«И время ... ставит обелиски»
В Тропаревской березовой роще, что находится на юго-западе Москвы, недалеко от Центрального дома туриста, вблизи Ленинского проспекта, среди зелени ухоженного парка видны углубления в земле круглой формы. В них не растут деревья, а только небольшая трава. По историческим документам и свидетельствам очевидцев, это остатки артиллерийских окопов, где осенью 1941 года стояли зенитные орудия, защищавшие небо Москвы.
Залпы войны давно отгремели, но эти окопы возвращают нас в те далекие годы. Через эти, незаметные на первых взгляд, позиции проходил оборонительный рубеж нашей столицы.
И хотя мало осталось очевидцев (но они еще есть!), воспоминания продолжают волновать умы людей. Ведь память, как писал русский философ Н.А. Бердяев, – это самая таинственная сила в человеке.
В этом году исполнится 75 лет героической обороне Москвы в Великой Отечественной войне. Считается, что она началась осенью сорок первого года. Но правильнее будет сказать, это относится к ее основной фазе. На самом деле к защите столицы москвичи, да и вся страна приступили с первых дней войны. И как ни тяжел оказался тот период для защитников Москвы, наступательный порыв врага был сломлен именно тогда.
Удивительно, как много книг и исследований написано о войне, и как мало мы еще знаем реальных фактов о московской обороне, как много документов еще не обнародовано и как неожиданно порой мы обнаруживаем находки на самых исхоженных дорожках.
Такую находку удалось сделать совсем недавно в районе Тропарево-Никулино. И она словно приоткрыла нам окошко в прошлое...
Жители Москвы, а именно Тропарево-Никулино ходили по дорожкам березовой рощи и замечали небольшие ямы круглой формы, поросшие травой, при входе в Тропаревский березовый лесопарк близ станции «Юго-западная». Ветераны вспоминали, что эти ямы могли остаться от позиций зенитных батарей, через которые проходила одна из линий обороны Москвы. Некоторые активные жители района проявили инициативу в поиске материалов об этих фактах, обратились в Государственный музей обороны Москвы.
Сотрудники музея провели экспертизу на месте и благодаря изучению архивных материалов и сохранившимся свидетельствам очевидцев подтвердили, что именно здесь находились в ноябре 1941 года позиции зенитной батареи, оборонявшей небо Москвы. Согласно поступившему из музея заключению, это были позиции 5-го дивизиона зенитно-артиллерийского полка 1-го корпуса противовоздушной обороны народного ополчения.
Удалось сделать реконструкцию расположения позиций на основе реальной карты сооружений московского укрепленного района.
При содействии Управы района Тропарево-Никулино и местного муниципалитета был поставлен памятный знак-обелиск. Он сразу нашел живой отклик у посетителей парка. У обелиска в летне-осенний период почти всегда можно увидеть живые цветы. Проходя мимо него, невольно обращаешься к истории семидесятипятилетней давности. Мысленно перенесемся в ту военную осень...
Уже четыре месяца идет война. Немецкие войска все ближе подступают к пригородным зонам Москвы. Но в Тропарево еще сохраняется размеренная деревенская жизнь. Люди косят сено, проезжают на телегах с продуктами. Тем не менее жестокое дыхание войны ощущается все больше и больше. Оно – во многих приметах военного времени – и в заклеенных крест-накрест темными полосками бумаги стеклах окон, и военных патрулях, в тревожном вое сирен.
Луговые поля, поражающие красивым разнотравьем, овраги, небольшие речки и болотца, окружают Тропарево.
Любоваться этой природой у людей уже нет возможности, потому что все силы жители отдают на строительство защитных укреплений, оборонительных рвов и траншей. Все взрослое население села, в том числе мама девочки, занимается сооружением противотанковых рвов и других фортификационных укреплений.
Осенью 1941 года рано настали холода. Враг все более ожесточенно рвался к Москве. Фашисты стремились захватить ее до начала зимы. Для достижения этой цели были брошены лучшие немецкие части.
Как гласят документы, на защиту столицы были выдвинуты дивизии народного ополчения. Они формировались в два этапа. Еще в начале июля 1941 года командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А.Артемьев выдвинул идею формирования частей, состоявших из москвичей, готовых защищать свой город. Эти идеи вместе со своими коллегами он изложил в письме И.В.Сталину и получил поддержку. 16 июля был издан приказ об использовании сформированных дивизии на Можайской линии обороны. Приказом предписывалось в первоочередном порядке обеспечить дивизии вооружением и обмундированием. Из Тропарево и Никулино, которые тогда входили в Кунцевский район Московской области, были также призваны добровольцы, вошедшие в 5 дивизию народного ополчения, формировавшуюся на основе Фрунзенского района столицы (он был наиболее близок к Тропарево и Никулино, что хорошо видно на карте того времени).
Дивизии народного ополчения сыграли огромную роль в том, что смогли задержать вражеский натиск и не допустить его прорыва к столице до наступления холодов.
