Музыка как судьба
Музыка как судьба
Не так давно назад вышло первое издание этой книги, и к настоящему моменту его невозможно найти в магазинах, что по нынешним временам является большой редкостью, изданные книги порой годами лежат на полках. Первое издание, фактически является теперь большой библиографической редкостью.
Данное издание доработано и расширено, но основа его осталась прежней, те же девятнадцать тетрадей, что были написаны рукой великого композитора, и опубликованы в первом издании.
По отцу Георгий Свиридов происходит из крестьян-однодворцев Курской губернии. Род матери — дворянский.
Еще в раннем детстве Георгия Васильевича (в 1918-1919) потрясли трагические события в жизни семьи. В это время умирают от тифа любимый дед будущего композитора и его младший брат Вячеслав. Гибнет и отец Георгия Васильевича, и обстоятельства его смерти до сих окончательно не прояснены. По сложившейся версии коммунист Василий Георгиевич Свиридов погиб от рук белогвардейцев. Но в последнее время появились и другие мнения, например такое: отец композитора погиб от руки начальника Фатежской ЧК Якова Кутафина. Несомненно эта темная тайна стала важным фактом внутренней жизни композитора.
После окончания школы Георгий Свиридов в 1932 году едет в Ленинград и поступает в Центральный музыкальный техникум по классу фортепьяно.
По сути, техникум являлся экспериментальной школой, где закладывались основы системы теоретико-композиторского образования.
Свиридов во время учебы в техникуме пишет цикл пушкинских романсов. С этого момента молодой композитор полноправно входит в русскую музыку.
В 1932 году у молодого автора возникает большой интерес к музыке Шостаковича.
Тогда же он поступает в консерваторию в класс П. Б. Рязанова.
Влияние Шостаковича отчетливо ощущается в первом опыте Свиридова в большой инструментальной форме, его Первой симфонии (1937).
События «большой жизни» не проходили мимо молодого музыканта. В 1941 году он был призван в армию. Его направили в училище военных наблюдений, оповещения и связи (ВНОС). В конце августа того же года училище эвакуируют в Бирск (Башкирия).
В декабре по состоянию здоровья Свиридова комиссуют из армии, и он едет в Новосибирск.
В 1944, после освобождения Ленинграда, он со всей своей семьей возвращается в город на Неве.
В 1946 году композитор удостаивается Сталинской премии первой степени за фортепианное трио.
Георгий Васильевич пишет много на стихи Сергея Есенина, Александра Блока, Роберта Бернса, это уже 1950- 56 годы
У композитора возникает замысел Патетической оратории на слова Владимира Маяковского. В 1959 году состоялась ее премьера. Грандиозный успех.
В 1960 году оратория была выдвинута на соискание Ленинской премии и получила ее. Свиридов стал третьим композитором после Прокофьева и Шостаковича получившим эту премию.
Впоследствии, надо сказать, Свиридов пересмотрел свое представление о Маяковском. Вообще ему было свойственно переосмысление своих пристрастий. Например, в молодые годы Георгий Свиридов очень высоко ценил оперу Альбана Берга «Воццек» и оперу А. Шенберга «Моисей и Арон», став старше, он встал на другую точку зрения. Он считал, что западная музыка после взлета в творчестве Вагнера, переживает период сильнейшего упадка, и только русская музыка сохраняет верность подлинным художественным ценностям.
«Взрыв послевоенного авангардизма, связанный с повсеместным внедрением и культивированием додекафонии, оказался взрывом эпигонства, не внесшим уже ничего принципиально нового в музыкальное искусство и заведшим его в тупик».
Скончался Георгий Васильевич Свиридов в 1996 году. Настоящее издание дает возможность проследить как жила, и развивалась мысль великого композитора.