса. Известен миф, согласно которому произошло сражение, давшее почву такой страшной вражде Перуна и Велеса. Миф этот звучит приблизительно так: «Была у Перуна жена — прекрасная Богиня Мокошь (Мать — Сыра — Земля), и очень полюбилась она Велесу. И, вот, как-то раз выкрал он ее в свое подземное убежище. Вылез Перун из своей огненной колесницы, пришел домой, а Мокоши дома нет, вознегодовал он, схватил свой громовой топор и отправился искать ее по Белому свету. Все обошел и узнал, что выкрал ее Велес. Вызвал его Перун на смертный бой. Велес явился по первому зову Громовержца, и завязался у них бой, в котором победил Перун Велеса и уж собрался его убить, но упросила Перуна Мокошь не убивать своего похитителя. Сжалился над Велесом Перун, но чтоб неповадно было Мокоши на Велеса заглядываться, превратил его в медведя и сбросил с Неба в лес, потому медведь и косолапит, что ногу подвернул от удара о землю».
Ученые говорят о том, что подобные мифы о борьбе Бога грозы и грома с змееобразными Божествами загробного подземного мира настолько древние, что уходят своими корнями в каменный век. В грохоте грома славянам слышались удары Бога Громовника, рев раненого Змея, а в сверкании молний они видели стрелы— молнии Перуна, выпущенные в Велеса. Возможно, что приход зимы понимался нашими предками как временная победа Велеса над Перуном, а наступающую весну они, возможно, связывали с рождением молодого Перуна от Матери— Земли и победой им Змея. Зимой Мать Сыра Земля уходит до весны в подземное царство Велеса и впадает в нем в зимнее замирание. Но не только одну лишь битву видели наши предки в первой майской грозе. Им казалось, что сходит Перун в это время к только что пробудившейся от зимнего замирания Мокоши — Великой славянской Богине — Матери Сырой Земле. И происходит между ними первое любовное соитие, где дождь уподоблялся семени Громовержца, а Мать — Сыра —Земля потому и сыра, что оплодотворена семенем Перуна. Вскоре она родит из себя травы, цветы и пшеницу. Кстати, жнецы, срезающие серпом стебли пшеницы, уподоблялись акушерам, перерезающим пуповину у Матери Земли. С приходом на Русь Православия на образ Мокоши наложился образ Богородицы Девы Марии. И даже в XIX веке писал один помещик в усадьбу другому помещику: «Пусть Ваши холопы не разбивают земляные глыбы лопатами, ибо бьют саму Сыру Богородицу».
Справедливости ради следует сказать, что многое из древнейшей Ведической религии перешло в Православие. Так, на образ Бога Перуна наложился образ Ильи Пророка. И фактически день Ильи Пророка, отмечаемый ныне 2 августа, был в Древности праздником Перуна, на котором ударом топора (в древности — каменного) приносился в жертву этому Божеству черный бык, именуемый позже Ильинским. Ильинский бык откармливался всем селом вскладчину, славяне верили, что его косточка, найденная в земле, приносит удачу на охоте.
Славянская Модель Мира
Наши предки представляли Землю плоской и круглой, окруженной Мiровым Океаном, текущим вокруг нее, в том океане — огромный Змей, опоясывая нашу землю кольцом, заглатывает свой хвост. В середине Мiра высится гора Алатырь или по другим источникам — Мiровое Дерево. Мiровое Дерево пронизывает собой все три Мiра. Корни Дерева уходят глубоко в подземно— подводный Мiр, называемый славянами Навь. В него, по верованиям славян, попадают души умерших не своей смертью родственников и иностранцев. Навь тождественна Православному Аду. Из нее, если души и имели свое воплощение опять на земле, то только в облике какого-нибудь животного, либо в чужом роде (иностранцев). Корни Мiрового Дерева грызет Змей Велес. Навь — целое философское определение и тождественна она понятию Прошлое. Навь делится на три царства — Золотое, Серебряное и Медное. Средний Мiр, в котором обитаем мы, люди, славяне называли Явью, Мiром Явленным. Явленный Мiр, соответствующий Стволу Мiрового Дерева, тождественен Настоящему времени. В горизонтальной проекции он разделен на четыре стороны света. Славянине, когда совершали обряд поклонения Солнцу, вставали напротив Востока. Слева от него находился Север, с правой стороны — Юг, за спиной — Запад— вход в Страну мертвых. Любопытно, что Иконостас в современных Православных церквях располагаются строго на Восток — на восход Солнца. Выше нашего Мiра Крона Мирового дерева пронзает Верхний Мiр — Царство Прави. Правь — место обитания Великих Богов и героических предков. Она разделена на семь ярусов. До сих пор в русском языке сохранилось выражение: «На седьмом небе от счастья». Так вот, на седьмом Небе у славян располагалась Сварга — царство самого главного Бога — Сварога, создавшего вместе с Матерью— Землей всех остальных Богов. У Сварога было четыре головы, расположенные по четырем сторонам света, чтобы уследить за всеми четырьмя сторонами Мiра. Попадают в Сваргу (синее небо) души героев, закончивших свой круг земных воплощений. На правой ветви Мирового Дерева сидит наполовину птица, наполовину девица — Гамаюн, на левой ветви — такое же существо Сирин с печальным, леденящим душу голосом. На вершине Мирового Дерева находится Перун — Громовержец в виде своей тотемной птицы — Орла. Над Мiровым Деревом горит Полярная звезда — Стожара. Мiровое Дерево образует ось, проходящую через все Мiры. Звездное небо уподоблялось колесу, крутимому Сварогом вокруг этой оси и именуемому Колом Сварожьим. Правь тождественна слову « Правда», « Справедливость», она соответствует Будущему Времени и торжеству Истины, к которой в своем сердце все мы стремимся. Славянские Ведисты называли себя Православными, потому, что «Правь» славили.