Загадки былых времен
На книжном фестивале «Красная Площадь» было представлено много изданий, посвященных историческим событиям и вечным духовным ценностям. Некоторые из наиболее интересных книг – в нашем обзоре.
Алекс Громов, лауреат Премии журнала «Москва»
Владимир Муравьев. Карамзинская Москва
Книга повествует не только о биографических вехах, литературных и научных трудах известного отечественного историка и писателя, но и о всей жизни современной ему Первопрестольной столицы. Какой же была Москва, когда в нее приехал учиться юный Николай Карамзин? «В «Описании императорского столичного города Москвы» - первом отечественном путеводителе по древней столице, изданном в 1782 году поэтом и секретарем Григория Потемкина Василием Рубаном, приводится любопытная статистика. В тогдашней Москве было 114 больших улиц, шириной более восьми сажен и 463 переулка в четыре сажени. Обывательских дворов насчитывалось 8778, из которых 1208 были каменные. (Для сравнения: в знакомом Карамзину Симбирске на 1400 домов приходилось всего пять каменных). В Москве было 24 монастыря, 256 церквей, шесть аптек, три типографии, 15 трактиров, 40 бань, 188 постоялых дворов, 378 кузниц, четыре каменных моста и 18 деревянных. Городской транспорт представляли 5648 частных извозчиков. Были и наемные кареты. Зажиточные москвичи ездили в собственных экипажах, остальные передвигались пешком… Главные улицы освещали 600 масляных фонарей».
В книге подробно рассказывается и о деятельности Карамзина на должности официального историографа. Она началась с того, что он добился разрешения пользоваться важнейшими архивохранилищами. В Хохловском переулке размещался Московский архив Коллегии иностранных дел, являвшийся крупнейшим собранием исторических материалов. Помимо этого, историк работал и в других богатейших собраниях рукописей - библиотеках Патриаршей и Троицкой лавры. Описаны в тексте и карамзинские места Москвы, события 1812 года, создание «Истории государства Российского».
Владимир Торин. Амальгама 2. Тантамареска
Возможно ли разгадать тайну появления сновидений, их глубинной природы? Ведь испокон веков люди видят сны, прекрасные, пугающие, а порой и вещие. А быть может, она давно известна, но тщательно оберегается от непосвященных… В романе, заставляющем вспомнить о классических образцах исторической и приключенческой прозы XIX века, мастерски переплетены человеческие судьбы, знаковые события мировой, прежде всего, российской истории, лучшие мысли из сокровищницы философской мудрости всего человечества.
Автор виртуозно выписывает тончайшие оттенки чувств и эмоций, дополняя их достоверно запечатленными деталями и историческими реалиями. Иногда пласты повествования смешиваются так же неожиданно, как отражения в зеркальном лабиринте. И вот уже легендарный старец Федор Кузьмич, которого народные предания отождествляют с удалившимся от власти ради покаяния императором Александром I, размышляет о высокой сущности любви. «Главное – желание, - тихо произнес старец. – Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без нее самой. И тогда рано или поздно Господь увидит твое желание и старание и, поверь, непременно вложит в твое сердце любовь. Но помни, что она есмь вершина всех совершенств, а посему, дабы взойти на вершину, надо пройти все ступени. И потому, прежде чем стяжать любовь к Богу и к ближнему, надо прежде всего изъять из своей души тягу к грехам. Стяжать любовь могу только те, которые стали бесстрастными, освободившись от всех страстей: от чревоугодия, блуда, гнева, лжи, тщеславия и гордыни. Только ставших чистыми и начавших творить дела любви Господь осчастливит ею».
Но необдуманное человеческое вторжение в запретные области знания, ставит под угрозу само существование Земли, человечества, мироздания… За считанные часы людям надо вспомнить, что такое любовь, освободить ее от шелухи затертых слов и пошлости, научиться жертвовать честолюбивыми замыслами ради общего спасения.
Персия: история неоткрытой страны
Научно-популярное издание, иллюстрированное гравюрами и старинными фотографиями, раскрывает множество малоизвестных подробностей многовековой истории Персидской державы, начиная со времен древней династии Ахеменидов и до конца XIX века. Особое внимание уделено традиционно прочным отношениям между Персией и Русью, Российской империей – в сфере дипломатии, торговли, культурного влияния.