Однако к октябрю 1941 года ситуация на московском фронте становилась все более критической. Немецко-фашистские войска подступили к Москве на расстоянии 30-40 км. Требовалось принятие срочных оборонительных мер.
В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 19 октября 1941 года мероприятия по подготовке столицы к обороне на ближних подступах было возложено на генерал-лейтенанта П.А.Артемьева. Он также руководил мероприятиями по переводу Москвы на осадное положением и обеспечению эвакуации наиболее важных объектов и предприятий.
В тревожные дни обороны Москвы за его подписью в газете «Правда» было опубликовано воззвание к москвичам, где он писал о том, что каждая улица должна приобрести боевой облик, а каждый дом – стать неприступной крепостью для врага.
Было принято решение о формировании народного ополчения второй волны. Этот вопрос П.А.Артемьев взял под самый пристальный контроль и сразу после назначения объехал и лично проинспектировал все наиболее важные рубежи на западе столицы.
Большое внимание П.А.Артемьев уделял защите воздушных путей на Москву. В боевом приказе об организации обороны Москвы предусматривалось, в том числе, установка сети зенитных батарей на западном направлении. Была создана зона противовоздушной обороны. Кроме того, для обеспечения боевых действий истребительных авиации зенитной артиллерии в ночных условиях были созданы световые прожекторные поля, в первую очередь на наиболее вероятных направлениях нападения авиации противника – к западу и югу от Москвы. На вооружении ПВО были счетверенные пулеметы, 37-мм зенитные пушки, и 85-мм пушки. В Тропарево были установлены 37-мм орудия (одно из таких орудий стоит перед входом в расположенный в Олимпийской деревне Государственный музей обороны Москвы).
Из военных рапортов того времени известно, что 22 октября 1941 года П.А.Артемьев побывал на позициях близ Тропарево. Он подошел к бойцам зенитного расчета, спросил об их настрое на борьбу с врагом. В ответ услышал единодушное: все готовы биться до конца, но на лицах – тревога, а хватит ли боеприпасов. Артемьев постарался, как мог, ободрить бойцов, обещал помочь с боеприпасами.
В рекордно короткие сроки было завершено строительство оборонительной линии. Строительные работы в Московской зоне обороны развернулись в середине октября. В течение месяца рабочие, колхозники, служащие, домашние хозяйки, старики и юноши в дождь, в слякоть, в мороз, не щадя себя, возводили укрепления под Москвой. Свыше 250 тысяч москвичей приняли участие в этой незабываемой эпопее, выкапывали противотанковые рвы, окопы, ставили различные преграды для вражеских танков.
Главный оборонительный рубеж был построен в форме полукруга, который опоясывал Москву в радиусе 15-18 км. и состоял из трех оборонительных полос, одна из которых проходила через Тропарево.
Бывшие жители села Тропарева делились с автором статьи своими воспоминаниями из военного детства. Все взрослое население села занималось сооружением противотанковых рвов и других фортификационных укреплений.
Столкнувшись с ожесточенным сопротивлением защитников столицы и трудовым героизмом ее населения, немецкое командование, согласно архивным документам, стало возлагать большие надежды на авиацию, и было решено усилить массированные авианалеты на Москву, которые начались еще с июля.
Эти авианалеты хорошо запомнили жители села Тропарево и других окрестных деревень.
Когда налеты на Москву участились, для усиления защиты московского неба на огневые позиции на юго-западе Подмосковья были направлены курсанты артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского, которую недавно перевели в Москву из Ленинграда. Был направлен артиллерийский расчет и на позиции в Тропарево.
Вечером следы от выстрелов зенитных орудий были хорошо видны из деревенских домов села Тропарево. Наиболее напряженным выдался бой во время вражеского налета 6 ноября.
В тот день все три линии зенитной обороны дали мощный отпор врагу. Самоотверженно сражались на своих батареях курсанты артиллерийской академии. Свою задачу в тот день выполнил и зенитный расчет, находившийся на месте современной березовой рощи в Тропарево.
Можно представить, как это было, по рассказам очевидцев. В темном зимнем небе над храмом Михаила Архангела два луча прожектора, как огромные светящиеся ножницы, наконец, пересеклись и поймали в свое перекрестие гудящий самолет противника. Вместо темного силуэта самолет стал серебристым, а лучи, поймав его, уже «вели» по небу, не давая уйти в темноту. Раздалась команда «Огонь» и зенитка заработала. Когда один из выстрелов достигал цели, то немецкий бомбардировщик загорался, вспыхивал огнем, несся вниз и через секунды падал на землю с сильным взрывом.
