Кальнов Денис. Рембрандт
Рембрандт
Бредёт в неоднородной полутьме,
удерживая посох светотени,
ментальный взгляд дремоты сокровенной,
где цвет рождён в Давидовом псалме.
На ощупь за дрожащими свечами
в размытую сферическую даль,
где светом прикасается деталь,
где стены загораются словами,
где видишь мир сквозь дымчатый хрусталь
заплаканными детскими глазами.
* * *
Какой вопрос бы ангелу задал?
Вверяя ткань, дополненную мерой,
с фрагментами созвучий и зеркал
минувшей жизни вспыхнувших начал,
которых дух удерживает сферой.
Но кто его в пространстве сотворил?
Гиматий, как заснеженный акрил,
и свойство гибких рук формировать
ориентир в неуловимом знаке,
к Тому, Кто снимет времени печать,
придя с янтарным пламенем во мраке,
суть света жизни с вечностью скрепив.
Что спросишь бодр? И будучи сонлив
у белого посланника в хитоне,
чей образ в мельхиоровом кулоне
с тобой у сердца с юности в груди?
Бесстрастный взгляд, шаги его беззвучны,
и шёпот словно горные дожди.
И возгласы с раскатами созвучны.
В Гефсиманском саду
В ветвях оливы звёзды, как плоды
он видел, ощущая безутешность
разлуки с прежней жизнью, впереди
тоска и следом скорбь, и неизбежность
той ноши, что он выбрал понести,
к Нему так ясно видя принадлежность.
Остался только он. Ученики
забылись крепким сном, и огоньки
светил далёких местность освещали,
как в юности его, когда не ждали
той тайны совершенства чистоты,
что в нём явилась: в духе, во плоти.
Теперь один. И только ночь густая.
Останутся созвездия сверкая;
и словно из потерянного рая,
деревья, в полночь тихо замирая,
всё также будут жить на том пути.
Исцеление Гордианы
Апамейский песок на ресницах целебного взгляда,
Бессловесный простор, но ведь сердце и дух говорит.
Провожает закатное солнце, а ночью плеяды
Заменяют лампаду, и путник в дороге не спит.
Путь длиною в три дня, но едва проходя середину,
Где-то там растворился с туманом темнейший недуг.
И спустилось по складчатым шторам её балдахина
Исцеленье души от ещё не коснувшихся рук.
* * *
Снотворный мак навеял сон руинам.
И снился им всеобщий акведук,
являющий и день и ночь в едином
наречье встреч и длительных разлук.
Отчётливей пейзажи сцены древней:
колодец, вот к нему издалека
шёл юноша — носитель языка,
канцону самому себе напевно
шептал,
и встретив там же рыбака,
подумал про него: судьба простая.
Вдруг нищий вышел, к свету привыкая,
и направляясь к рыбаку хромая,
просил ключей потерянного рая
коснуться.
Был мгновенно исцелён.
Но как поверить собственному взгляду?
Пустыня от начала всех времён
покорна лишь рассвету и закату,
но в глубине холодного колодца,
немыслимой прохлады тишина
в себе имела все приметы сходства
с тем чудом, точно сделанным из сна.
* * *
Войди во внутреннюю свою клеть,
и узри клеть небесную,
потому что та и другая — одно и то же.
Исаак Сирин
Здесь эхом отражаются слова
строфы́ евангелической страницы,
в хитонах белоснежных, как зарницы —
два ангела из света-естества.
Иконы византийской синева
окутана клубами фимиама,
и светятся на тёмных сводах храма
фрагменты древней речи, и едва
заметен лик, где тайную стихиру
от образа, что соткан из эфира,
записывают Павел и Матфей.
Здесь время не препятствие для духа,
и плоть распева явна лишь для слуха
в тот миг, когда звучит полиелей.
O.P.
Его ладонь сложилась по привычке:
невидимый розарий на перстах,
и света авентинского частички
соединились в складчатых волнах
его туники. Странствовал монах,
в себе всё умещая отпечатком:
весь орден и Болоньи нищету;
под ним средневековая брусчатка
вбирала шаг изгибами текстур.
Одежды светлые, белее мела,
подобны свету чистого листа;
лучами солнца шедшему смотрела
евангельской оливы теплота.
* * *
У мастерской, в израильской тени,
лежали деревянные вещицы,
сомкнув устало пыльные ресницы,
ослабил плотник узкие ремни.
Смочив ладони утренней прохладой
в каморке полутёмной тесноватой,
подсвечивал серебряной лампадой
брусок и чашу с краской желтоватой —
простой узор закончил на столе.
Останется в искусном ремесле,
светящимся узором нанесённый,
луч теплоты согревший целый мир.
И кто-то из Его сухих ладоней
возьмёт лошадку — детям сувенир —
мерцающего Логоса сапфир
в Его лице и сердце отражённый.
Roma
В руках гонителей вмещал в себя страданье
Размах заоблачный широких площадей;
Плакиде таинство пожертвовал в фонтане,
Меняя имена прозревших сыновей.
Ты в прошлом был как Савл, теперь крещён как Павел.
И сводами цветёт твой вечный Авентин.
Себя апостольским собором озаглавил,
Где каждый шедший там духовный гражданин.
* * *
Прообраз, аллюзия, символ, намёк
вмещаются в тихом созданье.