Громов и Табаи, авторы книги, подробно рассматривают туркестанские походы русской армии во второй половине XIX века, когда командование непременно учитывало возможное беспокойство Персии, для которого не следовало давать повода. Знаменитый генерал Скобелев перед своим выступлением «во главе 11 тысяч солдат и с сотней пушек» на штурм стратегически важной крепости Геок-Тепе «получил строжайшее указание не перемещать войска на восток за пределы оазиса Ахал-Теке и не совершать маневров на персидской границе». Перед тем, как идти на Геок-Тепе, Скобелев тщательно проанализировал предыдущий неудачный поход и пришел к выводу, что основной причиной поражения стало недостаточное снабжение, как боеприпасами, так и продовольствием. Поэтому позаботился о подвозе всего необходимого по Каспийскому морю и далее по новой, стремительно построенной железной дороге. «Также он отправил в Персию Николая Гродекова, будущего Туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским округом, чтобы тот организовал на персидской территории базу, расположенную всего в одном дневном переходе от Геок-Тепе, и заготовил там требуемые припасы».
Мирное население приграничных областей Персии сильно страдало от набегов туркестанских кочевников и поэтому оказывало русским войскам всяческую поддержку, надеясь на избавление от постоянной угрозы. Впоследствии военный министр Российской империи Алексей Куропаткин писал о важности добрососедских отношений и Персией и о том, что русское правительство должно в случае необходимости позаботиться о безопасности и «спокойном развитии населения Хорасанской провинции». В книге также рассказывается о драгоценном троне, подаренном шахом Аббасом Великим новому русскому царю Михаилу Федоровичу Романову, персидском походе Петра I, визите Насреддин-шаха в Санкт-Петербург, созданной по желанию шаха русскими инструкторами Персидской казачьей бригаде.
Имя и род любви
Любовь и милосердие порой способны творить чудеса, преодолевая бесчисленные препятствия. Многие произведения классической литературы говорят об этом, в том числе и прославленная поэма великого Фирдоуси «Шахнаме». Современный писатель Мохаммад Реза Юсефи создал на основе знаменитого эпоса оригинальную книгу, повествующую о том, как в далекие времена «…когда на восточных границах Ирана начиналась война с Тураном, в княжестве Кабул встретились юноша по имени Заль и девушка по имени Рудабе. Они полюбили друг друга с первого взгляда и поклялись друг другу в вечной любви и верности. Но не все поддерживали их чувство. Беда была в том, что принадлежали они к враждующим родам: Заль был сыном Сама, правителя Систана, вассала иранского царя Манучехра, а Рудабе — правнучкой Заххака, который когда-то причинил много зла Ирану».
Отец юноши, военачальник Сам, разгневался, узнав, что сын не отступается от обещания защищать свою любовь. Однако Заль напомнил ему, что в детстве чуть не лишился жизни, когда отец, увидев необычные светлые волосы прекрасного младенца, испугался и велел выбросить его на съедение диким зверям. Заль спасся и благополучно вырос, но теперь ему придется снова покинуть отчий край, бежать вместе с невестой в чужие земли?.. Доблестный Сам устыдился своей жестокости и вызвался поговорить о судьбе сына с грозным владыкой Манучехром. Но царь приказал своему полководцу немедленно начать войну и доставить ему головы Рудабе и ее отца.
Однако юноша, верный данному возлюбленной слову, вышел с немногими друзьями навстречу наступающему войску и воскликнул, что дальше отец с воинами пройдут, только убив его. Полководец снова взывает к царю, напоминая, что он, славный витязь Сам, отнюдь не вечен, и кому потом возглавлять воинство и защищать родную землю, если не отважному сыну его? На царя снисходит подлинная мудрость: «Настало время забыть старую вражду». И весь народ ликует, празднуя то, что впервые невежество и зло побеждены любовью.
Сейед Мехди Шоджаи. Как поговорить с Тобой?
Эта поэтичная и мудрая сказка-притча начинается с того, что на безмятежное морское побережье внезапно обрушилась буря. И вот уже чистое голубое небо скрылось за темными тучами, завыл ветер, разбушевалось море. Все живое спешит укрыться от урагана. «Высокие морские волны с гулким рёвом бились о борта маленькой разбитой лодки. Казалось, они так и рвались поглотить её целиком, затянуть на глубину, потопить!.. Наконец неистовые волны выбросили разбитую лодку на берег. И тогда деревья с удивлением заметили мальчика. Он был сильно испуган, горько плакал, но всё-таки смог выбраться из покорёженной лодки. По-видимому, всех, кто был в этой лодке, смыло в море, а мальчик каким-то чудом уцелел, и волны вынесли его на берег». Ищите больше информации про дримлаш отзывы наших покупателей помогут узнать детали.