Как вспоминала одна из жительниц Тропарево, она в тот момент была маленькой девочкой, но сохранила в памяти события военного времени. Ее мама уходила очень рано на строительство инженерных укреплений, а она подолгу оставалась дома, поскольку была больна. Она смотрела в окно на купола храма Михаила Архангела в Тропарево. Этот храм, как и многие другие, был закрыт для верующих накануне войны. Но тем не менее для многих жителей он по-прежнему был духовной поддержкой и символом защиты, ведь, согласно преданию, именно Архистратиг Михаил со своим воинством одержал победу над силами зла в небесной битве. Над храмом Михаила Архангела много раз пролетали немецкие самолеты и даже зафиксировали его в ходе аэрофотосъемки местности. Но от бомбежек он не пострадал.
Вечером 6 ноября девочка вдруг услышала сильный грохот и яркие вспышки на небе. Ей стало страшно. Когда пришла домой мама, девочка сказала: «мама, я слышала гром и видела яркую вспышку». Чтобы успокоить дочку, мама стала рассказывать: «И произошел на небе бой. Сражались добрые и злые силы. Злые силы не устояли и были повержены. Добрым силам помог светлый ангел - Архистратиг Михаил со своим воинством». К этому времени гул и шум прекратились, только отдаленно раздавались раскаты зениток. Девочка улыбнулась, и у нее выступили слезы. И чуть позже мама рассказала ей, что это был воздушный бой и была отбита атака на Москву. И с этого дня девочка стала поправляться.
По сведениям военных источников, к Москве 6 ноября не смог прорваться ни один фашистский летчик, а всего в небе Подмосковья было тогда сбито 34 немецких самолета.
Это было особенно важно, поскольку в это время в Москве шли последние приготовления к легендарному параду, который состоялся рано утром 7 ноября на Красной площади. Командовал парадом генерал-лейтенант П.А.Артемьев. Среди участников парада чеканили шаг курсанты артиллерийской академии, накануне вечером оборонявшие небо Москвы.
В те дни, по рассказам очевидцев, в небе Москвы произошло необычное событие, о котором не все могли знать в то время. Был совершен облет неба Москвы с иконой Тихвинской Божией матери (из храма в селе Алексеевском близ ВДНХ) на самолете «Дуглас», лично выделенным для этого И.В.Сталиным.
А в Елоховском соборе Москвы состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией матери.
Можно сказать, что моральный дух москвичей поддерживала и большая духовная сила, укрепляла настрой на решительную борьбу за Победу...
8 мая 2015 г., в дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, был торжественно открыт камень-обелиск в Тропарево. Это событие произошло благодаря содействию многих людей. Большую роль сыграли сами жители района, в частности координатор общественного совета по Тропаревскому лесопарку С.С.Байкова (она собрала материалы о зенитной позиции), участник ВОВ С.М.Суслов, член координационного совета председателей ЖСК в Тропарево Т.П.Денисова и другие. В экспертизе на месте участвовали заведующий научно-исследовательским отделом Государственного музея обороны Москвы В.П.Филатов и ученый секретарь музея К.А.Дряннов., Об этом свидетельствует письмо из музея на имя главы Управы района. Безусловно, в реализации этой инициативы значительную помощь оказали глава муниципального округа «Тропарево-Никулино» С.П.Куликов, глава Управы района А.А.Обухов и его заместитель Д.А.Полежаев.
Монумент вызвал самый живой отклик у посетителей тропаревского парка. Все лето и осень у него стояли живые цветы.
10 декабря при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия» в Тропарево-Никулино (руководитель – Е.А.Баркова) у обелиска состоялась памятная церемония, в ходе которой мимо обелиска торжественным маршем прошли школьники близлежащих школ, в том числе воспитанники кадетского класса школы № 875. И хотя погода тогда была весьма прохладной, в душе многих было тепло от чувств и воспоминаний о героической странице нашей истории. Событие получило широкое освещение в районных и префектуральных СМИ.
Бережно сохраняется память о военном времени и в храме Архангела Михаила. По инициативе его настоятеля, протоирея Георгия Студенова, на территории храма был восстановлен ранее существовавший в селе памятник тропаревцам, погибшим в период войны, а в 2010 году поставлен монумент, посвященный детям-узникам фашистских лагерей. Чтят здесь и Тихвинскую икону, сыгравшую свою роль в обороне Москвы. Кстати, как следует из документов, в храмах в Тропарево и в Алексеевском до войны служили священниками братья, соответственно, Василий и Николай Лебедевы, окончившие Вифанскую духовную семинарию.
Рано или поздно все документы об обороне Москвы, хранящиеся в различных архивах, будут раскрыты, и современные жители узнают о всех подвигах, духовных и ратных, совершенных на территории нынешних московских районов. Это позволит осознать всю степень мужества и стойкости нашего народа в годы войны, а это в свою очередь послужит примером для нынешнего и последующего поколений.
Хотелось бы надеяться, что в этом году в дни победных и скорбных дат, посвященных Великой Отечественной войне в топаревской березовой роще у поставленного знака будут вновь и вновь звучать стихотворение Константина Симонова:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы…
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
Ставит
Обелиски.
Н.П.Илышева-Введенская