Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

СССР: Мифы, фейки, парадоксы

Алекс Громов

СССР: Мифы, фейки, парадоксы

В разные периоды своего существования СССР был очень разным. Легенды о его славном прошлом складывались десятилетиями, и до сих пор появляются всё новые и новые. И реконструкция исторического события порой становилась внушительнее и грандиознее, чем оно было в реальности.

Книга известного историка помогает обратиться к первоисточникам, документам и фактам, чтобы понять и представить, что было и чего не было, и как всё обстояло на самом деле, от залпа «Авроры» до Олимпиады-80 в Москве... Немалое внимание уделено и связи между событиями советского времени с людьми и свершениями времен Российской империи.

Например, в январе 1964 года к Керенскому некий «советский журналист» обратился с предложением приехать в СССР. Видимо, планировалось, что бывший глава Временного правительства публично и на телевидении признает успехи советской власти. Керенский категорически отказался.

Режиссер Фридрих Эрмлер в начале 1960-х годов задумал снять фильм «Перед судом истории». Предполагалось, что это будет фильм-интервью с известным монархистом, членом государственной Думы Василием Шульгиным. Первоначально Шульгин поддерживал Временное правительство, но после Октябрьской революции отправился на Дон, где принял активное участие создании белой Добровольческой армии. После разгрома Белого движения эмигрировал, позже отошел от политической деятельности, но руководство СССР так и не простило ему прежних деяний – он был арестован в 1944 году в Югославии советскими спецслужбами и отправлен в Москву. Приговоренный к 25 годам заключения (а ему тогда уже шел седьмой десяток) Шульгин был досрочно освобожден после смерти Сталина и поселился во Владимире.

«По ходу этого интервью-полемики Эрмлером, предполагалось разоблачить и обезоружить идейно этого ярого антисоветчика. Картина должна была продемонстрировать всеми миру мощь и безупречность советской державы, а Шульгину предстояло публично признать перед всем народом и также – перед судом Истории – победу коммунистов над всеми недобитыми прежними противниками и оппонентами».

На роль Историка, в оппоненты Шульгину, первоначально Эрмлер планировал себя и даже снялся в нескольких сценах, но затем назначил вальяжного артиста – Сергея Свистунова, уже имевшего опыт изображения мудрых ученых. Для разоблачения Шульгина были составлены хитроумные вопросы. «Шульгина снимали в залах Таврического дворца, где он когда-то был депутатом Второй, Третьей и Четвертой Государственной Думы, а затем – в том самом вагоне, где произошло отречение Николая II. Когда же в следующей сцене Историк стал перечислять все творимые белыми генералами расправы, то Шульгин ответил. «Да, вы правы, всех не перечислишь, и потому я не буду перечислять всех «красных» командиров, и не буду измерять количество крови, ими пролитой». Триумф кинопропаганды с Шульгиным снять не удалось».

В первые годы советской власти были проведены многие массовые празднества, во время которых жители городов и приезжие на многие часы (а порой – и дни) оказывались в бурлящей исторической реальности, как правило – недавнего революционного прошлого. Наиболее распространенными были инсценировки Октябрьской революции, которые прошли не только в Москве и Петрограде, но и других городах, в том числе - Воронеже и Вязьме.

Кирилл Голицын