Немое порханье — ночной мотылёк
из лёгкой, чувствительной ткани.
Ты вышит из нити, летящей на свет
нетварных потоков Фавора.
Ты лампой накала по крыльям задет,
и смазались грани узора.
Утешиться нечем, свеченье не то,
ты думал, что мир беспредметный;
приют подходящий в кармане пальто:
темно, но быть может, не ранит никто,
для Духа лишь будешь заметным.
Ты станешь искать невещественный луч,
нетленную истину снова,
где формы без тела, а значит, там ключ
и свет, исходящий от Слова.
Вифлеем
Сверкал ночной источник у скалы,
Теленок и овца к воде припали,
Склонились иудейские волы,
Пастух смотрел на звезды в Иордане.
И вдруг алмазный луч библейским светом
Над Вифлеемом спящим засиял,
Пастух указывал перстом воздетым,
Где стадо на откосах потерял.
Недолгий путь, виднелись вдалеке
Свеча в руке и ткани синей ризы,
От Гавриила знаки на песке,
И воздух в поле радостью пронизан.
Вот подошли к пещере между скал,
Где Дева на руках держала чадо,
Дивились пастухи, младенец спал,
Смотрели в ясли сонные ягнята.
Источник Флориана
Родники из молчанья земли пролились в одночасье,
И очнувшись припали быки, отражаясь под сводом;
Растворились ушедшие дни, и в иной ипостаси
Ледяные ручьи, что встречают на пыльных пустотах.
Натянулись верёвки несмазанной, ветхой телеги.
Этот путь лишь начало — начало невидимой тайны.
Пробивались в юдоли скорбей молодые побеги.
И душа заходила в источник живой и бескрайний.
По мотивам картины Марка Шагала
Фигуры так легки. Как первый снег,
одежды их в пространстве сновидений,
где по закону странных отражений
иначе раскрывается ночлег.
Вот подбирают ноты прихожане,
которых семисвечник уместил.
И будучи для мира безымянны,
как тайные, в укрытьях, христиане,
возносят песнопения, где мил
тот дар, который дал Эммануил.
Скрипач у потолка, а значит, в небе.
Просвечивает город через мебель,
и светом убывающей луны
от синевы легко отделены
идущие в Египет, как иконы;
младенца прижимают те ладони,
что чистотой души укреплены.
Виолончель протяжно зазвучала.
С картины в мир навек вовлечены,
а в комнате лошадка всё шагала.
* * *
Ветхозаветное молчание земли
Киннор пронизывал мелодией Давида.
Сквозь песнопения всё медленней брели
Стада, продлённые холмами к лазуриту.
Не приходил ещё библейский Самуил,
Но дар сошёл уже и голос псалмопевца
Предвечной радости распевы возносил
Об Иессеевой Лозе, что в юном сердце.
Так далеко ещё измученный Саул.
Пастух рассматривал созвездия часами;
Нашлись заблудшая овца и сонный мул;
Cверкали редкие зарницы над горами.
* * *
Дух сотворил в тишине из дождя
шёпот камней, черепиц диалоги
старого храма, где в дымчатой тоге,
ритмами тени квартал обойдя,
луч вдоль канала, по кладке моста,
снова вернулся в чертоги
хора сопрано: у формы креста
церкви Венеции Санти-Джованни;
эхом октава звучала в молчанье,
свет отражён от листа.
Notre-Dame
Нервю́рный свод небесному ковчегу
подобен, и хоральным торжеством
пронизан, устремляясь к человеку
готическим таинственным цветком.
Собор собой являет на фасаде
потоки, приходившие из книг, —
скульптурный осязаемый язык,
читаемый при солнечной лампаде.
Последний вечер мира на стене,
а дальше на востоке, в тишине,
венец капелл — спасение и радость,
где боль уравновешивает святость.
Недвижные фигуры на консолях
и витражи, вбирающие свет,
встречают. И прощаясь смотрят вслед
закатными лучами в ореолах.
* * *
Дожди их появлению причина.
Неясный абрис быстро исчезал.
Немые жесты в контуре старинном,
и облик совершенства достигал
в той сырости, окутавшей прогал.
Серебряные линии флорина
сменялись эпизодами.
В руинах
проглядывался, словно из зеркал,
кувшин в руках библейской Магдалины.
Заполнился подтёками квартал.
Стена, как флорентийская картина,
но кто её дождём нарисовал?
* * *
В пейзаже проявляется мираж:
три храма и три путника за ними.
Запомнит, через плотную гуашь,
художник затуманенный витраж
из прошлого, окутанного дымом.
Одежды в драгоценном хрустале;
шлема стеклообразными от света
казались днём, а ночью их комета
вмиг наделяла свойствами предмета,
светящим бледным фосфором во мгле.
Но вдруг всё небо вспышка озарила,
которая волхвов освободила,
от факелов и маленьких свечей.
И ночь как день. Ведь ярче всех огней
звезда, что путеводной утвердилась.
К младенцу светлоокому всё шли.
Забылись, у обрывистой скалы,
всеобщим сном, пророческим и долгим,
где буря из песка уже умолкла.
Сверкали благодатные дары,
а Он смотрел на них одновременно
из яслей и с небес, как с той горы,
где тело как и дух Его нетленны.