Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Музыка как судьба

Георгий Свиридов

Музыка как судьба

Не так давно назад вышло первое издание этой книги, и к настоящему моменту его невозможно найти в магазинах, что по нынешним временам является большой редкостью, изданные книги порой годами лежат на полках. Первое издание, фактически является теперь большой библиографической редкостью.

Данное издание доработано и расширено, но основа его осталась прежней, те же девятнадцать тетрадей, что были написаны рукой великого композитора,  и опубликованы в первом издании.

По отцу Георгий Свиридов происходит из крестьян-однодворцев Курской губернии. Род матери — дворянский.

Еще в раннем детстве Георгия Васильевича (в 1918-1919) потрясли трагические события в жизни семьи. В это время умирают от тифа любимый дед  будущего композитора и его младший брат Вячеслав.  Гибнет и отец Георгия Васильевича, и обстоятельства его смерти до сих окончательно не прояснены. По  сложившейся версии коммунист Василий Георгиевич Свиридов погиб от рук белогвардейцев. Но в последнее время появились и другие мнения, например такое: отец композитора погиб от руки начальника Фатежской ЧК Якова Кутафина. Несомненно эта темная тайна стала важным фактом внутренней жизни композитора.

После окончания школы Георгий Свиридов в 1932 году  едет в Ленинград и поступает в Центральный музыкальный техникум по классу фортепьяно.

По сути, техникум являлся экспериментальной школой, где закладывались основы системы теоретико-композиторского образования.

Свиридов во время учебы в техникуме пишет цикл пушкинских романсов. С этого момента молодой композитор полноправно входит в русскую музыку.

В 1932 году у молодого автора возникает большой интерес к музыке Шостаковича.

Тогда же он поступает в консерваторию в класс П. Б. Рязанова.

Влияние Шостаковича отчетливо ощущается в первом опыте  Свиридова в большой инструментальной форме, его Первой симфонии (1937).

События «большой жизни» не проходили мимо молодого музыканта. В 1941 году он был призван в  армию. Его направили  в училище военных наблюдений, оповещения и связи (ВНОС). В конце августа того же года училище эвакуируют  в Бирск (Башкирия).

В декабре по состоянию здоровья Свиридова комиссуют из армии, и он едет в Новосибирск.

В 1944, после освобождения Ленинграда, он со всей своей семьей возвращается в город на Неве.

В 1946 году композитор удостаивается  Сталинской  премии первой степени за фортепианное трио.

Георгий Васильевич пишет много на стихи Сергея Есенина, Александра Блока, Роберта Бернса, это уже 1950- 56 годы

У композитора возникает замысел Патетической оратории на слова Владимира Маяковского. В 1959 году состоялась ее премьера. Грандиозный успех.

В 1960 году оратория была выдвинута на соискание Ленинской премии и получила ее. Свиридов стал третьим композитором после Прокофьева и Шостаковича получившим эту премию.

Впоследствии, надо сказать, Свиридов пересмотрел свое представление о Маяковском. Вообще ему было свойственно переосмысление своих пристрастий. Например, в  молодые годы Георгий Свиридов очень высоко ценил оперу Альбана Берга «Воццек» и оперу А. Шенберга «Моисей и Арон»,  став старше, он встал на другую точку зрения. Он считал, что западная музыка после взлета в творчестве Вагнера, переживает период сильнейшего упадка, и только русская музыка сохраняет верность подлинным художественным ценностям.

«Взрыв послевоенного авангардизма, связанный с повсеместным внедрением и культивированием додекафонии, оказался взрывом эпигонства, не внесшим уже ничего принципиально нового в музыкальное искусство и заведшим его в тупик».

Скончался Георгий Васильевич Свиридов в 1996 году. Настоящее издание дает возможность проследить как жила, и развивалась мысль великого композитора.