Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Диккенс

Ж.П. Оль

Диккенс

Чарльз Диккенс писатель из ряда вон, таких почти не бывает, не каждая эпоха дает гения такого масштаба. Огромная, творческая мощь, наводящая на мысли о каком-то природном явлении, счастливая творческая судьба – абсолютная признанность при жизни, ничуть не померкшая с годами, даже непонятно, кого можно с ним сравнить в этом смысле, разве что с Львом Толстым. Писатель загадочный, его последний роман, как будто специально обрывает смерть автора, чтобы последующие поколения читателей и исследователей гадали, кто все же убил Эдвина Друда.

Я все это написал, чтобы объяснить, почему не возьмусь анализировать и оценивать книгу со всех сторон и во всех отношениях – слишком крупное явление ее герой. Остановлюсь на одном компоненте, но достаточно поучительном.

Автор книги француз, и он довольно много пишет о взаимоотношениях англичанина Диккенса с Америкой.

Первый раз Диккенс отправился за океан в возрасте под тридцать, уже, будучи несомненной знаменитостью по обе стороны Атлантики. Принимали его радушно, даже с восторгом, хотя некоторые бостонские аристократы и отмечали простоватость его манер. Гению можно все. Писатель посещал тюрьмы и благотворительные учреждения, сравнивал их работу с работой таких же учреждений в Англии. Американцы кое в чем продвинулись дальше в нужном направлении по его мнению. Но многое он в Америке хвалить не стал.

Особенно неприятным для американцев, и главным образом, для американских издателей, явился разговор об авторских правах. Оказывается Штаты, это государство, где декларировалась полная законопослушность и равенство всех перед законом, а главное, священное право собственника на его собственность, на авторские права смотрело странно. Американские издатели совершенно спокойно и бесплатно издавали сочинения английского гения, не платя ему ни цента гонорара. Печатать Диккенса, это было все равно, что печатать деньги. Ведь даже на перевод нет необходимости тратиться.

Автор потребовал справедливости, и на него обрушились с язвительными обвинениями в скопидомстве и жадности. Это был 1842 год. Аргументы критиков требований Диккенса потрясают своим ханжеством и демагогической беспардонностью. Диккенс – рвачь, вот и все, ему должно быть стыдно!

Ему, а не им!

Самое интересное, что когда лет через двадцать с лишним он снова оказался в Америке, положение в этой области ничуть не изменилось. Торговать книгами Диккенса и не платить, осталось принятой издательской модой. Сейчас наше отечество объект критики в части соблюдения авторских прав. Оказывается, мы всего лишь последователи неких старых американских традиций.