На берегу нет людей, но мальчик недолго остается одиноким. Ему на помощь приходят исконные обитатели леса, деревья и животные. Старая мудрая пальма угощает малыша своими сладкими плодами. А когда он успокаивается и, к собственному удивлению, начинает различать слова в шелесте листьев, пальма утешает его: «Не плачь, мой хороший! Постарайся забыть всё, что случилось! отныне ты – наше дитя! Мы будем заботиться о тебе! Мы сделаем всё, чтобы тебе здесь было хорошо!». И действительно все живое оберегает мальчика, а он учится строить себе укрытие от дождя, мастерить одежду и находить общий язык с новыми друзьями.
Но проходит время, и мальчик задумывается о том, почему мир устроен именно так, что в нем есть доброта, забота и дружба, светит солнце, журчит прозрачный ручеек, давая возможность утолить жажду? И как выразить свою горячую благодарность за все это? Придется преодолеть долгий, нелегкий путь по лесу и горам, чтобы выйти к людям и узнать ответ.
Карина Сарсенова. Счастье вопреки
Любовь – одна из высших ценностей, озаряющих человеческую душу. В сборник включены поэтические и драматические произведения, посвященные любви, будь то высокое взаимное стремление сердец мужчины и женщины или способность к пониманию и сопереживанию между людьми. Запечатленные в строках, продолжающих традиции русской классической поэзии, искренние и сильные чувства свидетельствуют о великой силе любви: «А если я – любимая твоя, \ А если ты – моё благословенье, \ То мы живём и чувствуем не зря…». Они гармонично дополнены размышлениями о вечных вопросах, волнующих человека с незапамятных времен: «Вдохновенье глубинами мира, \ Тайной жизни и тайной времён… \ И судьбы разноцветным пунктиром, \ И картинами, скрытыми в нём…».
Не менее ярко отражена сила и значимость любви и в драматических произведениях. Так, в пьесе «Подпись» два родных брата, однажды поддавшись искушению позавидовать друг другу, поначалу просто отдаляются, а вскоре каждый из них готов пойти на всё, чтобы уничтожить собственного брата. «Это его музыкальные успехи сводят меня с ума! Это он талантливее меня! Это его больше любят и всегда больше любили наши родители! Это он, его жизнь, полная радости и достижений, сводит меня с ума, лишает сна и покоя! Это он мой главный враг, он, кто не имеет права называться моим братом!». Только отчаянный призыв умирающей матери, которая из последних сил стремится напомнить сыновьям, что они все-таки любят друг друга, заставляет братьев прозреть и отступить от роковой черты.
Да, утрата любви, способности слышать, а главное понимать другого человека легко может привести к печальному исходу. Ведь недаром говорится, что любовь – один из важнейших краеугольных камней мироздания. Сочетая песенную напевность строк и следование классическим поэтическим идеалам, автор создает выразительный поэтический портрет современного человека, одновременно обращаясь к истории и духовному богатству всего человечества в целом.
Марта Таро. Игры скорпионов
Роман начинается с одного из величайших моментов отечественной истории – Наполеон изгнан из пределов русской земли. Но первые дни мира полны забот и тревог. Император Александр и его ближайшие советники поглощены вопросами послевоенного устройства Европы. А тем, кто воевал, или ждал ушедших на войну, молясь об их благополучном возвращении, теперь предстоит заново налаживать жизнь, восстанавливая разрушенное и оплакивая погибших. Книга завершает цикл романов о жизни двух дворянских семейств, поэтому на ее страницах читатели вновь встречаются с княжнами Черкасскими и их единственным братом, князем Алексеем. Новость о его гибели оказалась ложной, и происки коварного родственника, жаждавшего завладеть всем имуществом семьи, больше не страшны.
Однако среди тех, кто вернулся с войны, могут быть не только герои, но и негодяи. Когда одна из сестер – княжна Долли – во время верховой прогулки встречает нового соседа, офицера, находящегося в отпуске по ранению, она поначалу не подозревает ничего плохого. А этот обаятельный человек оказывается не только алчным охотником за богатой невестой, но и настоящим преступником.
Храбрость Долли выручает ее в критический момент, но ради безопасности Долли и ее сестра Лиза вместе со своей тетушкой покидают имение, отправившись в Москву. Вид разоренного оккупантами и пожаром города потрясает их. «Вон — церковь, где крестили вашу бабушку. — Апраксина указала на руины, где с десяток мужиков разбирали обгоревшие камни. — Теперь и глав не осталось, и колокольня рухнула, а прежде храм был хорош — белый, как лебедь. Ему ведь лет триста — построили ещё при Алексее Михайловиче. Тогда здесь царские сады росли, вот он и звался: «Храм Святого Владимира в Старых Садах». А теперь что?». Долли решает помочь восстановлению храмов. А вскоре ей приходится уехать в Англию. И там она обретает шанс на счастье, за которое, впрочем, еще предстоит побороться.