Дюма
Дюма
Может быть, и не совсем к месту, но вспоминается эпизод из нашумевшего несколько лет назад индийского фильма «Миллионер из трущоб», там в одном из эпизодов показана современная индийская школа. Урок литературы. И что же изучают индийские дети – они рассуждают о героях романа «Три мушкетера», они отличают Портоса от Арамиса и Д Артаньяна. Скорей всего, они эту книжку читали. Что тут важно – Индия была английской колонией, ко всему английскому относятся там с пиететом до сих пор, Красный Форт в центре Дели – святыня, все играют в крикет, в не в, скажем, бейсбол. Франция, как известно, была длительным и самым опасным конкурентом Англии в борьбе за владычество над миром, ничуть не меньше. Какой популярностью должен обладать французский писатель, чтобы быть популярным среди школьников бывшей английской колонии.
С Дюма ничего не поделаешь, его читают, и будут читать, и правильно будут делать.
Книга написана очень живо, с явной симпатией к герою, что является несомненным достоинством книги. Это в человеческих отношениях чувство застилает глаза, в писательском деле влюбленность в персонажа очень даже идет на пользу тексту.
Вместе с тем, книга разбивает многие шаблоны, стереотипы, что неизбежно возникают в отношении к любой знаменитости. Дюма многим представляется легкомысленным романтиком, чуть ли Д Дартаньяном, просто описывающим свои собственные подвиги. Перед читателями книги вырастает фигура куда более, сложная, драматическая.
Очень любопытно читать о технологической стороне успехов Александра Дюма, о его драматургической планиде, он ведь себя считал прежде всего именно сочинителем пьес, и с их помощью зарабатывал большую часть денег, впоследствии довольно бездарно потраченных.
Дюма первый придумал печатать в газетах романы с продолжением, что также принесло ему немалые средства. Так что он может с полным правом считаться основателем того, что мы в своем отечестве лелеем сейчас под видом «толстой журналистики». Мы печатаем романы с продолжением, но зарабатываем куда меньше Александра Дюма.