Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Юрий Поляков. ЖЗЛ. Современные классики

Ольга Ярикова

Юрий Поляков. ЖЗЛ. Современные классики

Критик Лев Пирогов как-то отметил, что очень странным является отношение к писателю Юрию Полякову современной литературной критики. Автор широко печатается, в каждом большом книжном магазине есть специальная полка с его произведениями, вышло несколько собраний сочинений, в метро постоянно попадаются граждане, читающие Полякова, в десятках театров идут его пьесы, Поляков редактирует многие годы «Литературную газету», а критика делает вид, что такого автора просто-напросто не существует в литературном процессе. И, разумеется, и речи быть не может идти о том, чтобы присудить ему какую-нибудь значащую премию.

Теперь, с появлением объемистой книги Ольги Яриковой эта несправедливость в значительной степени устраняется.

Книга построена не совсем так, как строятся классические  сочинения этой серии. В первой главе мы не найдем подробного  описания детских лет героя.  Речь о них будет в главе за номером два. Стартует же книга с 1985 года, с года, когда начала ломаться привычная советская жизнь, пошли первые трещины на монолите советской цивилизации. Юрий Поляков уже вполне зрелый человек, ему 31 год и он уже вовсю включен в процессы разворачивающиеся в стране. Это оправдано, так как Юрий Поляков в основном своем качестве должен быть опознан как «человек общественный».  Хотя нельзя сказать, что «личное» для не «главное». Главное, но как часть большого общественного движения, человек у него всегда представитель народа, даже в тех случаях, когда он замыслит некий  побег. «Побег» у него получается не куда-то, а в глубину.

Конечно же, более всего Юрий Поляков интересен как художник слова, и этому моменту Ольга Ярикова и уделяет основное свое внимание. Автор старается рассматривать творчество Полякова в широком культурном контексте. Например, скажем, ведется речь о фильме по повести Полякова «ЧП районного масштаба». Ярикова заходит издалека. Она пишет об успехе фильма «Покаяние», который в те годы посмотрели миллионы зрителей, получившем шесть премий отечественной кинопремии «Ника», в то время как гениальный фильм Данелии «Кин-дза-дза!» получил награды за звукорежиссуру и музыку. «Ныне «Покаяние»… благополучно забыт».

«В 1987 году вышел и триумфально прошел по стране фильм Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего», проникнутый можно сказать, перестроечным, антисоветским пафосом».

«В январе того же 1987 года на экраны вышел документальный фильм латышского режиссера Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?», который вызвал не меньший интерес, чем пафосное «Покаяние».

«Одним из основных культурных событий времен перестройки стал фильм Сергея Соловьева «Асса». Его премьера состоялась 1 апреля 1988 годы во дворце культуры МЭЛЗ на Яузе».

В то же время появилась и «Маленькая Вера» Василия Пичула.

Становится понятно, на каком фоне пришлось доказывать свое право на собственное мнение о состоянии дел в мире родного государства  автору «ЧП».

В общем, книга, это помимо биографии современного классика Юрия Полякова, это еще энциклопедия жизни прожитой в те годы нашей страной. Очень поучительное и увлекательное чтение.