Искусство перформанса. Футуризма до наших дней
Искусство перформанса. Футуризма до наших дней
Все началось еще в конце 19 века. Не обошлось без Маринетти, он жил в Париже в 1893 – 1896 года и там сблизился с группой талантливых французов, куда входили Леон Дешан, Реми де Гурмон, Альфред Жарри. В декабре 1896 года, когда Маринетти уже убыл из Парижа, двадцатитрехлетний фанат велосипедного спорта Альфред Жарри устроил из поставновки своей драмы «Убю король» абсурдистскую буффонаду в театре «Творчество». По мнению автора книги с этого момента можно отсчитывать срок жизни в европейском искусстве такого явления как перформанс.
Впервые данная книга появилась в 1979 году. Настоящее издание, конечно, очень расширено и дополнено. Но основные главы на месте. Подробно и тщательно разбираясь в деталях пишет Роузли Голдберг о футуризме, дадаизме, сюрреализме, баухаузе.
О нашем отечественном вкладе написано детально и со знанием дела: Николай Фореггер с его людьми-машинами, биомеханика Всеволода Мейерхольда, эвкинетика Лабана, обо всем значительном упомянута. И что интересно – ни слова о Курехине.
Людям не близким к данной теме, может показаться, что перформанс это что-то отвлеченно-холодное, рационалистически выстроенное, надуманное, короче говоря – люди с жиру бесятся, и в основном никто из них не умеет рисовать по человечески, вот и весь секрет.
От этой простой мысли придется отказаться, после ознакомления хотя бы с главой под номером семь – «Искусство идей и медиапоколение 1968-200О». Некоторые художники заходили достаточно далеко в своих попытках создать новое. И производили эксперименты не только на вещественных предметах, но и брали в качестве экспериментального материала свое собственное тело.
«Парижская акционистка Джина Пейн наносила себе опасные раны: резала спину, лицо и руки. Она читала, подобно Нитчу, что ритуализированная боль обладает очищающим воздействием». Нетрудно предположить, что подобные акции могли закончиться непоправимыми результатами. Что кстати случилось с известным акционистом Рудольфом Шварцкоглером, в результате добровольных художественных самоистязаний он погиб в 1969 году. Ничего не скажешь, люди оплатили чистой монетой за свой успех и известность.
Интересно отношение церкви к данному явлению. Жак Маритэн, кажется, могу ошибаться, сказал что современное искусство все же не до конца порвало свои связи с миром богослужения. Инсталляция это манипулирование со священными предметами, как правило бесцельная, а перформанс – предельно выхолощенная литургия. Не знаю, им там на Западе виднее.